11 мин.

Камо грядеши

Столько всяких политических телодвижений и заявлений совершенно противоположного толка было сделано в «Формуле-1» за последние две недели, что просто голова кругом. Одно можно сказать с уверенностью: кому-то точно в скором времени придется ответить за свои слова. Максу Мосли – за «Формула-1» проживет и без «Феррари», Берни Экклстоуну – за обещание помирить Федерацию и Скудерию, Луке ди Монтеземоло и совету итальянской компании – за угрозу покинуть чемпионат. Да и «Рено» с «Тойотой» за аналогичные речи…

Для тех, кто совсем не в теме, не очень краткое содержание предыдущих серий. 3 июля 2008 года свежеподтвержденный Генеральной Ассамблеей, оправившийся после сексуального скандала и поднабравшийся сил и идей президент ФИА Макс Мосли потребовал от команд «Формулы-1» предложить свои меры по снижению расходов, иначе… Иначе, как обычно, этим благородным делом он займется сам. Чуть более чем через три недели, 29 июля, участники чемпионата удивили мир, объединившись в собственную Ассоциацию – ФОТА, которая взяла на себя миссию сотрудничать / противостоять ФИА в вопросах развития спорта, а также вести переговоры на коммерческие темы с третьим китом, на котором держатся королевские автогонки, – ФОМ. За свою короткую жизнь ФОТА успела достичь многого: крепко сплотить команды перед лицом общих врагов (не только Макса или Берни, но и общей экономической ситуации в мире), выиграть битву против предложенных Мосли стандартных моторов и провести через Совет ФИА целый комплекс собственных предложений по сокращению расходов (в частности, отмену тестов по ходу сезона и новые ограничения на двигатели), а также прочно застрять костью в горле ФИА.

К истории со стандартными моторами мы еще будем возвращаться, а пока продолжим. Несмотря на первую победу, все встречи ФОТА, как правило, заканчиваются одинаково – бодрыми и очень друг на друга похожими заявлениями о том, что Ассоциация работает над дальнейшим развитием идей сокращения расходов, добилась прогресса, и все идет хорошо. Мосли, естественно, глядя на однообразие пресс-релизов и немногочисленные реальные предложения, не мог не прийти к выводу о том, что кардинальных изменений от команд ждать не приходится, поэтому пора опять браться за «иначе…» И снова удар не просто по командам, а по определенной группе участников – автопроизводителям.

«Они будут довольны», – говорил Мосли незадолго до того, как раскрыть свои планы, имея в виду, что, как и в случае с моторами (которые можно было покупать или строить самим по заданной стандартной спецификации), командам будет предоставлен выбор. Подписаться на бюджетное ограничение размером в 40 млн фунтов стерлингов в обмен на отдельные технические свободы (Cost-Regulated Teams, или CRT) или сохранить свои разросшиеся за годы соперничества с равными автоконцернами инфраструктуру и расходы, но строить болиды в соответствии с тем техническим регламентом, который существует сейчас. На все про все времени – до 29 мая, когда заканчивается крайний срок подачи заявок на сезон-2010.

ФОТА поначалу довольно сдержанно отреагировала на решения Всемирного совета ФИА от 29 апреля. Фрэнк Уильямс сразу же отметил, что все команды должны соревноваться на основе одного технического регламента, Мартин Уитмарш, которому теперь страшно и слово сказать, – все-таки команда находится на испытательном сроке, произнес спич о необходимости сотрудничества сторон, Норберт Хауг заверил всех, что автопроизводители не собираются покидать чемпионат, а «Феррари» не стала тратить лишних слов и выпустила краткое No Comments. И только после двух встреч Ассоциации в «Хитроу» и на «Каталунье-Монтмело» посыпались реальные угрозы: «Тойота», «Ред Булл» / «Торо Россо», «Феррари», «Рено»… Все с одинаковыми, явно предварительно согласованными посланиями: во-первых, если правила не изменятся, мы уйдем, и, во-вторых, с нами не посоветовались, мы недовольны методами, которые использует ФИА.

На этом факты заканчиваются, начинаются домыслы, вопросы, предположения. Чем не устраивает команды бюджетное ограничение? Откуда взялась такая интересная сумма – 40 млн фунтов стерлингов? Почему бы конюшням не сохранить свои бюджеты и не посоревноваться с теми, кто будет тратить меньше, ведь что они там смогут построить за свои 40 млн? Попытаются ли некоторые автоконцерны воспользоваться ситуацией, как удобным поводом, чтобы покинуть «Формулу-1» по иным соображениям – из-за провала программы или неблагоприятного экономического климата? Может ли прожить «Формула-1» без «Феррари», а «Феррари» без «Формулы-1»? А если за Скудерией потянутся, как это уже получается, другие команды? И куда они направят свои стопы? Или все же возможен компромисс?

Начнем с того, что само по себе бюджетное ограничение не вызывает серьезного отторжения у участников чемпионата. Предположительно присутствует нежелание команд показывать свои бухгалтерские книги ФИА, но Берни Экклстоун утверждает, что этого делать не придется, да и Федерация вообще не имеет права касаться коммерческой стороны деятельности команд (поэтому и не сможет ввести принудительное ограничение для всех участников). Так что будь сумма разумнее, а методы ее внедрения демократичнее, есть шанс, что конюшни дали бы свое добро.

Но никакой серьезной аргументации в поддержку суммы в 40 млн ФИА так и не представила. Вариант только один: расчет велся не на основе нужд автоконцернов, сейчас участвующих в «Ф-1», а выводился исходя из возможностей новичков. Вот, например, «АйСпорт» из GP2 сейчас работает с бюджетом в три млн евро, и чтобы сделать апгрейд своей команде до «Формулы-1», Полу Джексону нужно расшириться приблизительно в десять раз, да получить еще 10 млн подъемных от Берни, которые тот обещал новичкам (похоже, когда поднимали планку с 30 до 40 млн, именно за счет этой обещанной суммы и произошел прирост). А многим нынешним конюшням придется ужаться в те самые десять раз за оставшиеся восемь месяцев. Не знаю, как оно в бизнесе, но как женщина могу сказать – лишние килограммы набираются приятно, а сходят весьма болезненно. Да еще и долго. А команды «толстели» не сезон и не два. Они готовы к постепенному снижению суммы, но в этом случае у ФИА не будет возможности привлечь новичков (ну, разве что, «Продрайв», который был согласен и на 100 млн). А эта цель сейчас давит на мысли Мосли гораздо сильнее, чем желание сохранить тех, кто уже есть.

«Формула-1» проживет и без «Феррари», – если вы хотели доказательств тому, что Макс Мосли ничерта не понимает в «Ф-1», то вот оно. Не потому, что между королевскими автогонками и их легендарным участником иногда ставят знак равенства. Просто сменился политический климат, и Скудерия стараниями своего президента, по совместительству президента ФОТА, выступает не отдельной единицей, которая ищет блага для себя лично, а членом сплоченного объединения команд. Сейчас формула такова: голос «Феррари» = голос ФОТА (что подтверждают заявления «Тойоты» и «Рено»), а Ассоциация как раз и есть вся «Ф-1».

Внутри нынешней десятки, конечно присутствует потенциал для раскола: три команды – «Уильямс», «Браун» и «Форс-Индия» – предположительно, готовы поставить свои подписи под бюджетным ограничением. Фрэнк Уильямс прямо сказал: «Мы – гоночная команда, что еще мы может сделать?» Остальная семерка – пять автопроизводителей и две команды Дитриха Матешица – это не просто большая часть участников, это основной генератор доходов «Формулы». Максу на это, может и наплевать, но вот Берни прекрасно знает, ради чего телеканалы раскупают у него права (как пишет Джеймс Аллен, в этих контрактах, возможно, есть непременное требование об участии той же «Феррари»), чьи спонсоры покупают титульный пакет на Гран-при, размещают билборды вдоль трасс, скупают места на трибунах для корпоративных клиентов, практически содержат «Паддок-Клуб» и разметают места под палатки для своей символики по цене 80 000 фунтов стерлингов за штучку. Не «Уильямс», не «Браун» и не «Форс-Индия». Не говоря уже о том, что не эти три команды, и уж точно не возможные USF1, «Продрайв» и «Лола» генерируют большую часть зрительского интереса. Кто знает, за какую долю от 40-процентного падения посещаемости Гран-при Испании отвечает экономический кризис, а сколько зрителей не дошло до трибун потому, что побеждает «Браун», а у Фернандо Алонсо нет шансов даже побороться за достойную позицию?

Так что «Формула», конечно, проживет без пяти-семи команд, вот только во что она превратится не только как спорт, но и как бизнес? И что делать покинувшим ее автоконцернам? «Автомобили «Феррари» будут выступать в других чемпионатах, где, я абсолютно убежден, они найдут любовь болельщиков, которые последуют за нами в любой уголок мира», – ответил Монтеземоло в благодарственном обращении всем, кто поддержал решение Скудерии.

Альтернативный чемпионат – старая, так ни разу не доведенная до логического завершения идея. Команды «Ф-1» в собственном бизнесе, управляют им сообща, без безумных идей Макса, и делят всю заработанную многомиллиардную прибыль, а не отдают 50 процентов Берни и CVC – идея привлекательная и для самих участников, и для уставших от политических дрязг и постоянных изменений болельщиков. Но можно ли осуществить эту идею за восемь-десять месяцев?

Можно, считает журналист Autosport Дитер Ренкен, ссылаясь на источники, утверждающие, что шанс подобного развития событий уже превысил 50 процентов, и курс команды возьмут не на создание чего-то нового, а на трансформацию уже существующего – A1GP. Предположительно, владельцы серии – Тони Тейшейра и RAB Capital, потеряв с 2005 года около 600 млн фунтов, будут рады отдать свое детище за 200 млн, что для семерки команд обойдется даже дешевле, чем выступление в «Ф-1» с бюджетным ограничением. Можно поспорить, что чемпионат слабый, и календарь так себе, но тут уж Берни постарался на славу: Сильверстоун, Маньи-Кур, Монреаль, возможно, Индианаполис с удовольствием примут старых знакомых на своих автодромах. Монако? Что ж, тот факт, что Автомобильный клуб княжества поддержал IRC, а не проводимый под эгидой ФИА чемпионат мира по ралли, по мнению британского журналиста, говорит о том, к кому предпочтет примкнуть этот ключевой Гран-при.

Естественно, техника A1GP, Powered by Ferrai, пойдет в мусорную корзину, доходы команд упадут, но зато это будет все их, а не седовласого дяди, который еще за прошлые годы не все гонорары отдал. Авантюра, конечно, вся эта идея альтернативного чемпионата. Для команд вроде «Ред Булл» и «Феррари», у которых решения принимаются совсем недалеко по вертикальной иерархии от руководства собственно конюшни, нормально, но корпорациям вроде «Тойоты» нужны долгосрочные гарантии стабильного существования чемпионата и его мировая известность. Хотя что этой «Тойоте» нужно – она и так первая в мире по продажам автомобилей…

В общем, раскол – это крайности, команды прекрасно это понимают, поэтому и требуют от ФИА поиска компромисса. Уже предложенный Мосли – вы работайте со своими большими бюджетами, давайте, только регламент у вас будет гораздо жестче, – им не подходит по уже понятным причинам. Боятся конкуренции? Да, но конкуренции существенно неравной. Какой бы маленький бюджет ни был у подписавшихся на программу CRT соперников, никакие деньги не добудут командам полторы-две секунды, которые, по мнению Патрика Хэда, может принести одно только заднее крыло изменяемой геометрии. А есть еще вольности в KERS, и моторы помощнее, пусть там и старая технология у этих «Косуортов», до 20 000 оборотов они раскрутятся. В своем регламенте богатые команды, после того как освоятся за этот год, смогут делать лишь маленькие приращения, по десятой-другой. И после того, как в этом сезоне оправдались ожидания о полном перевороте в иерархии команд, сомнений в том, что двойные правила сезона-2010 сработают аналогично, почти не остается.

ФИА, как уже упоминалось, со своей стороны на уступки идти не собирается. Правда, вспоминая снова историю со стандартными моторами, тогда автоконцерны тоже грозились уйти, «Феррари» абсолютно точно также, на заседании Совета директоров вместе с обсуждением итогов квартала подняла вопрос об уходе, получила добро и опубликовала свой угрожающий пресс-релиз, но все разрешилось тихо-мирно. По крайней мере на ближайшее время, пока Мосли не захотел создать универсальный движок для всех подотчетных ФИА и не только серий автоспорта. Но это уже несколько другая история…

Можно было бы взять ту декабрьскую ситуацию вокруг моторов за прецедент и успокоить себя мыслью, что и на этот раз все обойдется. Но есть нюансы, которые разделяют эти два дела: тогда Мосли призывал команды представить свои идеи, сейчас же он их не ждет, и более того, провел бюджетное ограничение через Совет ФИА и уже записал его в регламент. Тихо так, пока все за «Макларен» переживали. Команды, в свою очередь, в прошлом году не сильно разбрасывались недовольством политикой принятия решений на высшем уровне, тогда как сейчас этот момент представляется чуть ли не более важным, чем протест против идеи двух чемпионатов в одном.

Интересно, почему никто пока не пригрозил Федерации арбитражем – средство, которое достаточно хорошо работало в совсем недавних случаях. Например, когда в марте Совет вдруг решил определять чемпиона по числу побед, ФИА получила по носу собственными спортивным регламентом (приложение 5) и Международным спортивным кодексом (статья 199), в которых говорится, что все изменения в техническом и спортивном талмудах предлагаются соответствующими рабочими группами и не могут быть введены без согласия всех команд в определенный период перед стартом чемпионата. Или, например, известный конфликт вокруг клиентских шасси в конце 2007 года. Тогда Фрэнку Уильямсу не пришлось даже в суд идти (нет, он-таки туда пошел, но против «Торо Россо» и «Спайкера», а не против ФИА), достаточно оказалось только намекнуть на существующие договоренности, и Мосли сразу дал задний ход, никакие Советы и суды не понадобились. Сейчас, «Феррари» незаметно так намекнула на нарушение соглашений, команды пожаловались, что их не спросили, но этот путь разбирательства пока оставили.

Возможно, если дойдет до конфронтации, они выберут другое оружие борьбы с Мосли – окончание срока его президентства в октябре месяце. Явного конкурента Максу не видно, да и система подачи заявок такова, что он сам может отсеять неугодных кандидатов, но попытаться совершить переворот в этой области, пожалуй, стоит. Проще, чем затевать свой чемпионат. Эх, жаль, кто-то поторопился в прошлом году порадовать общественность сексуальным скандалом. Сегодня где-то между моторами и бюджетами совсем затерялось обещание Мосли вести скромную закулисную жизнь на благо «Формуле-1», и ему за нанесение ущерба имиджу королевских автогонок, не то что «Макларену», условный срок не давали…