5 мин.

Теоретикам и заговорщикам

«Второй» старт чемпионата мира нес в себе потенциал перемен. Может не такой мощный, как надеялись болельщики и некоторые команды, до зубов вооружившиеся новинками и жертвовавшие доводкой настроек ради того, чтобы разобраться со всеми модификациями, но, все же, шанс хотя бы лишить «Браун» пальмы первенства у Гран-при Испании был. Например, руками пилотов «Ред Булл». Но закончилось сегодня все так, как начиналось полтора месяца назад в Австралии – дублем команды под управлением Росса Брауна…

Признаюсь, после того, как стало ясно, что Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло идут на разные стратегии пит-стопов, моей первой мыслью было вовсе не подозрение команды в нечистой игре и желании выдвинуть определенного гонщика на первую позицию, а изумление. Команда так уверена в своих силах, что решила поиздеваться над всем пелотоном, доказав, что может делать на трассе все, что угодно, и при этом не потерять свой дубль?! А с другой стороны, здорово ведь посмотреть на борьбу внутри команды, пусть даже не очную, а стратегическую… Да именно так – борьбу, ибо даже после всех обрушившихся на «Браун» обвинений в командной тактике и подыгрывании Дженсону, я не склонна поддаваться теориям заговора. Дело в том, что три пит-стопа Рубенса вполне могли сработать.

Начнем с того, что стратеги изначально выбрали план трех остановок для обоих гонщиков. Казалось бы – несколько странное решение для «Каталуньи» и для команды, стартующей с первых рядов. Но не будем забывать, что до того, как болиды сорвались под сигнал светофора, а Масса, как две недели назад Хэмилтон, убил стратегию Феттеля, «Брауны» как раз виртуально боролись с молодым немцем. Потенциально они были чуточку медленнее, но главное – гонщик «Ред Булл» оставался на дистанции на круг-другой дольше, что делало его кандидатуру на роль лидера предпочтительней. Так что с этой точки зрения претензий к руководству британской команды быть не может.

Следующий этап – перевод Дженсона на стандартную стратегию двух дозаправок. Хотите подкопаться? На мой взгляд, сделать это будет довольно сложно. Как заметил Росс, главной опасностью для британца на данном этапе гонки был Нико Росберг. Вот так, пилот на седьмой позиции вершит дела во главе пелотона. На самом деле все просто – в то время, как Рубенс чисто проскакивал мимо, его напарник, отстававший, представьте, всего на полторы секунды, рисковал выехать непосредственно на хвосте «Уильямса» и провисеть там семь кругов. Крест на его быстрой стратегии, без вариантов…

Но вернемся к Рубенсу и доказательству того, что его агрессивная задумка должна была сработать. Ни о какой победе с запасом, как получилось у Дженсона, здесь речи не идет, возможно, он даже не выиграл бы, но, по крайней мере, итог был не очевиден и все решить могли какие-то мгновенья.

У бразильца, честно говоря, были странные отрезки между пит-стопами. Сначала он остановился через 19 кругов, потом через 12, затем еще через 19, а последние 16 он прошел на твердых шинах. Скорее всего, там тоже призрак Росберга вмешался, когда команда провела столь короткую первую дозаправку. Но даже то, что на втором отрезке Рубенс не смог создать нужный отрыв, чтобы не выехать за дружной парочкой Масса-Феттель, принципиально не должно было ему помешать. Вот смотрите: для успеха ему не хватило около 7 секунд – это то время, которое разделило Баттона и Баррикелло на 51 круге после остановки бразильца. Шесть из них он потерял на своем третьем отрезке, но не из-за того, что его держали, ведь он сам упорно отставал от Феттеля. Пожаловался на плохой комплект шин, возможно, на какие-то непонятные неполадки с машиной – судя по тому, насколько нестабильны были его результаты на круге в это время (то плюс, то минус полсекунды), проблемы действительно какие-то были. Отыграй он эти шесть секунд и даже упрись «Ред Буллу» в его простецкий одноэтажный диффузор, у него все равно оставался шанс.

Ведь в чем главное преимущество стратегии трех пит-стопов (кроме того, что Рубенс сам любит гонять на агрессивной тактике)? В данном случае – в минимизации времени на твердых покрышках, которые оказались уж совсем неблагоприятными для «Каталуньи». Болиды на основном типе «проползали» круг по трассе на две секунды медленнее, чем те, кто еще не успел переобуться и дозаправиться. Будь у Рубенса нормальный третий комплект софта, оттяни он, как это выгодно, переход на «хард», и все, Большой приз в кармане! Думаете, могло не хватить топлива? Отнюдь, бразилец сам признался, что на последний пит-стоп мог заехать на два круга позже, но просто отчаялся бороться с круговыми, за которыми он терял время.

В общем, на мой взгляд, криминала в действиях команды нет никакого. Как сказал еще до Гран-при Росс Браун, Рубенсу что-то не везет. Естественно, с каждым Гран-при будет все тяжелее защищать версию о том, что это чистое стечение обстоятельств, к которым не приложил руку никто в конюшне. Все это может плавно перерасти в настоящую командную тактику, но думать о ней пока рановато. Один сход Дженсона, и Рубенс в игре…

Раз уж сегодня борьба на трассе была в основном стратегическая, давайте посмотрим на то, как отработали другие команды. Например, «Ред Булл» – классический случай пересиживания соперника, тут даже двух сразу, на трассе. Это, конечно, комплимент для Марка Уэббера. Австрийская конюшня боролась с Фелипе Массой на двух фронтах и хотя бы на одном из них не проиграла. Австралиец признался, что они специально растянули второй отрезок, и здесь как раз сыграли свою роль различия между шинами. За семь кругов на трассе Марк без проблем отыграл 10 секунд отставания и накинул еще 5 сверху, для надежности. Вот он, минимальный для данной тактики отрезок на твердых покрышках, то, что нужно было делать Баррикелло. Он, конечно, с Уэббером заехал на синхронную остановку, но ведь тактики изначально разные были.

Вы удивитесь, но «Феррари» сегодня буду поддерживать. Старт Массы – понятно, но главное – в другом. Команда на удивление правильно отработала сегодня со стратегией. Ведь Фелипе, по идее, должен был заезжать в боксы после Феттеля. И если бы он это сделал – вовсе не факт, что ему удалось бы удержать быстрого немца за собой. Синхронный пит-стоп был единственным шансом Скудерии, и то, что она дважды им воспользовалась, достойно похвалы. Как и темп «Феррари» – сегодня она была третьей машиной после «Брауна» и «Ред Булл». Что же до остальных приключений «алых», то, честно говоря, уже никаких цензурных слов на них не хватает…