5 мин.

Пятерочка

Я всегда с удовольствием читаю всякие рейтинги пилотов, но не очень люблю составлять свои собственные. Для меня, как для математика, единственным истинным мерилом является выраженный в числах протокол, в данном случае – личный зачет, который и отражает выступления гонщиков на их соответствующих болидах в прошедшем сезоне. А все эти попытки назвать лучшего... Очень субъективно, да еще и нужно как-то обосновать, почему этот пилот первый, а тот – второй. Ладно, с первым-вторым порой бывает довольно просто. Но по каким параметрам составители определяют, кто девятый, а кто десятый – ума не приложу!

И все же, нет лучшего способа закрыть год, чем составить Топ пилотов. Я решила ограничиться пятеркой, и при этом вовсе не претендую на убедительность и авторитетность нижеследующего рейтинга. Если вам захочется кого-то из гонщиков переставить местами или добавить – вперед!

1. Фелипе Масса. Нет, бразилец попал на первое место не в итоге моей неистребимой жалости к проигравшим. И не из-за того, что все «официальные» рейтинги обошли его стороной. И не потому, что последнее, что запечатлелось в памяти из гонок 2008 года – то, с каким достоинством и мужеством он принял удар после финиша Гран-при Бразилии, как правильно, по-спортивному поздравил нового чемпиона. Первое место Фелипе за то, что за прошедший сезон он стал ходячим доказательством тезиса о том, что, если чего-то очень хотеть, то этого можно добиться. Даже когда все вокруг считают, что ты на это не способен.

Всем, кто появится в этом рейтинге ниже, прочили корону с первых шагов в «Формуле-1», Масса же, наоборот, за все эти годы убедил достаточное количество людей в том, что ему и близко не подобраться к титулу. Он выигрывает только с поула, побеждает только на особых трассах вроде «Тилькедромов» в Бахрейне и Турции, отвратительно ездит в дождь. Что еще говорили о пилоте «Феррари» до старта сезона-2008? А после первых двух гонок – он все еще совершает слишком много нелепых ошибок… Но пока его критиковали, Масса вместе с командой, со своим гоночным инженером Робом Смедли, когда нужно было и с Михаэлем Шумахером, работал над собой и своими минусами. В принципе, он непрерывно прогрессировал с момента появления в итальянской конюшне, но удивляет другое – каждый новый шаг вперед не становится, как по логике вещей должно бы, меньше. А значит, где-то есть еще резерв на будущее, и не зря Скудерия в прошлом году продлила его контракт сразу на три сезона вперед.

2. Льюис Хэмилтон. Новый чемпион мира – полная противоположность Массе. С дебютной гонки на нем ярлык: «Однажды этот парень возьмет титул». Талант от Бога, которого он часто и благодарит за свои достижения. Талант, с которым ничего не нужно делать – просто садиться за руль и гнать, и британский гонщик спокойно признается, что сам не знает, как это у него получается. Недостатки? Их не пытаются исправить, скорее им потакают, когда ищут выгоду от частых блокировок в быстром прогреве шин или защищают гоночный азарт и агрессивную борьбу за позиции, даже если это приводит к откровенным ошибкам, как на старте в Японии. Там, где Фелипе нужно было преодолевать предвзятое отношение к нему болельщиков, Льюису нужно было просто оправдывать ожидания…

Пожалуй, второе место Хэмилтону – за бесспорно красивые победы вроде британской, успешно завершившуюся борьбу за титул, и… те самые неоправданные ожидания. Его потрясающие достижения были в новинку в прошлом сезоне, но в этом он вряд ли стал сильнее, как гонщик, зато совершил гораздо больше ошибок – год назад они были бы более к месту, сейчас же списать их на неопытность уже чемпиона как-то неприлично. С учетом оппонентов, отсутствия среди них Алонсо, провала Райкконена и спада к финишу первенства «БМВ», Хэмилтон должен был брать титул досрочно, а не причинять «Макларену» головную боль до самых последних метров Гран-при Бразилии.

3. Фернандо Алонсо. Испанцу я уже отдала должное в предыдущем посте, поэтому здесь стоит ответить только на один вопрос – почему после признания всех его заслуг перед «Рено» Фернандо не занял первую строчку, как во многих рейтингах? Наверное, потому, что, несмотря на всю неожиданность и сильное впечатление от взлета французской команды в концовке сезона, – это именно то, что и должен делать двукратный чемпион мира. Мотивировать всех, кто с ним соприкасается. Вытягивать их машины весь ее потенциал. Использовать все подворачивающиеся шансы. Выигрывать стратегически там, где не хватает скорости. В конце концов, кто бы сомневался, что как только машина позволит, Алонсо сделает все возможное, чтобы вытащить ее на вершину?

4. Себастьян Феттель. Михаэль Шумахер заявлял о том, что его молодой соотечественник слеплен из чемпионского материала, по-моему, еще до того, как Себастьян дебютировал в Гран-при. И если после слов семикратного о том, что он завершил карьеру из-за Фелипе Массы, вы ему больше не верите, то, пожалуй, на этот раз стоит сделать исключение. В том случае, если у вас еще есть какие-то сомнения по поводу Себастьяна…

Машина «Торо Россо», собственно, как и «Рено», не должна была выигрывать Гран-при, но точно так же как Алонсо, Феттель в полной мере воспользовался предоставленным ему шансом – дождевыми условиями, в которых он уже неоднократно блистал, и отсутствием в прямой видимости лидеров чемпионата. Как и в случае с Алонсо, Феттель полностью раскрыл часто поднимаемую болельщиками, но гораздо реже получающую доказательства от гонщиков тему человеческого фактора в «Формуле-1». За тот обгон на Гран-при Бразилии, что вполне мог оказаться роковым для свежеиспеченного чемпиона, Себастьяна, наверное, стоило оценить и выше, но рука не поднялась поместить его перед двумя чемпионами и вице-чемпионом мира.

5. Роберт Кубица. В гонках поляка не было того блеска, который присущ трем предыдущим пилотам, но зато в его действиях была какая-то неумолимая надежность. Это не Роберт, а какой-то робот… Тут показателен Гран-при Монако, в котором ошибались все: чемпион двукратный, чемпион действующий и чемпион будущий. Роберт, «проплывая» мимо карающих отбойников княжества, ни разу не чиркнул колесом по рельсу. И точно так же он прошел почти все остальные этапы чемпионата мира, лишь однажды, в дождевом «Сильверстоуне», прекратив гонку из-за собственной оплошности. Но сравните с тем, сколько пируэтов на двоих накрутили там пилоты «Феррари»!

Наверное, Роберт оказался так низко в моем списке по совершенно необъективным причинам – из-за слишком неординарных событий последних этапов, в которых он участвовал уже только по инерции. Победы Алонсо и Феттеля врезались в память гораздо прочнее спокойного пилотирования Кубицы в первой половине чемпионата, когда «БМВ» по скорости уступала «Феррари» и «Макларену», но и поляка никто из середняков не мог побеспокоить. Когда же пришло решающее время, о Роберте приходилось вспоминать разве что в связи с его недовольством командой, которая сдалась в технологической гонке. Правда, за критику ему особое уважение – этот парень точно знает, чего он хочет.