4 мин.

Пять причин ненавидеть «Хонду»

Говорят, команды, узнав о решении японского концерна закрыть программу «Ф-1», разозлились на бывших соседей по паддоку за то, что те приняли непосредственное участие в процессе взвинчивания расходов, а теперь делают ноги, оставляя бывших коллег самостоятельно расхлебывать заваренную кашу. Признаюсь, у меня по прошествии вчерашнего оцепенения остались примерно те же чувства – здоровая злость на японцев за их коварный удар в спину.

Нет, я понимаю, что они там все акулы бизнеса и королевские автогонки для них не более чем выставка достижений «хондовского» народного хозяйства, с блестящими вывесками и громкими спичами. Но еще со времен банкротства «Супер Агури» меня раздражает их подход к решению проблем. Никаких полумер, никаких переходных периодов, антикризисных планов. Болячку не лечить, не оперировать – сразу на ампутацию. Агури Сузуки даже не дали подергаться, попробовать продать команду герру Вайглю, просто сразу ее прикрыли. Свою заводскую команду пытаются продать, но не как «Торо Россо», которая вялотекуще торгуется уже год и на сложный период повисла на балансе «Ред Булла». «Хонда» намерена заполучить надежного покупателя к Рождеству, то есть все состряпать за оставшиеся три недели… Нереально!

Ник Фрай говорит о трех предложениях от потенциальных покупателей. Если начать вспоминать тех, кто в последнее время мелькал вокруг «Супер Агури», «Торо Россо» или просто «Ф-1», в эту троицу можно поместить инвесторов с Ближнего Востока, того же Франца Йозефа Вайгля и Дэйва Ричардса с его «Продрайвом». На поверку в условиях кризиса реалистичных вариантов наверняка будет меньше, а список-то тех, кому в скором времени тоже может понадобиться покупатель, никто не отменял! У нас и так потенциальных спасителей мало, а тут «Хонда» со своей обширной сильной технической и интеллектуальной базой и демпинговой ценой выходит на рынок, отбирая, возможно, последнюю надежду какой-то из частных конюшен. Может, конечно, японский концерн воспользуется той соломинкой, которую он не протянул весной «агурикам», но свинью своим коллегам он все равно подложил жирную.

Разумеется, сейчас тому, кто действительно всем сердцем желает вступить в элитный клуб от автогонок, привалил идеальный шанс. С другой стороны – и это еще один момент, за который никак не получается сказать японцам спасибо, – бегство «Хонды» предоставляет не менее идеальную возможность свалить тем, кто сыт по горло непомерными расходами. «Формула-1» как тот веник, который, когда связан вместе, не сломать, как ни пытайся. Автоконцерны смотрят друг на друга и держатся друг за друга. Потяни за одну веточку, она зацепит сучком другую, та – третью, и то, что от веника останется, легко переломится. Теперь уже все смотрят не на то, как соседи держатся, а на то, как один из них уходит, пусть побежденный на одном поприще, но, возможно, защитившийся в следующей битве. После «Хонды» первой на ум приходит ее принципиальный соперник и, кстати, союзник по тратам, «Тойота». Второй японской команде, копировавшей соотечественников даже в том, чтобы проводить этап «Ф-1» на собственном треке, больше некому что-то доказывать. А за «Тойотой» тянется «Уильямс» с его контрактом на поставку мотора…

Я как-то упражнялась в предсказаниях будущего, рассматривая ситуацию вокруг Договора Согласия. В свете конфликта вокруг клиентских шасси выходило, что, как ни крути, от «Формулы» начнут откалываться частники, автопроизводители начнут раздуваться, пока все не закончится моносерией или парой-тройкой конструкторов. Посыл к такому будущему тогда казался верным: заводские конюшни – это ведь столпы, на которых Мосли и Экклстоун возложили королевские автогонки.

«Хонда» сие представление-предсказание перевернула. Теперь уязвимой кажется позиция именно автопроизводителей, чем не преминул быстренько воспользоваться Макс Мосли, еще дальше продвигая свою идею стандартных двигателей. Да даже если президент ФИА не добьется своего, вполне может реализоваться следующий сценарий альянса «Тойоты» и «Уильямса» – японцы свою программу сворачивают, оставляют только движки, финансовые вливания в которые сейчас достаточно ограничены и подъемны, а британцы рулят своей мечтой и дальше, возглавляя возврат королевских автогонок к частным конюшням.

Но ладно предсказания. Вот за что я точно тихо ненавижу «Хонду», так это за поруганные надежды. Каким бы записным аутсайдером ни зарекомендовала себя команда в последние два года, на сезон-2009 у нее были вполне определенные виды. Не столько даже из-за смены технического регламента, на который уповают все кому не лень, сколько из-за Росса Брауна. Когда бывший технический директор «Феррари» год назад обернулся боссом японской команды, это стало впечатляющим событием. Ну и что, что прошедший чемпионат завалили, – вот следующий станет настоящим первым годом Росса, который уже должен был разобраться, что в команде работает не так, что нужно изменить, где наладить, и тогда «Хонда» поедет, как во второй половине 2006-го… Боюсь, ничего такого сейчас не будет, даже если найдется солидный покупатель. Говорят, из более чем шестисот сотрудников в новые руки попадут максимум сотни две, да и планирующийся бюджет раза в три будет скромнее. А ведь «Хонда» была готова за любые деньги покупать Фернандо Алонсо. Вот был бы номер, если бы двукратный чемпион мира согласился!..