5 мин.

Совет на сто миллионов

Наверное, трогать 2010 год пока не будем. До него еще нужно дожить, и самый интересный для обсуждения пункт – запрет дозаправок – может еще пройти несколько этапов обсуждения, забвения и возрождения. В двух словах, это изменение регламента я всецело поддерживаю. За редкими исключениями команды используют стандартную тактику двух пит-стопов для тех, кто прошел в десятку в квалификации, и иногда одного для тех, кто туда не попал, а все разнообразие на самом деле больше определяется выносливостью шин и бережного отношения с ними пилотов, или неожиданными катаклизмами на трассе в виде дождей (опять же роль играют шины) и сэйфети-каров. Это «новое – хорошо забытое старое» правило может сделать гонки либо зрелищнее, либо скучнее, но зависит все от того, сработает ли новая аэродинамика так, как предсказано. Если обгоны облегчатся, тогда можно смело отказываться от дозаправок, что при выносливых шинах позволит делать, например, один пит-стоп, уменьшить шансы на опережение соперника в боксах, и повлечет за собой необходимость очно бороться за позиции. Если шины будут в столь же плачевном состоянии уже после нескольких кругов, как на только что завершившихся тестах в Хересе, то принципиально ничего не изменится, поскольку пит-стопов снова будет в среднем два. Ну а если аэродинамика провалится, – есть еще год, чтобы обдумать значение топлива для «Формулы-1»...

Поэтому сосредоточимся на 2009-м и начнем с главного в этой истории – сколько же команды смогут сэкономить уже завтра? В заявлении Совета говорится о 30 процентах, так что если мы будем отталкиваться от примерных бюджетов этого года пятерки оставшихся заводских конюшен (от 366,8 млн долларов у «БМВ» до 445,6 у «Тойоты»), то в денежном выражении получим от 110 до 134 млн – на эту сумму, в принципе, можно содержать еще одну команду вроде «Форс-Индии».

Откуда возьмутся такие деньги? Часть, причем довольно небольшая, освободится за счет жестких ограничений на двигатели: 18 000 оборотов, восемь моторов на весь сезон каждому гонщику и еще четыре для всей команды на все тесты… Рассчитывали явно исходя из того факта, что нынешние «сердца» живут по две гонки, всего 16 этапов, итого 8 штук должно хватить. Но, интересно, что будет, если они начнут гореть, как свечки? Команда досрочно завершит тесты, пилот на старт не выйдет или огромный штраф получит?.. Подождем уточнений, а пока продолжим расчеты. Если отталкиваться от примерно 40 млн, которые сейчас стоит для клиентов мотор, экономия, по оценке, которую дал Совет, составит 20 млн, или примерно пятую-шестую часть от общей суммы сбереженного добра.

Пожалуй, в относительных величинах, это не так уж и много, с учетом того, от чего «Формуле-1» приходится отказываться. В принципе на данном этапе уже, наверное, было бы все равно, на каких силовых агрегатах кто ездит–и так моторостроители связаны по рукам и ногам. Но будем считать, что это все на переходный период, до 2013 года, когда все они, вроде как, восстанут из пепла, и начнут с тем же энтузиазмом, с которым взялись сегодня за KERS, строить экономичные движки на каком-нибудь биотопливе. Сейчас, по крайней мере, сохранили индивидуальность и деньги не отдали на сторону – «Косуорту». Правильно, раз уж автопроизводители будут продолжать свои моторы строить, то лучше себе хоть что-то компенсировать…

За счет чего же состоится остальная экономия, то есть 90-110 лимонов? Немного ограничений в работе с аэродинамической трубой. Если вы думаете, что эти деньги сразу же пойдут на симуляторы и развитие систем вычислительной аэро-гидродинамики, то ФИА предлагает ввести некий контроль (пока непонятный) за соотношением исследований в трубе и на компьютере, чтобы сделать эти два направления взаимодополняющими, а не взаимозаменяющими. К тому же, вспоминая о том, как Рабочая группа по обгонам выводила облик болидов-2009, не доверяя расчетам, но полагаясь на результаты из туннеля «Лолы», можно справедливо предположить, что CFD еще не готовы полностью заменить объективную реальность.

Далее, немного сокращений персонала на этапах, так называемых «наблюдателей»,  по-простому – шпионов, вместо содержания которых команды будут обмениваться информацией о шинах и топливе. Немного отпусков – шесть недель, в течение которых базы команд буду просто закрыты на ключ…

Но львиная доля этой суммы освободится за счет тестов. Практически на восемь месяцев команды могут забыть о поездках в Барселону, Херес, Валенсию, на «Поль-Рикар» или предшествующих этапам разминках на «Сильверстоуне», «Хоккенхаймринге», в Монце или Спа. В общем, никаких испытательных заездов между Гран-при Австралии и Абу-Даби. Несомненно, экономия должна получиться солидная. Вместо ограничения тестовых километров (об этом как раз ничего не было слышно после Совета) – фактически ограничения по времени, а значит, меньше поездок, меньше счетов за перелеты, отели, меньше людей, зарплат, суточных. На восемь месяцев конюшни буквально могут разогнать свои тестовые команды, упразднить тестеров (держать их только на всякий случай, в качестве резервных пилотов), забыть о том, чтобы по ходу сезона подобрать и подготовить себе новичка...

Я не буду негативно отзываться об этом решении. Все-таки мера вынужденная – нам всем сейчас приходится потуже затягивать пояса, а «Формуле-1» после ухода «Хонды» немного страшно. Но буду сожалеть. Да, мне будет не хватать тех восьми тестовых сессий, которые успели в этом году провести команды между 18 этапами чемпионата. Будет не хватать пристального разглядывания новинок – а их в этом году было предостаточно, начиная с плавников и колпаков, и заканчивая дырками и рожками на носу. Будет не хватать надежды на то, что вот сейчас какая команда выпустит серьезную модификацию своего болида, и вдруг рванет во второй половине сезона, как это сделала в уходящем году «Рено», а в 2006-м – «Феррари». Будут терзать предчувствия в том, что если какая-то конюшня провалится со своим новым дизайном, то на нее можно будет сразу махнуть рукой, ведь свободные заезды по пятницам, даже если они будут существенно расширены по времени, на разных трассах не дадут того объема и той точности информации, которая обычно собирается за три дня в знакомой, как пять пальцев, Барселоне.

А ведь сейчас, когда «Формула-1» кардинально меняет облик своих болидов, когда все начинают если не с чистого листа, то с небольшой базы, тесты ой как нужны. Болиды в Австралии еще будут очень сырыми, и на то, чтобы довести их до ума, понадобится не одна тренировка. Что ж, уже хорошо, что в такой ситуации значительно возрастает роль гонщика и его виртуозного диалога с техникой – а не этого ли мы все так отчаянно ждем?

PS: В пункте про двигатели есть замечательная исключительная привилегия для «Рено». Французской команде, и только ей, с абсолютного согласия всех конкурентов разрешили доработать мотор. О «Тойоте», которая, по предыдущим сообщениям, претендовала на ту же милость – ни слова. Ну как тут не связать это решение с недавней темной историей о том, что «Рено» поддерживает идею стандартных моторов, и специальным пресс-релизом, утверждающим, что никаких разногласий с ФОТА команда не имеет? Пахнет крупным шантажом в исполнении хитреца Бриаторе