Резиновая дорожка к титулу
Настоящие шинные войны ушли из «Ф-1» вместе с «Мишленом», оставив после себя «Бриджстоун» с их стандартными покрышками, в которые обуваются все – от лидера до аутсайдера. Наступил мир, равенство, братство? Ни в коей мере. После полутора лет монополии японской резины снова возникает вопрос: а не станут ли покрышки решающим фактором при определении прописки чемпионских титулов…
Казалось бы, при наличии шинного монополиста, который работает со всеми командами уже достаточно продолжительное время, все они, даже стартовавшие с различными начальными условиями, должны были прийти в некое состояние равновесия, подравняться и исключить резину из числа ключевых элементов, определяющих силу того или иного болида. Отчасти такое предположение об унификации можно было бы подтвердить тем, насколько нечасто зрители наблюдают серьезные вариации в выборе покрышек для прохождения квалификационного круга или при выборе стратегии на гонку.
Но с другой стороны, давайте вспомним, насколько часто говорят пилоты о своих проблемах с шинами, а болельщики в обсуждениях вспоминают фразы: «Не смог достаточно прогреть покрышки», «Шины не выдержали температур», «Сожрал резину»… Льюис Хэмилтон особенно часто возникает в связи с последним наблюдением – он вообще жрет резину «на завтрак». Кому как не ему единственному посоветовали техники «Бриджстоуна» во время Гран-при Турции сделать короткие дистанции на твердой резине, а на средней сократить до минимума из-за неожиданной тенденции к разрушению? Кто в Германии пошел на оригинальную тактику, не поддавшись искушению свернуть в боксы для того, чтобы снизить время нахождения на «медиуме»? И кто совсем недавно в Венгрии снова страдал от чрезмерного износа мягкого компаунда?
А взять другого постоянного участника шинных дискуссий. Ника Хайдфельда, мягкий стиль пилотирования которого в сравнении с агрессивными торможениями его напарника Роберта Кубицы не позволяет немцу достичь операционных температур за время прогревочного круга в квалификации… В какой-то мере покрышки вносят свой вклад и в различия стартовых позиций у пары пилотов «Феррари». Здесь отставание Райкконена выражено не столь ярко, как между Хайдфельдом и Кубицей, но причина похожа: по наблюдениям специалистов, Кими не удается прогреть передние шины, из-за чего их сцепление с трассой слабеет, на болиде возникает недостаточная поворачиваемость, а финн этого не любит.
Да что там разные стили пилотирования у напарников внутри одной команды, когда фундаментальные различия между болидами также приводят к разным предпочитаемым компаундам в разных конюшнях. Например, после Гран-при Германии, который в доминирующем стиле выиграл Хэмилтон, из «Феррари» послышался протестующий голос Альдо Косты – «Бриджстоун» привез не те покрышки. Слишком жесткие для алых болидов, но вполне подходящие по своим износоустойчивым характеристикам стилю пилотирования нынешнего лидера чемпионата. Японцы ответили, сославшись на непредсказуемо низкие температуры в Хоккенхайме, а затем во время Гран-при Венгрии и вовсе разразились анализом по поводу различий между болидами, которые и объясняют квалификационную скорость «Макларенов» и гоночную – «Ферарри».
«По существу, болид «Феррари» имеет большую тенденцию к недостаточной поворачиваемости, нежели «Макларен», который демонстрирует небольшую избыточную. При хорошем сцеплении с трассой машина с избыточной поворачиваемостью будет быстрее на одном круге, нежели болид с нейтральным балансом или же имеющим тенденцию к недостаточной поворачиваемости. Если же говорить о гоночных условиях – особенно при температурах столь высоких, как на «Хунгароринге», – тогда машина с избыточной, по сравнению с недостаточной, поворачиваемостью будет гораздо сильнее прогревать задние шины. Глядя на поведение болида Хэмилтона, можно заметить, что после нескольких кругов ему приходилось постоянно поправлять рулем траекторию, тогда как «Феррари» вышла на правильный баланс. Поэтому температуры имеют такое большое значение», – проанализировал Хирохиде Хамасима.
Но «Бриджстоун», кажется, не договаривает – значение имеют не только температуры, но и конкретные компаунды, которые шинники везут на этап. Многие говорят о том, что различия между основной и опциональной покрышкой зачастую невелики, но нельзя не отметить, что резина из твердой части шкалы с учетом особенностей стиля Хэмилтона и техники «Феррари», играют на руку «Макларену».
И что же произойдет на оставшихся этапах? В Валенсии и Сингапуре – на городских трассах, где обычно довольно «зелено» и сцепление слабое, – команды будут использовать ультрамягкие и мягкие шины. Новые автодромы, а значит «Бриджстоуну», не имеющему достаточного количества данных, пришлось угадывать (ну хорошо, с помощью сравнительного анализа выбирать) подходящую резину. В Японии и Китае останутся прошлогодние компаунды («медиум»-«софт», «хард»-«медиум»), но вот еще на трех Гран-при «Бриджстоун» поменял свой выбор по сравнению с сезоном-2007, сместившись на одну позицию в сторону… да, более твердых типов. В ключевых Италии и Бельгии болиды выйдут на твердых и средних, а в Бразилии, на, возможно, решающей гонке чемпионата, команды будут использовать мягкие и средние.
Решение «Бриджстоуна» сменить компаунды на трех этапах, конечно же, не могло не вызвать подозрений – новый выбор благоприятствует «Макларену», тогда как жалобы «Феррари» после Германии, намекавший на необходимость более мягких шин, не были услышаны. Сторонники теорий заговоров, полагаю, будут искать злой умысел в действиях шинников, вспоминая, например, Гран-при Малайзии и Бахрейна, где, переключившись на более твердый компаунд, «Макларен» начинал лететь по трассе, вспоминая «Сильверстоун» и «Хоккенхаймринг» и весь приведенный выше анализ.
Но тут не лишним будет напомнить, что в прошлом году, скажем, на Гран-при Бразилии при высочайших температурах используемые «суперсофты» изнашивались слишком быстро. У всех. Хотя, разумеется, Льюис Хэмилтон особо рапортовал о проблемах – у него шины съедались за пять кругов. В такой ситуации консервативный выбор «Бриджстоуна» более чем оправдан, и если он чуть поможет британцу, то что ж – удачное совпадение. К тому же шины – лишь один пазл в большой картине формы команды на том или ином Гран-при. Со счетов не спишешь, и нужно будет держать в уме новую обувку в Монце, Спа и Сан-Паулу, но и всех собак на покрышки не повесишь.
Да и вообще здорово, что шины даже в условиях поставщика-монополиста не стали унифицирующим фактором и уж тем более не привели к доминированию какой-то одной команды. И шинная война по сути продолжается…
По материалам Autosport, ITV и F1Fanatic.
Vader, во-первых, мир-труд-май, я не критикую Ваше утверждение, я просто излагаю отличную от Вашей точку зрения. Во-вторых, я не привожу эпизод, я пытаюсь сам получить пример, подвердивший бы тенденцию того, что Гудьир в 98-м проделал лучшую работу чем Бриджстоун.
Квалификации - да, под конец сезона скорость Феррари в квалификации выросла. Но я бы не утверждал однозначно, что это была заслуга Гудьир. Потому как другие клиенты американцев под конец сезона не прибавили. А в гонках - очень многое решали факторы, не имеющие прямого отношения к шинам.
Я считаю, что к середине сезона Гудьир действительно догнал Бриджстоун, но японцам хватило одного ГП Франции чтобы всё понять и прибавить. Потому что в Англии и особенно в Германии Феррари вновь выглядели просто беспомощно.
21 августа 06:59
Если ты камешки собираешь, то обратись к Миколке, он тебе выложит целый список подтасованых фактов, слухов и домыслов (которые ВСЕ знают и понимают). И тогда у тебя сложится картина ужастного монстра, деклассированного великим пейджиком.
Интересно, я про этот момент не знал, еще один камешек в огород заклятых.
Kandra
«в начале года делает ставку на победителя, а потом делает так, чтобы он выиграл чемпионат»
А почему ты считаешь, что это ЛЕВЫЙ заработок? :)
В Англии был сильный дождь и делать какие-либо выводы о резине не стоит, ну или только выводы о дождевой резине. В Бельгии под дождем Миша все рвал, правда он перед этим Хаккинену помог выбыть из гонки. В Германии сыграли роль двигло и аэродинамика Макларен. Забыли уже, как все пропрочили преимущество Маков в Германии и Австрии за счет двигателя, лучшего в пелотоне, и аэродинамики, тоже лучшей, так в общем и случилось. Про роль резины в этих гонках никто не говорил. Да и вообще это какое-то ноу-хау выдвинутое, что Мак победил из-за Бриджа.
«Потому как другие клиенты американцев под конец сезона не прибавили.»
Расклад по очкам я приводил. В Италии в квале вообще Вилы дернули Мак.
Мне вот вспомнился сразу сезон 2000 (почему-то никто про него не сказал... почти...), когда Бриджстоун подарил чемпионство Феррари в Японии. Напомню, у Феррари были весь сезон проблемы с износом задней резины и они вынуждены были выбирать более жесткую, нежели Макларен. И вот на ГП Японии (предпоследняя гонка) Бриджстоун неожиданно привозит только жесткую, объяснив это некими проблемами на заводе. Тогда много говорили о заинтересованности Бриджстоун в Феррари, т.к. на конвейере ФИАТ ставил на свои машины именно их резину, в отличие от Мерседеса. Так что же случилось тогда теперь? Не понимаю. Ситуация почти противоположная...
«Выгодна ли Эклстоуну победа ЛХ? Несомненно.»
А я вот сомневаюсь. В прошлом году, когда Макларен подал протест после ГП Бразилии Берни сказал не «Надеюсь апелляция принесет титул Хэмилтону», а «Если апелляцию «Макларена» удовлетворят, я уйду на пенсию» (http://www.sports.ru/f1/3680575.html).
Вот здесь можно посмотреть все новости на sports.ru, которые связаны с Берни (с начала прошлого года): http://www.sports.ru/tags/1044990.html?p=1&type=news&id=1044990
В этом году он говорит в основном про Макса, а вот в прошлом говорил больше про пилотов и их шансы в чемпионате, достаточно просто пробежаться по заголовкам. Кто то может проследить на основании всех его слов за этот период явное выдвигание в чемпионы одного пилота?
Берни невыгодно доминирование одного гонщика, ему нужна борьба до последней гонки, а если Хэмилтон или кто-то другой будет выигрывать чемпионаты с легкостью сезона-92, или 2002, никакие рекламные возможности внешности ЛХ не поднимут рейтинги телетрансляций.
Не совсем понятно, что именно Вы пытаетесь мне доказать.
~ Жесткость сликов и жесткость псевдосликов..это совершенно разные показатели не факт что у Ферров или у БМВ или еще кого то будут проблемы со сликами при прогреве...
Я это где-то оспаривал?
~ а насчет ФИА я тебе сказал уже..что все их заявления до поры до времени пока не начнет работать FOTA.Рад был хоть кого то рассмешить.
сурьёзна? FOTA - это хто? Думаю, что решать в итоге будет всё же Освальдович... в лучших традициях садо-мазо :)
Жесткость сликов и жесткость псевдосликов..это совершенно разные показатели не факт что у Ферров или у БМВ или еще кого то будут проблемы со сликами при прогреве...так как это совершенно другие покрышки...а насчет ФИА я тебе сказал уже..что все их заявления до поры до времени пока не начнет работать FOTA.Рад был хоть кого то рассмешить.
~ У Льиса самая продаваемая внешность из всех пилотов Ф-1 как показал опрос, а за ней продается и все остальное тот же самый Мерседес....после того же опроса было выялено что в основном девушки которые до этого не смотрели Ф-1 с приходом Хэма начали увлекаться этим видом спорта, соотвественно растут и телевизионные рейтинги, а если любимчик публики не начнет выигрывать этот интерес быстро сойдет на нет...
Спасибо, поржал :)
~ и с чего ты решил что дальше составы будут становится все жестче и жестче...износ шин и их твердость это разные вещи...ФИА борется не со скоростями а с выдумками своего главы...тем более команды создали FOTA и если она эффективно заработает то роль ФИА будет играть чисто судейскую..а регламент будет писаться под диктовку большинства команд
Я где-то сказал, что износ шин и их жесткость это одно и то же? Вероятно, для Вас будет новостью, что в следующем сезоне шины-слики по составу будут более жёсткими, чем в нынешнем псевдослик... а фиа упоминала о том, что шинная монополия в Ф1 позволит контролировать рост скоростей путём создания более жёстких покрышек...
serghinio
«А никто не ищет причин все и так ясно как божий день, и только Маовские болельщики ищут рациональное зерно....В Малайзии была высокая температура если я не ошибаюсь естественно что там использовали жесткией тип резины, я говорю не о том что жесткие типы резины совсем не подходят Феррам..просто конфигурация их болида при определенных климатических условиях не позволяет их должным образом прогреть в квале...и порой в гонке (Хоккенхайм)»
А «определенные климатические условия» тоже Берни заказывает? ;)
Все команды используют одинаковые типы резины, перед началом чемпионата все составы тестировались и команды знали, что придется их использовать. В Феррари Масса в этом году часто борется за поул, а вот у Кими проблемы возникают даже когда шины хорошо работают на другой Феррари, так что тут не в резине проблема, а в настройках и настрое самого Кими.
У Льиса самая продаваемая внешность из всех пилотов Ф-1 как показал опрос, а за ней продается и все остальное тот же самый Мерседес....после того же опроса было выялено что в основном девушки которые до этого не смотрели Ф-1 с приходом Хэма начали увлекаться этим видом спорта, соотвественно растут и телевизионные рейтинги, а если любимчик публики не начнет выигрывать этот интерес быстро сойдет на нет...и с чего ты решил что дальше составы будут становится все жестче и жестче...износ шин и их твердость это разные вещи...ФИА борется не со скоростями а с выдумками своего главы...тем более команды создали FOTA и если она эффективно заработает то роль ФИА будет играть чисто судейскую..а регламент будет писаться под диктовку большинства команд
~ Сейчас лень искать ссылку где Берни восторгался Люисом и говорил что его появление в Ф-1 пойдет на пользу всему автоспорту или что то в том духе...
Не обязательно искать, помню сие высказывание. Помимо Берни многие восторгались Льюисом в прошлом году. И что? Вы решили придумать, что восторженный Берни теперь делает Льюиса чемпионом :) Повторю вопрос... С чего Вы взяли, что победа кого-либо в чемпионате приносит Берни дополнительные прибыли, и с какого-такого перепуга эти прибыли будут даже больше, если победят именно McLaren и Льюис :))) Африканские рынки? :)))) Раз пошла такая тема, может это он Кими сделал чемпионом в прошлом году :) Им он тоже, помнится, восторгался...
Мне кажется в McLaren всё делают верно. Да, сейчас машина хуже ведёт себя на мягких покрышках нежели на более жёстких (хотя и это ещё вопрос открытый), но если предположить, что составы резины и дальше будут становиться всё жёще и жёще, в свете грядущего перехода на слики и постоянной борьбы фиа со скоростями, можно предположить, что путь развития шасси выбран верно. Если в феррари этого не поняли, это только их проблемы. Моё субъективное...
Сейчас лень искать ссылку где Берни восторгался Люисом и говорил что его появление в Ф-1 пойдет на пользу всему автоспорту или что то в том духе...
serghinio
А никто не ищет причин все и так ясно как божий день, и только Маовские болельщики ищут рациональное зерно....В Малайзии была высокая температура если я не ошибаюсь естественно что там использовали жесткией тип резины, я говорю не о том что жесткие типы резины совсем не подходят Феррам..просто конфигурация их болида при определенных климатических условиях не позволяет их должным образом прогреть в квале...и порой в гонке (Хоккенхайм) Далее...то что было в Бахрейне Малайзии и Турции в расчет принимать не стоит так как сезон только начинался....полного раскалада никто не знал...для Маков думаю тоже было удивительно почему их болид так быстро убивает резину...а Ферры думали что смогут решить проблемы прогрева твердых составов при холодных температурах воздуха, но прошла половина сезона и картина обрисовалась кто где и на чем выигрывает...соотвественно когда уже нет права на ошибку не у тех ни у других...а чемпионами надо сделать Маков во главе с их гламурным пилотом то надо помочь и помочь действенно....
+100
Не стоит искать причину выбора более жестких типов резины в стремлении Берни или руководства Бриджстоуна предоставить дополнительные шансы на чемпионство «модному» претенденту. В этом году нет таких явных колебаний в скорости Феррари и Макларена в зависимости от используемых составов резины. Например самые жесткие составы резины не помешали Кими одержать победу в Малайзии. А в Бахрейне Бриджстоун поменял составы резины на более мягкие по сравнению с прошлым годом. В Монце год назад, несмотря на использование составов Medium и Soft, преимущество было за Маклареном.
Выбор более жестких составов резины можно оправдать требованиями безопасности - нагрузки на резину в скоростных поворотах Спа и на торможениях перед шиканами в Монце очень высокие.
~ с другой состороны совершенно согласен с мнением что балом правит Берни которого интересуют только прибыли..а он считает что сделав Хэма и Маков чемпионами она будет больше.
Откуда инфа, что он так считает? И попутно, как подсчитано, что прибыль будет больше, если победит именно Льюис? :)
Да только пока против выбора Бриджей Ферры и Рено...выбор устраивает только Маков, повторюсь остальные молчат так как проблем не только из за резины хватает и и работы над другими узлами, и здесь у Ферров в купе с Рено большинство голосов по логике Бриджы должны слушать большинство.с другой состороны совершенно согласен с мнением что балом правит Берни которого интересуют только прибыли..а он считает что сделав Хэма и Маков чемпионами она будет больше.
Ок, победили меня, =)), соглашаюсь с формулировкой «после первой гонки». Но не сразу после! =)))
Тормоза запретили во время уикэнда в Бразилии, пятничные тренировки они катали еще вроде со своими «хитрыми» тормозами, а потом поступил протест от Феррари, Заубер, Минарди, Эрроуз и Тиррел, после которого стюарды дали предписание Макларен, Уильямс и Джордан демонтировать эти системы.
Венгрия была выиграна Шумахером после того, как хромающий Хаккинен продержал за собой Култхарда кучу времени. МШ за это время успел сделать пит-стоп и летел как ужаленный. Насчёт неидеальной тактики - для той ситуации, когда МакЛарен позволил себе такую глупость, как держать нормальную машину позади повреждённой тактика у Феррари была как раз тютелька в тютельку. Росс там вмастил.
«А Монца?»
Ну, а что Монца? МШ молодец, спору нет, в дыму от сгоревшего мотора Култхарда он шикарно атаковал Хаккинена (по сути, в слепую), прошел его красиво и даже мог какое-то время наращивать темп и отрыв. Но после пит-стопов Хаккинен его безбожно догонял, и если бы не проблемы с тормозами - не думаю, что МШ мог бы удержаться впереди. Култхард на первых кругах и вовсе уезжал (и это после того как Хаккинен его пропустил вперёд из-за собственных технических проблем...).
Тормоза: в Интерлагосе (2й гонке сезона) Дэвид запарковался у обочины во время свободных заездов и имел неосторожность позволить кому-то из фотографов сфотографировать свой педальный узел, засунув фотоаппарат прямо в кокпит. А там - опаньки! - три педали! И понеслась. А после Мельбурна об этом ещё никто не знал.
Диагональную систему тормозов запретили после Бразилии (2й гонки).
=== Из того же Хроно слышал, что после 1-й всё-таки
dmsstar
И сейчас происходит похожее, только песни про ЛХ. (безо всяких теорий заговоров и намека на них)
=== Не спорю. Как показала практика, от песен Берни толк небольшой.
14 августа 11:09
BorisZ
После Маньи-Кур Феррари нигде не имела преимущества в скорости и МШ тогда выигрывал исключительно благодаря своему умению воспользоваться ситуацией в полной мере. Как только у Маков кончались проблемы - мы получали Нюрбургринг 98 и полную беспомощность Феррари.
=== Я имею в виду то, что темп работы Гудьира был куда выше. А насчёт проблем - да, Вы правы. Но почему-то Феррари тех.проблем почти не имели. Хотя вкалывать им надо больше. Значит, и Маки расслабились. «После Франции» я бы тоже оспорил. Венгрия была выиграна Шумахером, но ведь там тот же Култхард не косячил. И тактика у Шума была неидеальная. А Монца?
Диагональную систему тормозов запретили после Бразилии (2й гонки).
=== Из того же Хроно слышал, что после 1-й всё-таки
По поводу 98-го: Гудьир действительно делал всё что мог, и к середине сезона сильно сократил отставание от Бриджстоуна, но говорить о том, что японцы расслабились не приходится. После Маньи-Кур Феррари нигде не имела преимущества в скорости и МШ тогда выигрывал исключительно благодаря своему умению воспользоваться ситуацией в полной мере. Как только у Маков кончались проблемы - мы получали Нюрбургринг 98 и полную беспомощность Феррари. Так что Бриджстоун боролся до конца. Кроме того, здесь сыграл фактор концентрации усилий: сколько команд было у Гудьира? И сколько у Бриджстоуна? При этом топ у Бриджстоуна был вообще один.
Диагональную систему тормозов запретили после Бразилии (2й гонки).