4 мин.

Шило на мыло, или у Хейкки есть шанс?

Хейкки Ковалайнен сменил «Рено» на «Макларен», в соответствии со своими пожеланиями избегая роли второго номера при неприкосновенном лидере Алонсо – но не попадет ли он в аналогичную ситуацию в британской конюшне? Скептики, и таких немало, убеждены, что финну с самого начала придется играть на второй скрипке в оркестре Льюиса Хэмилтона, хотя сам пилот утверждает обратное. «Перед подписанием контракта я хотел выяснить одно обстоятельство – получу ли я равный с напарником статус, – рассказал Хейкки в интервью радио BBC. – И, думаю, мы сможем бороться на трассах столько, сколько сможем, а потом вместе смеяться над этим. В прошлом «Макларен» всегда предоставлял пилотам равные условия, в том числе и в этом году. Так что проблем не будет, и мы только поможем прогрессу команды». Сразу скажу, что я полностью согласна с оценкой и предсказаниями Хейкки. Правда, здесь нужно сделать небольшое лирическое отступление, чтобы разобраться в понятии равенства.

Для начала предлагаю принять за аксиому, что, поскольку «Формула-1» – спорт командный, идеального равенства в конюшне в принципе не существует. Различия между двумя пилотами начинаются с мелочей вроде номера на болиде и продолжаются в более серьезных вопросах распределения техники. Здесь, даже не принимая во внимание тот факт, что один из гонщиков может влиять на процесс конструирования болида, направляя разработки в предпочтительное для его стиля пилотирования русло, он может получать шасси или узлы, дающие ему пусть и очень небольшое, но все же преимущество. В качестве простого примера, взятого даже не из топ-конюшни, можно привести слова Дэвида Култхарда об отношении к нему в команде «Ред Булл». Если существует какой-то чуть лучший компонент машины, то, утверждает шотландец в своей автобиографии, этот компонент или шасси целиком команда обязательно отдаст ему, а не его коллеге… Далее, при выборе гоночной стратегии обеспечить полное равенство между напарниками просто нереально – в конце концов, в боксах в каждый момент времени обслуживается только одна машина. Как следствие, близкая к оптимальной стратегия достается только одному пилоту, второму же приходится довольствоваться менее выгодными «окнами» для проведения пит-стопов.

Можно найти и другие примеры, в которых проявляются накладываемые работой в команде различия между пилотами, но принципиальным и во многом определяющим для всех остальных, является отношение к ним работающих рядом механиков, инженеров и, в частности, боссов. Человеческих предпочтений в коллективе не избежать, а зачастую и не изменить, поэтому и заметно, что команда больше радуется успехам или сопереживает неудачам одного из напарников.

В прошедшем сезоне это в полной мере испытал на себе Фернандо Алонсо. Начиная с, казалось бы, незначительных моментов вроде отступления его менеджера в моторхоум «Рено» во время одной квалификации, когда в боксах «Макларена» слишком явно поддерживали Льюиса Хэмилтона, и заканчивая «игрой в молчанку» с Роном Деннисом и полной потерей моральной поддержки со стороны команды. А до испанца фаворитизм в «Макларене» в пользу напарника долгие годы преследовал Дэвида Култхарда – шотландец всегда ощущал, что Деннис предпочитал видеть Мику победителем. Разумеется, еще раньше были Сенна и Прост…Да, в симпатиях членов команды к пилотам в «Макларене» всегда существовала неофициальная иерархия. Но в остальном Рон старался держать марку, проводя в отношении своих подопечных наиболее близкую к идеальному равенству политику. Равенству в смысле предоставляемых возможностей. 

Ведь ни Дэвид, ни Фернандо не могли серьезно пожаловаться, на то, что их напарники получали лучшие ресурсы или технику, а более выгодная гоночная тактика вполне справедливо доставалась, по крайней мере, в этом сезоне, быстрейшему в квалификации (во втором сегменте) пилоту. Испанец, правда, намекал на саботаж на Гран-при Японии, когда на его болиде якобы недокачали покрышки, однако, подтверждений тому нет. В конце концов, если бы «серебряные» решили изменить принципам, простейшим способом сделать Льюиса чемпионом мира было бы увольнение Алонсо не по окончании сезона, а в любой момент после его некрасивого шантажа во время Гран-при Венгрии. С заменой на уступающего ему в скорости Педро.

И, желала бы команда спокойной жизни своему фавориту, второй болид на будущий год стоило бы отдать опять же Де Ла Розе. Ну или Паффету. Но, пригласив Ковалайнена, «Макларен» в очередной раз подтвердил намерение иметь наилучший возможный состав пилотов, которые на трассах будут бороться каждый сам за себя.

Думаю, Хейкки прекрасно понимает, что означает «равенство» в его новой конюшне, и готов принять сложившуюся в ней ситуацию с фаворитизмом в пользу Хэмилтона такой, как она есть, без ревности по отношению к англичанину из-за оказываемой ему большей моральной поддержки. Фактор, несомненно, важный для мотивации и уверенности в своих силах, но Ковалайнен достойно справлялся с трудностями и критикой в начале этого года. Так что, верю – выдержит. И исход его соперничества с Льюисом будет зависеть не от десятка лет, проведенных англичанином под покровительством Денниса, и не от чувств внутри команды, патриотических или ностальгических – все-таки вместе лелеяли прекрасную мечту о титуле в дебютный сезон, вместе пережили поражение. Все решит чистая скорость на одинаковых машинах.

Ведь получил свой шанс Дэвид Култхард в 2001-м… И перетянул симпатии Сенна после четырех лет и двух титулов Проста