3 мин.

Здесь не курят

Вы когда-нибудь слышали о том, чтобы на презентации нового болида "Формулы-1" звучали слова об экологии? Лично мне на ум из пресс-релизов команд, прочитанных за все предыдущие сезоны, приходят избитые фразы вроде: "центр тяжести ниже, аэродинамика эффективнее, мощности больше при том, что мотор весит меньше и стал экономичнее…" О, очевидно, именно в последнем и заключается забота об окружающей среде, хотя между строк более явственно читается: "на полном баке мы протянем дольше, чем соперники". И никакого экологического подтекста. Поэтому, когда Honda представила концепцию "зеленого" болида и общую философию пропаганды защиты окружающей среды, я была слегка шокирована. Не новизной и свежестью мысли, а больше ее несовместимостью с автогонками. Это как нарисовать голубое небо с белыми пушистыми облачками и написать "За чистый воздух" на коптящей атмосферу выхлопной трубе какого-нибудь химического завода. Да и, кстати, на этой трубе будет написано ваше имя, если вы совершите пожертвование на сайте www.myearthdream.com.

Хотя, может, все не так брутально? Честно, даже не представляю, в каких величинах исчисляется выброс вредных веществ всеми болидами "Ф-1" за сезон, включая гонки, тесты, производство, переезды и перелеты. Например, мне бы было понятно некое сравнительное значение, скажем, в часах автопробок какого-нибудь мегаполиса – пусть сто часов километровой пробки в Москве. Или тысяча… Задавшись целью найти хоть какие-нибудь цифры, не задумываясь, открываю сайт ФИА. На запрос по ключевому слову environment – окружающая среда - он весело откликается специально посвященной этому вопросу страничкой. Ну, думаю, сейчас в разделах "Изменение климата" и "Качество воздуха" найду все, что мне нужно. Но не тут-то было – кроме двух банальных фраз введения, ссылки ведут на девственно чистые страницы. А ведь Макс Мосли еще в декабре провозгласил курс на "зеленую" революцию.

Наконец, на другом уже сайте, данные нашлись: новый авто (по данным Великобритании) в среднем выделяет 169,4 грамм углекислого газа на километр пробега, а новая "Хонда" RA107 по самым скромным подсчетам – 1500. Как-то нереально много, но будем считать, что отношение именно такое: на порядок больше дорожного автомобиля. То есть, если я полгода буду ходить пешком, для сохранения равновесия один болид может пройти дистанцию Гран-при. Не-е-е-т, на такие жертвы я не способна. С другой стороны, за все 16 гоночных уик-эндов (без тестов и пр.) "Формула-1" нагадит в атмосферу примерно как 200 машин за год. В масштабах планеты это – уровень моего двора.

Можно воспринимать новую концепцию Honda как оригинальный маркетинговый ход. Логотипы на бортах болидов такая же неотъемлемая часть гонок, как и шампанское после финиша. А тут непривычный, но очень элегантный автомобиль с одной скромной надписью на заднем спойлере. Притягивает взгляд, не правда ли? Не то, что новая Renault, в угоду спонсорам изукрашенная в абсолютно несочетаемые цвета.

Но, скорее всего, это ход политический. Если правительства возьмутся за охрану окружающей среды с тем же рвением, с каким была запрещена реклама табака, то в автогонки, как действо глобальное, популярное и неполезное, ткнут пальцем и навесят на них парочку озоновых дыр. Вряд ли кто-то станет умножать километры на выхлопы или принимать во внимание мои жертвенные полгода поездок на метро (если я до такого вообще дойду). Надо как можно быстрее объявить себя борцом за экологию, и если уж не ездить на водороде, то хотя бы призывать зрителей к экономии электроэнергии. Ник Фрай утверждает, что если всего один процент 150-миллионной аудитории каждого "Большого приза" выключит на ночь рабочий компьютер (предлагается и шнур из розетки вытащить), то атмосфера недосчитается 45 тысяч тонн углекислого газа, что в три с половиной раза превышает годовую выработку всей конюшни. Правда, не поняла, сколько же лет они должны выключать компьютеры…

В общем, не знаю как вы, а я ставлю точку и отключаюсь. А там посмотрим, может, в будущем Honda вместо того, чтобы рисовать ненатурально зеленую Землю, обклеит болид солнечными батареями.