15 мин.

Condotta o giuramento

  Проблема соотношения доморощенных руководителей и наемных менеджеров всегда стояла очень остро. Во все времена, не при Петре началось. Вопрос соотношения корысти, любви к искусству и готовности живот положить за Отечество – краеугольный при выборе: пригласить варяга или выискивать собственные кадры. Причем корысть учитывается не только у потенциального легионера, но и у приглашающей стороны, потому как, во-первых, дель Боске дешевле Моуринью, а во-вторых, Большая Белая Надежда сама по себе может начать приносить прибыль, а не только убытки в виде расходов по заработной плате.

Чем руководствовались боссы "Динамо", назначая Сергея Силкина не временщиком, а постоянным главным тренером, мы точно не знаем. С одной стороны, конечно, результаты второй половины сезона давали повод думать о правильности такого выбора, но неоднократно раздавались осторожные голоса, указывавшие, что и игровая модель у бело-голубых, мягко говоря, не выстроена, и полноценно команду мастеров к сезону наставник еще ни разу не готовил. Но что там голоса, когда "Динамо" ко второму перерыву занимает третью строчку, состав вроде боевой, во всяком случае не привычный уже за последние сезоны набор исполнителей добротно-среднего уровня.

Силкин остался главным тернером, став очередным наставником, на которого руководство, боелельщики и журналисты примерили усы "русского дель Боске". Вот, мол, тот человек, который не за презренный металл, а сугубо из высоких чувств.

Однако футбол – вещь такая, что чувства тут котируются не столь высоко. Если предоставить слово аналитику Бубнову Ловчеву Макиавелли, в опыте и авторитете которого сомневаться не приходится, то он может нам поведать о своем сравнении двух выдающихся тренеров своего времени: Франческо Сфорца и Чезаре Борджиа.

Первый был бастардом кондотьера Муцио Аттендоло, как раз и получившего прозвище Сфорца - "сильный". Не имея за душой ничего кроме таланта, выбился в признанные специалисты своего дела, тренировал попеременно команды Рима, Венеции, Милана, Флоренции. В итоге авторитет Франческо Сфорцы повысился настолько, что сенат Милана передал ему бразды правления городом с правом определять трансферную политику и нераззурри, и россонери. Вот так пришлый тосканец сумел не просто оказаться на вершине пищевой цепочки, но и основать полноценную династию, правившую Миланом 85 лет, и давшую миру доктора Ганнибала Лектера, утверждавшего, что он – далекий потомок Сфорца. 

Второй тоже начинал свой жизненный путь как бастард, потому как его папа – Родриго Борджиа де юре детей иметь не мог: кардиналам католической церкви это противопоказанно. Но будущему папе (уже Римскому) Александру VI это не помешало помимо Чезаре обзавестись еще одним сыном Хуаном и дочерью – прекрасной Лукрецией. О семейке Борджиа до сих пор ходит множество слухов, большей частью никакого отношения к действительности не имеющих. Если кому интересно, могу порекомендовать ознакомиться с трудом Саббатини (да, он написал не только про капитана Блада). Нас же тут интересует несколько иной момент. При всех своих недостатках Александр VI был гениальнейшим политиком, умевшим вывернуть ситуацию так, что полный аллес капут оборачивался неприятным сюрпризом его врагам. Когда корол Франции Карл VIII по пути в Неаполь, где у него были некоторые разногласия из-за прав на корону, науськиваемый кардиналом Джулиано делла Ровере решил завернуть в Рим, все решили, что дни Борджиа сочтены. Но к удивлению делла Ровере Карл был буквально охмурен Александром и заключил с ним союз.  Чезаре же, возглавивший через некоторое время папскую армию, пользуясь связями отца с королевскими домами Франции и Испании, начал кампанию по созданию единого и сильного итальянского государства.  И поначалу все шло хорошо: народ любил своего "графа Валентино", забыв даже, что тот – этнический испанец. Борджиа контролировал уже всю Романью и Урбино, основательно потеснил суверенетет Флоренции, но в 1503 году от отравления умирает папа Александр. Сам Чезаре с трудом, но выживает и продавливает назначение на Святейший Престол папы Пия III, верного семье Борджиа. Но тот неожиданно отходит в мир иной уже через 27 дней, скорее всего и тут не обошлось без веществ, мало совместимых с бренностью существования, но как бы то ни было папой становится Юлий II, ранее звавшийся... Джулиано делла Ровере. Франция и Испания больше не считают себя связанными обязательствами перед Борджиа, и Чезрае приходится бежать. Все его достижения на посту тренера молодой сборной Италии были уничтожены одним махом.

Макиавелли, восхищаясь обоими, отмечает существенную разницу между двумя этими людьми: кондотьер, наемник Сфорца пришел к успеху благодаря собственному старанию и таланту, закалявшемуся в многочисленных битвах на стороне чужих ему людей. Борджиа же – баловень фортуны. К его услугам был весь Рим, бывший ему родным, но как только ситуация изменилась, и действовать пришлось самому, он оказался если не беспомощным, то уж точно проигравшим. 

Насколько похож Спаллетти на кондотьера Сфорцу, мы не знаем, просто потому, что неизвестна внутренняя мотивация итальянца: работает он исключительно за деньги, или же душа его прикипела к команде со стрелкой. Но вот для Сергея Силкина начало третьего круга и стало тем же экзаменом, каковым для Борджиа явился приход к власти в Ватикане делла Ровере.

 Первые матчи после перерыва показали, что "Динамо" испытывает основательные проблемы с организацией игры. Команда не состыкована по линиям: защита, полузащита и нападения действуют отельно друг от друга, отсутствует синхронность действий. Непонятные пертурбации с Кураньи не добавляли оптимизма поклонникам бело-голубых.

"Зенит", прекративший выступление в Лиге Чемпионов, имеет собственные проблемы, главная из которых – пропавшее взаимодействие при обороне крайних защитников и крайних инсайдов. И начало этого матча так же проявило этот диссонанс: ни Аршавин, ни Семак не отрабатывали должным образом на своей половине поля. Когда крайнего защитника вынужден страховать центральный защитник или опорный хавбек, это неминуемо ведет к разряженности либо в центре штрафной, либо перед ней. И то, и то, прямо скажем, неприятно. На первых минутах Джуджак создает первый опасный момент у ворот гостей, как раз врываясь в зону Губочана, которого не страховал уже никто.

Однако в этот день "Зенит" выполнил главную задачу: закрыл Кураньи и опорную зону, не дав Воронину сыграть оттянутого форварда. Потенциальная угроза слева была ликвидирована набравшим форму Кришито, которому Кокорин был не конкурент даже рядом. Не знаю, в каком состоянии Самедов, но решение Силкина выпустить в старте именно Кокорина кажется сомнительным.

Юсупов и Семшов не смогли организовать на подступах к чужой штрафной ничего полезного, поэтому Кураньи был вынужден раз за разом опускаться ниже, где его чинно и с расстановкой, в духе упомянутого доктора Лектера, ел Ломбертс. Главный козырь немца – умение продавить и неожиданно пробить по воротам в сорока метрах от вратарской полезно не более, чем стрельба из кулеврины по крепостной стене. 

 А вот "Динамо" с рассинхронизацией линий справиться не смогло. Дело даже не столько в слабом взаимодействии, сколько в разности скоростей: реактивное, мощное нападение, медлительная полузащита и абсолютно инертная задняя линиия, особенно в центральной ее части. Где вне графика и случилося несчастье.

Построение защиты "Динамо" вообще удивило. Несколько раз было видно, что два центральных защитника, во-первых, при розыгрыше углового у чужих ворот остаются в районе центрального круга, во-вторых, не могут разобраться, кто кого из соперников будет держать. Не говоря уже о том, что ни Гранат, ни Ломич, случись что, соревнование в скорости Кержакову проиграют без шансов. 

А зенитовцам, не прошло и минуты, пришлось вновь выполнить упражнение: пробежка от трибун к центральному кругу, улыбаясь во все зубы.

 В общем-то, на этом лавочку можно было бы и закрывать при других раскладах, но пока часть динамовцев погружалась в преступную апатию, атакующий дуэт бело-голубых начал чуть ли не кусаться. Воронин и Кураньи были готовы прессовать не только защиту и вратаря "Зенита", но, кажется, даже мальчиков за воротами – был бы виден мяч.

Кураньи сейчас в том положении, что хоть не дыши, а то спугнешь: Леву нужен форвард в сборную, и у динамовца появился реальнейший шанс вернуться в национальную команду, откуда он был турнут чуть ли не с волчьим билетом. Поэтому он будет грызть газон, даже если вся остальная команда расставит шезлонги в районе центрального круга.

Но личной ответственностью и старанием матчи не выигрываются, если ты, конечно, не кто-то вроде Месси. Но нет, дриблинг на носовом платке с последующим выходом на оперативный простор – это не конек ни Кураньи, ни Воронина. А в силовой борьбе двух против четырех четыре в большинстве случае будут выигрывать.

Забросы же на мощных форвардов не работали в этом матче именно по этой причине:

И так было весь матч: Алвеш, снимающий весь верх. Единственный раз во втором тайме португалец на пару с Ломбертсом так и не решили, кто станет героем эпизода, позволив Кураньи пройти между ними, забив отменный гол. Но это было во втором тайме, в первом же единственный по настоящему голевой момент был у Воронина, воспользовавшегося неудачным отскоком.

Но Малафеев и по этому эпизоду, и по всему матчу еще раз подтвердил свои претензии на лидерство в сборной на вратарской позиции. 

В этой связи хотелось бы понять позицию руководства "Динамо", пригласившего Ромна Березовского на решающую стадию турнира. Этот голкипер в свое время был кумиром на "Петровском" в Петербурге, но было это, извините, тринадцать лет назад. С тех пор он не помолодел, а некоторые огрехи школы никуда не делись. Опыт  – несомненно, но не опытом единым берегут ворота.

Кстати, самый невнятный отрезок для "Динамо" случился даже не на 14-15 минутах, когда влетели два мяча, а концовка первого тайма. Решение Силкина выставить против зенитовского 4-1-2-3 стандартные 4-4-2 с даймондом (так казалось из-за ворот) вылилось в необходимость работы на повышенных оборотах против действий полузащиты гостей, и ближе к перерыву динамовцы "встали". Юсупов совсем поплыл, и его замена во втором тайме напрашивалась, как и Кокорина.

Лучше в обороне у "Динамо" не стало, но нельзя не отдать должное – команда из раздевалки вышла злая и заведенная. Судья с этим не всегда был согласен, но тут уж ничего не попишешь – работа у него такая. Один свистит, другие этим свистом недовольны.

У "Зенита" напрашивалась замена Файзулина. Увы, но свой шанс, связанный с травмой Данни, он не использует. Файзулин слишком зависит от своей формы и расположения звезд. Иначе его перепады в игре не объяснишь: вроде бы в таком матче, когда никто на ноге не висит (хотя да, порой и бьет по ней), показывай, что умеешь. Но нет, Файзулин снова остался в тени. Обидно, что это тень одинокого кактуса в бескрайней пустыне ведь.

А вот Кержаков поймал свою игру.

"Фактор Аршавина" в этом матче был уже менее заметен. Больше движения, больше мысли. Дело даже не только в образцовом пасе на Семака, но и в общем напряжении, которое канонир создавал. По-моему, Аршавин успел понять про Спаллетти за прошедшие пару недель, что как в том анекдоте про молодого еврея в монастыре – "здесь не шутят". Былые регалии у итальянца не работают.

Перестановки Силкина игру на какое-то время выровняли, "Динамо" даже получило определенное преимущество, и Малафееву пришлось попрыгать под перекладину. Но Мисимович (не находить места такому игроку – это отдельная претензия тренерам) хотя и усилил атаку, но его выход убрал игрока из группы обороны. На Нобоа легла двойная нагрузка, тем более что "Зенит" начал выстреливать контратаками. И будь у петербуржцев рядом с Денисовым игрок, обладающий быстрым первым пасом, 1:5 могли бы показаться приличным счетом.

К судейству Еськова могут быть претензии, но чем он заработал себе вистов – это решительными действиями в момент, когда с трибун в Хусти полетел мусор и деньги. Люди на трибунах редко когда внимают увещеваниям дикторов и даже игроков своей команды, но когда рефери берет мяч и показывает командам, что вместо розыгрыша углового они идут в раздевалку, даже самые оголтелые резво ссыпают мелочь обратно в кошелек и нервно доедают кукурузу вместе с початком и листьями.

Забавно, но наиболее буйными в плане засыпания поля посторонними продуктами жизнедеятельности были армейские болельщики. При этом они яростно поддерживали "Динамо", распевая без шпаргалок клубные бело-голубые песни. 

Мобильные телефоны с трибун не летели. Хотя многие юноши могли бы попросить телефончик, например, у этой печальной девушки.

Справедлив ли счет 1:5? Конечно. Могло ли "Динамо" в этом матче как минимум не проиграть? Безусловно. Но именно вчера, в том состоянии, в каком команды и тренеры подошли к игре, это было маловероятно. Да, счет редкий, но здесь скорее случайность именно результат на табло, а не итоговая победа "Зенита".

"Зенит" большую часть матча играл лучше. Хотя "Динамо" и выдало очень неплохой отрезок во втором тайме, но все же – гости в тот момент играли по счету. И как только интрига решила вернуться, словно гость, забывший зонтик, гости вновь выдали форсаж, окончательно переведя игру во всем понятный эндшпиль. Березовский мог не пропустить от неожиданного Хусти, но он все равно бы пропустил от Кержакова, которого в пятницу не могли остановить защитники. Просто не успевали.

И голос с трибун предъявлял Силкину вполне обоснованные претензии: построение игры и физическая форма. "Ну ладно, хватит уже", – вздохнул кто-то из начальников по безопасности, и разъяренного (но не матерящегося) болельщика вежливо попросили покинуть опустевшую трибуну.

Силкин же был растерян. Ответов на эти вопросы у него не было.

А Спаллетти... Итальянец выглядел человеком, который сделал ровно то, что планировал. Он прекрасно понимал, что переиграл оппонента по всем фронтам, что о его команде вновь будут говорить хорошее, что ему на какое-то время забудут "Бенфику". Но он понимает, что это "Динамо" было далеко не той "Бенфикой" недельной давности. И остается много других факторов, в первую очередь – треугольник проблемы Данни-Файзулин-Аршавин. Как бы первого безболезненно заменить двумя другими.

И да, Спаллетти – кондотьер. Но он останется в истории "Зенита" как наемник, оставивший в нем часть своей души. Даже если это только бизнес.

 

 

Ранее по теме:

Два ч/б с матча

Кирилл Дементьев