7 мин.

Товарищ Сталин двигается к рингу

ММА в тренде, это данность. Тема модная, почти политическая, и про нее тоже снимают кино. Последние новинки кинопроката – фильм «Воин» Гэвина О’Коннора – практически «Рокки», только с претензией на полный реализм – и «Нокаут» Стивена Содерберга c участницей турниров Strikeforce Джиной Карано в главной роли. Андрей Баздрев уже успел все посмотреть и спешит поделиться в блоге на Sports.ru впечатлениями.

«I gave you magic in there.. -Magic? You just pissed on a gypsy in the middle of nowhere!» [«Бронсон»]

ММА в тренде, это данность. Тема модная, почти политическая, и даже если зрелище (с предсказуемым результатом) оказалось совершенно несъедобным – мы все равно получаим на выходе массу фотографий с окровавленными бойцами и заголовки с подробным описанием, как один боец сломал сопернику ударом ноги берцовую кость, другой – дрался со сломанной рукой, а третий – повредил руку в пьяной драке… или дверь. А затем боксер – чемпион мира в супертяжелом весе (не самый последний в спорте человек) заявляет, что хочет «попробовать свои силы в миксфайте»… Да, в моде – смешанные (смертельные) боевые искусства.

И про них тоже снимают кино. Новый фильм «Воин» Гэвина О’Коннора – практически «Рокки», только с претензией на полный реализм, хотя на самом деле точно так же нашпигованный всякого рода клюквой – но люди, которые впервые увидят смешанные бои так близко именно здесь, не почувствуют подвоха. Пока в клетку не выйдет российский боец ММА по имени Коба. Назвали бы сразу Джугашвили. Представляете – товарищ Сталин, покуривая трубку, двигается к рингу, – как в фильме, под Высоцкого. Спасибо, что живые. Кобу Безруков еще не играл.

«Они просмотрели 50 человек на роль Кобы. Искали типаж вроде Федора Емельяненко, парня без эмоций. Такой тип персонажа, каким был он, когда принес мощь в ММА. И нужен был человек с борцовским прошлым», – Олимпийский чемпион 1996 года, про-рестлер и друг Брока Леснара Курт Энгл, сыгравший Кобу. 

«Брок Леснар в кино был бы идеальным таким людоедом, вроде героя Дольфа Лунгрена в Рокки. И он талантливый атлет, мог бы играть в NFL. Я думал, что я буду в фильме как Иван Драго, но оказалось, что публика за меня болеет... Постойте, это же ММА, тут совсем другой зверь - людям нужен непобежденный чемпион! Так что никаких мотивов времен Холодной войны».

Акцент в кино – на социальном сплаве, и основу ММА составляют белые англо-саксы, главным образом бывшие военные и бывшие учителя («А, бой выиграл? И где, на автопарковке?»). Есть некоторое количество отмороженных ребят из бедных районов и спортзалов, в малых количествах черные, латиносы, – но всем нужно платить за ипотеку, и они приходят и показывают, чего стоят. И, конечно, есть те, которые не ради денег, а ради высшей цели. Может, для кого-то и неубедительно, но ведь мы ради этого смотрим кино? Том Харди драться умеет, это известно еще с «Бронсона» (правда, массы лишней набрал и вместе с Кобой они выглядят как настоящие «стероидные бычары»), Ник Нолте умеет играть старых алкоголиков, а насколько убедительно борется герой Джоэля Эдгертона – решите сами.

«Том Харди все время что-то ел, никак не мог остановиться... мы пытались держать его на диете, н он все набирал вес...»   [Курт «Коба» Энгл].

«Эти ребята – не настоящие бойцы… просто насмотрелись UFC» [«Воин»]

Есть находки, как номер раундов на больших надувных шарах, которые девушки затем кидают вперед, есть откровенно предсказуемые вещи, как боец с youtube, получивший контракт в организации, есть немного депрессивности из «Бойца» с Марком Уоллбергом, немного братской любви, где досрочная победа одного над другим уже выглядит милосердием… Название лиги-организации – «Спарта», нам их не показали, но я уверен – должны где-то существовать рекламные ролики с бойцами, которые ревут в камеру, забрызгивая ее потом и слюной – «this is Spartaaaaa!!!». Сдержанность в таких вещах, впрочем, и делает этот фильм хорошим.

Гораздо сложнее мне было понять, как относиться к следующему фильму, насколько он хорош, и насколько главная героиня оправдала ожидания.

«Можешь сказать сейчас – а можешь сказать через 10 минут, когда я буду душить тебя», – сообщает зрителю Джина Карано.

Стивен Содерберг периодически интересуется боями и уже заигрывал с этой темой (см. бой Владимира Кличко с Ленноксом Льюисом в «Друзьях Оушена», не помню сколько их было). Где-то в 2008 году он увидел как Джина Карано кого-то душит, ломает и бьет и подумал, что можно было бы снять вокруг нее целый фильм. Несколько дней назад у нас в кино вышел его «Haywire».

haywire [′heɪwaɪə]

1. сущ. 1) амер. вязальная проволока (например, для связывания тюков соломы) 

2) тех. а) временная проводка; времянка б) путаница из проводов

2. прил.; амер.; разг.

1) а) небрежно выполненный; сделанный наспех, непрочно б) плохо работающий, неэффективный

Синоним: inefficient

2) а) взволнованный; поставленный в тупик Синонимы: agitated, excited, confused  б) сумасшедший, ненормальный Синоним: crazy

Всех тонкостей перевода сразу и не передать – и в российском прокате фильм назвали «Нокаут», как проект называл сам Содерберг еще до начала съемок. Джина в фильме делает все то же самое, что и в клетке. Т.е. душит, ломает и бьет – в произвольном порядке, прыгает с крыш, бежит по ночному городу и затем по лесу, переносится из Барселоны в Дублин и Нью-Йорк, угоняет машины и давит ими оленей (ну, ладно, он сам влетел в заднее стекло), ничего особенного – но все в своей выдержанной эстетике.

«Не думай о ней, как о женщине, это будет ошибкой», – говорит один из персонажей, но это такая примитивная разводка – после этих слов сразу начинаешь представлять Джину в роли женщины и, возможно, в каком-то другом кино, но она в это время продолжает ломать, бить и… ну, вы поняли.

«Мы представляли ее себе как персонажа типа Клинта Иствуда – очень мало говорит, очень направленно, коротко и сжато», – С.Содерберг

Вводит ее в кино режиссер уже немного избитой – словно для верности, чтобы мы ее ни с кем не перепутали. Она, конечно, все равно прекрасна… По ходу следования фильма то здесь, то там разбросаны всякие штуки для знатоков и любителей эстетики – даже воду ей дают, пока она ведет машину, как в перерывах между раундами в клетке. Она и играет свою роль так же, как пьет – экономично, осторожно, без жадности, не переигрывая, но немного закрепощенно. Куда более естественно у нее выходит душить, бить и… ну, ясно. Я, кстати, не уверен, что Мэллори Нокс (Джульет Льюис) в «Прирожденных убийцах» делала это хуже, но у нас сейчас не об этом. Содерберг рассуждает о том, что нашел новую манеру повествования, но я бы скорее сказал, что у него получился сам собой новый жанр – фильм с Джиной Карано. После просмотра жалеешь, что ее было слишком мало, и вспоминаешь, какими простыми были все ее движения в бою – подчеркнуто простыми и эффективными. Как будто режиссер думал только об одном:

«You don’t fuck with Gina Carano».