7 мин.

Сид Лоу: Транжирству - бой!

Перевод колонки Сида Лоу в газете Guardian.

Порядка 37,2 млн. евро потрачено на Златана Ибрагимовича, 24,35 млн. на двух футболистов, не сыгравших ни разу, и 7,5 млн. на футбольную школу в Аргентине, где мало кто чему-либо учится – и еще меньше, кто из нее выпускается – плюс, 18 млн. за земельный участок, который стоит всего 5,5 млн. И это только начало. Новый автомобиль, икорка, отель в четыре звезды? Да ну, такое даже и считать смешно. Солнышко, это не самолет бизнес-класса; вот самолет бизнес-класса. Сразу пять. Что такое банка икры по сравнению с 8 млн., потраченными на любителя пиццы, 262 тыс. на рестораны и 576 тыс. в год на волованы, особый сорт ветчины и ананасы на палочках? Число, которое растет на 20 тыс. за матч, за каждый матч. И вместе с ним растет животик одного приземистого президента.

Дальше – больше. Зачем вам покупать футбольную команду, если футбольная команда может купить вам все остальное? Если она может потратить 5,7 млн. на частные самолеты, 5,9 млн. на телеканал и 53 тыс. на кредитную карту шофера – для алкоголя, сигар и парфюма. Даже несмотря на то, что парфюмом Пеп Гвардиола писает бесплатно. Вы потратили 656 тыс. на охрану, выбросили по 3 тыс. в месяц на зарплату любовнице и отдали 90 тыс. за билеты на Боно. На Боно, который ирландский певец, названный в честь слухового аппарата, а не на Хосе Боно, президента испанского парламента, он все равно болельщик «Мадрида». 5,600 на роскошные отели в Дубае, 2,65 млн. на шпионство за директорами, болельщиками и журналистами, и 1,514 за ночь в «Шангри-Ла» в Катаре. В отеле, которого, на самом деле, нет.

Для президента «Барселоны» Сандро Роселя настало время свести счеты. В буквальном смысле. Рассчитаться с человеком, которого он любит ненавидеть, с бывшим партнером и бывшим президентом клуба Жоаном Лапортой. И время Лапорте рассчитаться с «Барселоной». Субботние заголовки называли этот день «важным». Это была «самая крупная игра за последние несколько лет», «историческая». «На кону» стояло «все». Результат мог бы предопределить будущее «Барселоны».

Не потому, что «Барселона» возвращалась на «Камп Ноу», где она побеждала лишь раз за три матча – и то с шатким счетом 1-0 над «Спортингом». Не потому, что «Барселона» выиграла лишь 4 раза из 17 после перерывов на матчи сборных. Не потому, что Давид Вилья полностью не набрал форму или потому что ахиллесовой пятой Хави Эрнандеса являются его ахилловы сухожилия. Не потому, что Вилья играл против бывшей команды. Даже не потому, что они играли с «Валенсией», лидером – претендентом на титул, принадлежащий «Барселоне».

Нет. «Игрой» в данном случае называли ассамблею членов клуба, на которой Росель собирался пролить свет на клубные счета. За последнюю пару недель волшебная фраза Проверка Благонадежности Финансового Состояния Компании прочно вошла в каталонский лексикон; и теперь они должны были узнать, зачем – во всех щекотливых подробностях. Лапорта покинул «Барселону», утверждая, что клуб закончил сезон 2009/10 с профицитом в 11 млн. – и это урок, что надо с недоверием относиться к идеальным цифрам. Аудит Роселя, проведенный Deloitte и KPMG, подытожил, что «Барса», на самом деле, потеряла 79,60 млн. Разница в 91,6 млн.

Хуже было только то, как эти деньги были потеряны Лапортой. «Я не знаю, действительно ли кто-то брал деньги из клубной казны», сказал вице-президент Хавьер Фаус, ловко донося мысль, «но тратам попросту нет оправдания».

Но разве ж это просто? Не была ли охрана нужна Лапорте затем, что он, в отличие от большинства президентов, конфликтовал с ультрас «Барселоны» и получал от них угрозы? Пусть Кейррисон с Энрике и не играли, но сколько еще клубов выбрасывают деньги на игроков? Росель описал трансфер Ибрагимовича как худший пример бизнеса в истории клуба, но разве Гвардиола не имел к этому отношения? Пусть любитель пиццы Мино Райола и срубил 8 млн. на делах Ибрагимовича, но он фигура не оригинальная – определенные агенты в определенных клубах заколачивают и больше. А сколько большие клубы в день матча обычно тратят на вип-персон и подарки для спонсоров?

Лапорта, которого не пустили на ассамблею – и это одна из причин, по которой он будет добиваться отмены решения – обвинил Роселя в мстительности. Которая есть. Он обвинил СМИ и политические партии в попытке его уничтожить. Очень может быть, что они действительно пытаются. И все равно, цифры впечатляли. Особенно в рамках наследства. И не только потому, что «Барселона» на ближайшие 12 месяцев определило свою экономическую политику как «аскетизм».

Лапорта пришел к власти, пообещав купить Дэвида Бекхэма. Он не сдержал слово, но стал самым успешным президентом в истории. Он защищал Франка Райкарда и пригласил Гвардиолу, когда болельщики и пресса – они периодически страдают от амнезии – хотели Жозе Моуринью. Гвардиола выиграл шесть трофеев. Впервые за долгое время воцарился консенсус – хотя бы на поле. Президентские выборы этим летом были причудливыми: фиг с ними, с монструозными приобретениями и большими обещаниями, каждый раз, когда кандидата спрашивали о планах относительно команды, он в ответ мямлил: «Эм-м, мне надо спросить у Пепа».

Но если это было футбольным наследством Лапорты – а многие сомневаются, можно ли это записывать на его счет – остальное наследство выглядело иначе. Было море лжи, зять франкист, шпионство, политиканство, шумные тирады, паранойя, описание мадридской прессы как «медийной пещеры», стриптиз в аэропорте. Война с Роселем. И транжирство. Не празднование теперь является иллюстрацией к его президентскому сроку, а фотография, на которой он в ночном клубе Лус де Гас, с гигантской сигарой в одной руке и с бутылью еще большего размера в другой, облитый дорогим вином. В итоге, «Барселона» из-за Лапорты потеряла 48,7 млн.

Пришло время заставить его платить. На полном серьезе. Росель предложил механизм, по которому Лапорта объявляется ответственным перед законом за все траты, такого раньше не было – ни когда Лапорта перехватывал штурвал у Жоана Гаспара, ни когда Флорентино Перес принимал управление у Рамона Кальдерона. Он предложил четыре причины для того, чтобы проголосовать «за», и пять хороших причин для того, чтобы проголосовать «против». А сам воздержался – этот шаг некоторые восприняли как знак нейтралитета, а другие расценили как слабость, бесчестность и противоречивость, которое вместо настоящей линии поведения, ставит бывшего президента в центр политической жизни президента нынешнего. Бывший директор обвинил его в том, что он посчитал себя Понтием Пилатом.

И если Росель воздержался, то он надеялся, что остальные не последуют его примеру. И они не последовали. Когда полдень сменился сумерками, с решающим перевесом в 29 голосов – 468 «за», 439 «против» и 113 «воздержалось» – «Барселона» проголосовала за то, чтобы подать гражданский иск против Лапорты. Если суд сочтет его виновным, ему придется заплатить 48,7 млн. евро. Возможно этого он и ожидал: будучи еще президентом, Лапорта скорректировал политику безопасности, подняв порог трат, за которые он не несет ответственности, с 84 тыс. до 25 млн. Тогда барселонскую прессу это не волновало; она наслаждалась тем, что закончилась эпоха, о чем она так слезно умоляла.

Вопрос: а не был ли это конец эпохи, которого желала и мадридская пресса? Год назад один очень недальновидный мадридиста объявил «fin de ciclo» (конец цикла), после чего «Барса» выиграла очередной титул, а «Мадрид» не выиграл ничего. Может быть, на сей раз он прав?

На какое-то время показалось, что может быть и прав. К перерыву, когда все внимание, наконец-то, переключилось от конгресса к «Камп Ноу», «Барселона» проигрывала «Валенсии». «Мадрид» опережал бы ее на четыре очка, если бы обыгрывал «Малагу» - что они позже и сделали, 4-1. И они не просто проигрывали; «Валенсия» доминировала. Играла интенсивно, быстро, высоко располагалась на поле, не давала «Барсе» простора, шла впереди 1-0 и должна была увеличивать счет, и что самое невероятное, опережала по владению мячом. Не было предпосылок к камбэку. Некоторые даже вспомнили затертое словечко: кризис.

Затем «Барселона» отреагировала. И отреагировала блестяще. «Мы забрали мяч», сказал Андрес Иньеста. «Мы снова стали собой», добавил Дани Алвес. Иньеста и Хави организовали классический розыгрыш Хавиньесты – гладкий, точный и умный. Карлес Пуйоль забил головой в классическом стиле Пуйоля – как есть, Капитан Дикарь, волосы развеваются, грудь выпячена, жестоко, и прелестно в своей брутальности. Великолепная игра во втором тайме – лучшая, показанная «Барселоной» в нынешнем сезоне – порвала «Валенсию» на куски и позволила временно обойти «Мадрид». А также подтвердило правило: они потеряли очки с «Эркулесом» и «Мальоркой», но зато победили «Атлетик», «Атлетико» и «Валенсию», плюс, «Севилью» в Суперкубке. «Мадриду» еще предстоит играть с гениальной командой. «Эти парни стоят целой империи – они бесценны», настаивал Гвардиола. В отличие от всего остального в ту субботу.

Оригинал на БарсаМании