3 мин.

Когда мне было три года

Что сейчас начнется, когда все открылось, подтвердилось и застыло новостным цементом?! Сколько тысяч текстов будет написано, сколько воспоминаний прольется из интернет-окон? Трудно себе это вообразить. Цунами комментариев по всему миру накроет планету. Прямо сейчас.

Все это происходит прямо сейчас.

Мне вот, к примеру, уже тридцать лет, что, вроде как, и немного, хоть мне так и не кажется. А когда мне было три года, Фергюсон возглавил «Юнайтед». Так почему-то проще прочувствовать объем события, явления. Мы все воспринимаем окружающий мир через самих себя, не знаю уж, почему, но так у нас выходит. Может, потому что не умеем иначе, а может, потому что это правильно, не знаю. Да и суть не в этом.

Фактически сэр Алекс возглавлял «Юнайтед» всю мою жизнь, проще говоря, для меня он был всегда тренером именно этой команды. По сути, нет ни одного воспоминания, когда это было не так. Иначе попросту не было.

Думаю, для многих футбольный мир делится надвое одной чертой: до начала карьеры Ферги и после.

Это просто поразительно, ведь речь идет не о том, когда он, к примеру, начал тренировать, а когда именно в «Юнайтед» пришел. У меня все это в голове не укладывается. По нему многих можно мерить, целые феноменальные карьеры. Тому же Хавьеру Санетти, добравшемуся практически до сорокалетней отметки и продолжающему играть в футбол, было 13 лет, когда Ферги перебрался в Манчестер.

На его фоне мир становится меньше. Всё смотрится каким-то игрушечным, будто бы человек, сфотографированный у подножия горы.

Но дело тут не только в возрасте, конечно же. Я вот вряд ли сумею просто дотянуть до отметки в семьдесят оборотов вокруг своей оси, а он ее перемахнул, он преодолел ее работая. Причем его работа – одна из самых испепеляющих, иссушающих внутренне, подсаживающих сердечные батарейки. А он не только дотянул, он побеждал, до сих пор. Создавала одну команду за другой, терял величайших и выращивал новых, шел от одного успеха к другому, преодолевая по ходу дела неудачи.

Фергюсон – тот самый случай, когда бесконечно пошлые, раздутые пафосом фразы, вполне применимы, уместны. Обычно их сторонишься, произносишь потише и как можно реже. Эпоха, величие, уникальность и так далее. К нему все они абсолютно спокойно подходят, без всякой фальши или преувеличения. Причем только к нему.

И все ведь ждали этого момента, знали, что он наступит, что уже близко. Но каким-то чудесным образом все равно оказались не готовы, будто наши прекрасные коммунальные службы, которые все время ждут, но все время оказываются не готовы, причем к чему угодно, зиме, осени или концу света.

Вот так и мы все, где-то в глубине души, растерялись, может самую малость, но растерялись. Ей Богу, кажется, что в футболе есть только четыре постоянные: поле, ворота, мяч и Ферги, тренирующий «Юнайтед». Ведь по-другому никогда не было. А теперь будет.

Наверное, нет смысла писать что-то еще, потому что лучше меня напишут десятки тысяч других людей. У них получится тоньше, ярче, сочнее, трогательнее и еще как-нибудь. Да и что я могу обо всем этом рассказать, ведь мне было три года, когда Алекс Фергюсон возглавил «Манчестер Юнайтед»?..