14 мин.

Роза в печке, или сколько оборотов в прыжке «тройной Аксель Паульсен»

Начну с того, что напомню вам фразу из неувядаемого советского телесериала «Семнадцать мгновений весны», которую Штирлиц произносит во время беседы со своим заклятым партайгеноссе Мюллером: «Я не люблю, когда меня держат за болвана в старом польском преферансе». Не знаю, как вы, а я, в отличие от некоторых представителей так называемого «ФК-бомода», не согласен играть роль болвана в том спектакле, который мне показали во время 5-го этапа ЮГП по фигурному катанию, проходившего на прошлой неделе в старинном польском городе Гданьске. Там, если вы ещё не забыли, четырнадцатилетняя фигуристка из США Алиса Лью не постеснялась не только заявить в своей короткой программе запрещённый (как это нам годами авторитетно внушали со своих комментаторских мест Татьяна Тарасова, Александр Гришин и прочие авторитетные эксперты) прыжок Аксель в три с половиной оборота, но и исполнила его в каскаде с тройным тулупом; судейская же бригада ей этот каскад ничтоже сумняшеся засчитала! И чтобы у кого-либо из следивших за трансляцией на сайте 1 канала ОРТ не возникло сомнений в том, что всё как всегда было продиктовано исключительно заботой о здоровье юных фигуристок, им голосом Александра Гришина разъяснили, что согласно регламенту ISU (Международного союза конькобежцев) Аксель в три с половиной оборота в короткой программе нельзя исполнять только сольно, но в каскаде(!) с тройным тулупом -- можно. При этом для пущей убедительности ткнули всех носом вот в это место (выделено зелёным цветом) того самого «регламента» (на самом деле документ носит название «СПЕЦИАЛЬНЫЕ и ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА по ОДИНОЧНОМУ и ПАРНОМУ КАТАНИЮ и ТАНЦАМ на ЛЬДУ»):

И действительно, если исходить из чисто формального наименования прыжка Аксель в три с половиной оборота как «тройной Аксель Паульсен», то, на первый взгляд, никаких правил юная американка не нарушила. Но это - только на первый.

Как известно, в Акселе -- в отличие от остальных прыжков -- не целое количество оборотов: в одинарном -- один с половиной, двойном -- два с половиной, а в тройном -- три с половиной. Так что с таким же успехом Аксель в полтора оборота можно было назвать двойным, Аксель в два с половиной оборота - тройным, а Аксель в три с половиной оборота - четверным. Но назвали так, как назвали. Видимо, кому-то на заре фигурного катания показалось, что Аксель в полтора оборота лучше называть Акселем одинарным (1А), а дальше -- по мере увеличения фигуристами количества оборотов -- в названии просто прибавляли единичку. В общем, действовали в соответствии с известной народной мудростью, которая на русском языке звучит следующим образом: «Назови меня хоть горшком, только в печку не ставь». Точно также рассуждали и те, кто в течение последних 17 лет разрабатывали и модернизировали судейскую шкалу стоимости прыжков фигуристов. Давайте в неё заглянем.

Как видим, в одной группе с ТРОЙНЫМИ прыжками (обведено зелёным цветом) находится Аксель в два с половиной оборота, и это не смотря на то, что чисто формально он обозначен символом 2А (двойной Аксель Паульсен); но ни тройного Акселя Паульсена, ни даже вечно недокрученного тройного Акселя Алисы Лью здесь нет и в помине! Сам же тройной Аксель Паульсен (3А) вполне себе мирно проживает в одной группе с прыжками ЧЕТВЕРНЫМИ (отмечено красным цветом). Причём, в этой же категории поселился и Аксель в четыре с половиной оборота. Ясно, что так называемый «кваксель» попал в одну компанию с четверными прыжками просто потому, что шкала стоимости для пятерных пока ещё не разработана. То есть, как только такая шкала будет создана, он сразу же в неё переселится.

Итак, абсолютно очевидно, что ISU этим своим документом – «Шкала стоимости, Уровни сложности, Руководство по определению GOE» -- вполне недвусмысленно предписывает судьям относить Аксель в три с половиной оборота, не смотря на его формальное обозначение «3А», к категории четверных прыжков, а не тройных! А так как именно в эту шкалу судьи смотрят и кликают по ней указателями компьютерных мышек во время процедуры выставления оценок, фортель, который выкинула хитрая Алиса, просто неминуемо должен был на какое-то время привести их в замешательство. Однако, судя по тому, что на выставление оценок американке у судейской бригады ушло всего 1 минута и 54 секунды (для сравнения: Анастасия Тараканова дожидалась своих оценок 1 минуту и 57 секунд, Томое Кавабата -- 2 минуты и 1 секунду, Виктория Васильева -- 2 минуты и 21 секунду), никакого замешательства или разногласий среди её членов не было.

Некоторое недоумение удосужился изобразить лишь уже упомянутый выше комментатор 1 канала ОРТ Александр Гришин, который, кстати сказать, почему-то в нашу шкалу заглянуть не догадался. Или сделал вид, что никогда туда не заглядывал. Но об этом -- чуть позже, а пока «вернёмся к нашим баранам», то есть судьям.

Итак, абсолютно очевидно, какого-либо замешательства наглая выходка Алисы Лью в короткой программе ни у кого из судей либо технических контролёров не вызвала. А это значит, что вся судейская бригада была кем-то заранее ко всему подготовлена и проинструктирована и что Аксель в три с половиной оборота в короткой программе Алисы отнюдь не был экспромтом. Причём, как не трудно догадаться, без вмешательства какой-то очень влиятельной персоны из состава президиума ISU по фигурному катанию тут не обошлось. То есть, налицо признаки сговора с участием такой персоны в пользу американской спортсменки Алисы Лью путём использования некоторой неоднозначности в толкованиях различными документами ISU правила для фигуристок-юниорок, касающегося запрета на исполнение ими Акселя в три с половиной оборота в короткой программе. Таким образом, имеется существенный повод для того, чтобы требовать от ISU расследования на предмет такого сговора, а также пересмотра результата Алисы Лью за короткую программу на 5-м этапе ЮГП в Гданьске.

Кто-то скажет, а зачем и кому это нужно? Ведь планируемого гандикапа посредством контрабанды запрещённого тройного Акселя в короткой программе американка всё равно не получила, так как сдвоила прыжок Риттбергер и заняла промежуточное 4 место. Согласен, немного промахнулась. Но давайте всё же посчитаем, какое место заняла бы Алиса, если бы исполнение ею каскада из тройного Акселя и тройного тулупа в короткой программе признали противоречащим правилам и он был бы обнулён.

203,10 -- 13,46 (3А+3Т) = 189,64 – вот какая получилась бы суммарная оценка Алисы Лью за две программы. А это значит, что вместо итогового 1 места, она заняла бы всего лишь 3-е; соответственно, Виктория Васильева в итоге заняла бы 1 место и гарантированно вышла бы в финал, а Анастасия Тараканова – 2-е и её шансы на выход в финал существенно бы повысились. Вот вам и заинтересованные лица! А дальше -- по цепочке: две российские фигуриски-юниорки и их тренеры – спортивные общества или клубы, где тренируются фигуристки и работают тренеры -- Федерация фигурного катания на коньках России (ФФККР).

Увы, прошло уже больше недели, у фигуристов-юниоров уже закончился 6-й этап, а ФФККР до сих пор молчит и, судя по всему, заступаться за своих спортсменов не намерена. Почему? Может быть, не хочет связываться с так называемыми «зарубежными партнёрами», а, может, ещё по какой-то причине. Об этом, конечно, можно попытаться спросить у вездесущей Татьяны Тарасовой. Но только вряд ли она станет по этому поводу откровенничать и выдавать нам свои профессиональные секреты. Скорее всего, как обычно, сделает вид, что -- не в курсе.

Сказать по правде, о том, что всё останется так как есть, можно было догадался ещё 19 сентября по той реакции, которую продемонстрировал Александр Гришин, изобразив «неподдельное» удивление от заявленного Алисой Лью в своей короткой программе запрещённого тройного Акселя.

Тут следует иметь в виду, что международные соревнования с участием юниорок (финалы ЮГП, чемпионаты мира среди юниоров) Гришин до этапа ЮГП 2019 года в Гданьске комментировал не один год и не один раз. К тому же, его матёрая коллега-комментатор, СУПЕРМЕГАЭКСПЕРТ и тренер-консультант Федерации по фигурному катанию на коньках России Татьяна Тарасова почти всегда сидела у него под самым боком. И это не считая периодически присоединявшихся к ним чемпионов и знатоков фигурного катания Ильи Авербуха, Максима Транькова и Максима Ковтуна, которые во время трансляций тоже не упускали возможности высказать своё экспертное мнение. Вот только почему-то никто из всех только что перечисленных представителей ФК-бомонда так ни разу и не догадался проинформировать свою аудиторию о том, что любая фигуристка-юниорка, владеющая тройным Акселем, может его исполнить в каскаде с тройным тулупом. Тем более, что под носом у них всегда находился тот самый сыгравший 19 сентября в Гданьске роль рояля в кустах «регламент», с которым так талантливо и убедительно отыграл свой номер Александр Гришин. Но особенно странно то, что Татьяна Тарасова, которая, как известно, и во время трансляций, и при личных контактах с фигуристами и их тренерами очень любит раздавать всем советы, тоже так и не догадалась надоумить, например, Елизавету Туктамышеву или Рику Кихиру, когда те были ещё юниорками, «садануть» (это -- из лексикона Тарасовой) в короткой программе тройной Аксель в каскаде.

Из открытых источников.

Увы, никто никому ничего не подсказал и никто никого не проинформировал. (Во всяком случае, за последние несколько лет я, например, ничего такого ни от кого не слышал, хотя ни одной трансляции с чемпионатов мира среди юниоров, этапов и финала ЮГП не пропустил.) Не потому ли, что всё эти годы они были абсолютно уверены (причём, эта уверенность исходила не просто от них самих) в том, что в короткой программе тройной Аксель – хоть сольный, хоть в каскаде – никому из юниорок не был бы защитан?

Зато как только в Гданске перед взором Гришина появилась американка Алиса Лью, которая, набравшись наглости, заявила каскад из запрещённого тройного Акселя и тройного тулупа, эта их -- в лице Гришина -- уверенность буквально за 25 секунд успела сначала куда-то испариться, а потом снова вернуться в своё исходное агрегатное состояние, но только уже в виде уверенности в то, что тройной Аксель в короткой программе юниоркам исполнять всё-таки можно. Да-да, всего за 25 секунд! Можете проверить. Не иначе как снисхождением божественной благодати такое прозрение не назовёшь.

Из открытых источников.

Впрочем, я не открою Америки, если скажу, что заставить какую-нибудь российскую медийную персону изображать из себя простачка и ставить рекорды по переобуванию на ходу можно и вполне земным способом. Особенно если у такой персоны имеются «за бугром» счета в банке, недвижимость, и, самое главное, страх потерять всё это путём попадания в постоянно пополняющийся санкционный список Минфина США.

Но оставим отведённые Александру Гришину, Татьяне Тарасовой и прочим представителям российского ФК-бомонда роли в этом шоу на их совести и выделим ещё немного внимания его главной героине – Алисе Лью. Очень, знаете ли, хочется хотя бы мысленно прикоснуться к источнику её феноменальных акробатических способностей.

Вспомним, каким непростым был путь к более-менее стабильному исполнению в произвольной программе сразу несколько прыжков из категории «ультра-си» у фигуристки из команды Этери Тутберидзе Саши Трусовой. Как в своём первом юниорском сезоне на соревнованиях она начинала пробовать один единственный «ультра-си» – четверной Сальхов. Да и то успешно приземляла его меньше, чем через раз. Вставлять два квада -- Сальхоф и Тулуп -- начала только сезон спустя, а добавлять третий – лишь когда в сезоне нынешнем перешла в сеньорки. И это, заметьте, при том, что никакого Акселя в три с половиной оборота у неё до сих пор нет. Кстати, этот факт очень красноречиво свидетельствует, что прыгать так называемый тройной Аксель Паульсен ни чуть не проще, чем даже четверной Лутц, который в арсенале Александры Трусовой тоже имеется. То есть, почти три сезона упорнейших тренировок, ссадин, ушибов и гемотом потребовалось Саше, чтобы она более-менее уверенно начала себя чувствовать с тремя «ультра-си» в одной программе.

И вот, откуда ни возьмись, появилась 13-летняя американка Алиса Лью и за один год наловчилась прыгать в произвольной программе не только сразу два Акселя в три с половиной оборота (один -- в каскаде), но и четверной Лутц. Причём, бросается в глаза то, что на её лице никогда нет ни малейших признаков предстартового волнения. Запомнилась фраза, которую недавно произнёс американский комментатор, когда Алиса вместе со своей наставницей стояла у бортика перед выходом на стартовую позицию. В переводе на русский фраза звучит примерно так: « Глядя на её лицо, понимаешь, насколько она сконцентрировалась перед своим выступлением!» А у Алисы в этот момент -- рот чуть ли не до самых ушей!

Кто-то скажет: «ну это -- просто такой чисто американский способ концентрироваться -- американцы вообще всегда и везде улыбаются; к тому же, Алиса -- ещё почти ребёнок и ничего необычного в поведении 14-летней девочки нет».

Что касается детей, то тут я бы посоветовал почаще обращать внимание на то, с какими лицами выходит на каток подавляющее большинство девочек и мальчиков во время различных турниров по фигурному катанию. Ну а что касается «чисто американского способа концентрироваться», то на этом мне как раз и хотелось остановиться немного подробнее.

Мне почему-то кажется, что и тут действительно не обходится без влияния животворящей благодати, причём также вполне земного происхождения --- например, в виде терапевтических исключений, выдаваемых Всемирным антидопинговым агентством (WADA), штаб-квартира которого находится в Северной Америке, больным не совсем понятно чем спортсменам. Ведь уже ни для кого не секрет, что именно с помощью такой «благодати» ставят свои рекорды и подчистую загребают все золотые медали некоторые американские спортсменки, страдающие, якобы, от так называемого «синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)».

Из открытых источников.

Предполагаю, что, среди вас наверняка найдётся кто-нибудь, кто захочет задать мне вопрос, что такого плохого мне сделала 14-летняя американская девочка и чего это я на неё набросился? Да ничего! И Вика Васильева, и Настя Тараканова мне ничего плохого не сделали. Которых, кстати, Алиса Лью (а точнее, те, кто за ней стоит) всеми правдами и неправдами выдавливала из финала ЮГП. И, между прочим, Камила Валиева, у которой к этому финалу вряд ли получится разучить и стабильно исполнять тот самый тройной Аксель Паульсен, мне тоже ничего плохого не сделала. Так что, Алиса Лью для меня ничем не лучше и не хуже других. Просто мне хочется, чтобы судьи одинаково относились ко всем фигуристам и не переиначивали толкование правил в угоду кому-то из них, используя для этого приёмы, больше уместные для такой «мутной» науки, как герменевтика, но абсолютно не допустимые в спортивной сфере. А ещё, как, надеюсь, и всем вам, хотелось, чтобы среди фигуристов никогда не появлялись такие, которые бы стремились запрыгнуть выше всех на пъедесталы, сидя при этом на «правильном» допинге.

Однако что-то подсказывает, что надежды на это осталось совсем не много, и что с этим можно сделать я, к сожалению, не очень себе представляю. Ну разве что, в своём блоге выложить такую вот статью.

В общем, всем фанатам группы Этери Тутберидзе я бы посоветовал не быть слишком уж наивными и заранее не вешать «девочке на шаре», в арсенале у которой пока нет каскада из тройного Акселя и тройного тулупа, золотую медаль финала ЮГП. Это чтобы потом не пришлось очень сильно огорчаться.

Из открытых источников.

Потому что «ЭТО – СПАРТА», а не СПОРТ!