14 мин.

Фотоувеличение. Анастасия Мыскина

Две недели кошмара, этого психологического триллера под названием «Ролан Гаррос 2004» наконец подошли к концу. В этот момент я наверняка думала: «Слава богу, все закончилось», хотела поехать в гостиницу и расслабиться. Да, точно, так и было. А вообще это момент, когда понимаешь, что годы работы не прошли зря, и то, к чему ты стремился, сбылось. Хотя мне, конечно же, хотелось большего.

Звездной болезни после победы у меня точно не было – последний раз я пережила ее, когда мне было лет 8-9. Просто теннис настолько быстро меняющийся вид спорта, что в воскресенье ты чемпион, а в понедельник тебя уже могут спокойно обыграть. Поэтому нужно уметь наслаждаться моментом триумфа, но при этом быстро переключаться на следующий город, где предстоит выступать.

Очень хорошо помню этот момент – в субботу, за день до финала мы фотографировались в музее «Ролан Гаррос». Почему-то все всегда думали, что мы с Леной Дементьевой близкие подруги. Да, мы знакомы с семи лет, наши родители хорошо знают друг друга, но при этом у нас совершенно разная жизнь, разные взгляды на все происходящее, и теперь после окончания карьеры мы уже никак не пересекаемся.

Это тоже очень хорошо помню, аэропорт Шарля де Голля. Одновременно с «Ролан Гаррос» в Париже проходило еще какое-то международное мероприятие, в котором принимал участие Путин. И вот после финала он встретился с нами. Из-за этой встречи задержали рейс – люди сидели в самолете, ждали нас. Рейс еще ночной был, так что нас наверняка проклинал весь самолет. Конечно, было очень приятно пообщаться с президентом, но хотелось бы, чтобы и сейчас первые лица страны не забывали про наш вид спорта.

Хорошая фотография. Судя, по всему, я не очень рада. Ах, это следующий «Ролан Гаррос» – тогда понятно (в сезоне-2005 Анастасия выбыла в первом же круге). Меня беспокоила травма плеча, из-за которой позже я и закончила играть.

Хронический надрыв мышцы, нужна была операция, которая для меня стала бы уже третьей. Идти на это мне не особо хотелось, я понимала, что теннис – это не вся жизнь. Не хотелось после всего этого быть сплошь в шрамах – это мужчин они украшают. Да и опять же на восстановление после операции на плече нужен практически год, и вернуться на прежний уровень после таких травм крайне сложно, ну а без подачи даже в женском теннисе делать нечего. Тогда наложились еще и семейные обстоятельства – заболела мама, и мысли были совсем не о теннисе.

Что еще может повлиять на решение закончить карьеру? Влюбленность, наверное. Психологическая усталость – от боли, от поражений, от чего-то еще. Динара Сафина, например, сейчас как раз в связи с этим взяла перерыв.

Когда на корте что-то не получается, злость просто зашкаливает. Думаешь: я же столько работаю, столько всего делаю, так стараюсь... А не получается ни в какую! Бывает, эмоции захлестывают, и вот здесь я никогда не смогу понять людей, которые это осуждают. Сама я такие моменты со стороны никогда не пересматривала, потому что пересматривать там особо и нечего.

Бывает, что и на ракетку злишься, да. Случались моменты, когда хотелось просто в клочья ее разнести. Это не так уж и сложно, кстати – посильнее бросить, и готово. Но я не думаю, что прям так уж много ракеток переломала. Опять же – это эмоции во время игры, гораздо хуже, когда уже после что-то сломать хочется. По отношению к сопернику такого рода агрессии возникнуть не может – по крайней мере, я этого не представляю. Человек играет лучше тебя – здесь на себя злиться нужно, ракетка просто всегда под рукой оказывается.

Всегда хотела выиграть Кубок Кремля! Это турнир, который для меня очень много значит. Для меня было важно выиграть именно дома, на глазах у близких мне людей.

Сейчас многие теннисисты пропускают его, но это происходит во многом из-за того, что календарь на год составлен не слишком удачно. Девчонки из-за этого оказываются в очень неудобном положении – я знаю, что многие хотят выступать и выигрывать в Москве. А вот чтобы кто-то из наших теннисисток принципиально пропускал Кубок Кремля, такого я лично не знаю.

Мой самый запоминающийся сезон в составе сборной России. Это самая приятная для меня команды, со всеми девчонками до сих пор хорошо общаюсь. Атмосфера была незабываемая – мы просто не могли не выиграть тогда. Сборная для меня – это все. Играть за страну очень почетно, для меня это вопрос крайне принципиальный. Не могу вспомнить, когда поставила бы какой-то турнир выше Кубка Федераций. Я считаю, что нельзя бесконечно что-то брать, нужно что-то и отдавать. Нельзя забывать сделать что-то для своей страны – дать почувствовать радость победы людям, которые любят теннис, дать возможность гордиться не отдельными именами, а своей страной. Это очень важно.

Насколько же сильным нужно обладать характером, чтобы сделать для тенниса столько, сколько сделал Шамиль Анвярович! Мне кажется, ни один нормальный человек не выдержал бы того напряжения, которое неизменно сопровождает российский теннис. И что самое главное – ему удается добиваться всех целей, которые он перед собой ставит.

Если говорить о нем как о капитане сборной, то ему как никому другому удается создать внутри команды нужную атмосферу. Он не особо вмешивается в женский теннис – все же в этом плане ему приходится сложно, да и наш тренер Лариса Савченко всех девчонок знает гораздо лучше – но что касается создания благоприятной обстановки и комфорта вокруг, Шамиль Анвярович просто лучший. Ни разу не слышала, чтобы на него кто-нибудь жаловался, да и попросту не могу себе такого представить.

Выставочный турнир в Гонгконге, не помню даже, в каком формате он проходил, и как я тогда выступила. Но вот благодаря тому, что мы видим на этой фотографии, подобные турниры и запоминаются. Платья нам подбирали организаторы. Мне мое вполне нравится, но вообще я больше люблю черный цвет.

Это Индия, в которую я больше никогда не поеду. Вы были в Индии? Когда едешь по улице и видишь, что люди живут в каких-то палатках, чуть ли не в картонных домиках, рядом течет ручеек, в котором они умываются, здесь же готовят себе еду... В общем, какое-то совсем неоднозначное впечатление осталось от этой страны. Ко всему прочему потерялся мой багаж, что еще более осложнило мою подготовку к турниру. Оказалось, у них нет магазинов, где можно было бы купить элементарное нижнее белье. В итоге мне его выдавали в гостинице, очень своеобразное. В спортивном магазине шорты, майки и кроссовки были только мужские, и вот во всем этом мне приходилось выступать. Но все равно я тогда выиграла – и в одиночном, и парном разряде. Впрочем, это не особо повлияло на мое восприятие Индии. Честно говоря, я не очень понимаю людей, которые грезят тем, чтобы уехать жить на Гоа. Да, мне рассказывали, что на Гоа все иначе, но все равно это мне кажется сомнительной историей.

На этот турнир в Турции меня пригласила моя подруга Ипек Сеноглу, она в основном играет в парном разряде. Красивый город, очень хороший турнир, я там в финале играла. В рамках одной из партнерских программ нам нужно было сыграть в теннис на набережной. Это как сейчас в Дубае играют на крышах небоскребов. По-моему, здорово – такие активности делают теннис привлекательнее.

Финал Кубка Федераций в Москве – я обыграла Серену, и мы вышли в финал. О Серене как о человеке мне сложно что-то сказать, потому что они с сестрой держатся обособленно – постоянно вместе с семьей, со своей командой. Нет такого, чтобы они с кем-то прям близко дружили. Знаю, что Серена общается со Светой Кузнецовой, ну а Винус – она вообще практически всегда в себе. Если говорить о близких отношениях, то мы очень хорошо общались с Ким Клийстерс, с Дженнифер Каприати, Жюстин Энен. Когда я еще играла, кстати, в плане взаимоотношений все было совсем по-другому. Девочки больше уважали друг друга, понимали, что теннис – это только теннис. Сейчас это изменилось, все стали более обозленными что ли...

Это на пресс-конференции перед турниром «Легенды тенниса». Я беременная – видите, какая толстая. Смеемся над какой-нибудь очередной ерундой, как обычно с Маратом Сафиным и бывает. Марата я знаю очень давно, он замечательный человек, с ним очень легко общаться. Он действительно уникален, притягивает людей как магнит. Его всегда ставили на главный корт – вне зависимости от позиции в рейтинге. Да, где-то не сложилось – от него ведь ждали десяток Больших шлемов и еще столько же побед на Олимпиадах, не меньше. Но ведь в жизни каждый несет свой крест, и вот у Марата он такой – любовь всех зрителей. Думаю, он не особо расстраивается по этому поводу.

Беременность... Прекрасные ощущения, замечательные месяцы в жизни любой женщины. Ты просто начинаешь получать удовольствие от всего... У вас есть дети? Просто когда появляются дети, все вот эти ощущения, чувства, сразу становятся понятны. После рождения детей у меня наступило самое счастливое время в жизни. Понимаете, когда утром к тебе бежит вот это чудо и кричит «Мама, мама!» – ничего больше и не нужно.

А это уже после беременности. С Костей Цзю мы знакомы очень давно, в свое время он приезжал на турнир в Сиднее, где я выступала – с тех пор и общаемся. Он любит теннис, кажется, сам даже играет. А вот куда это он меня пригласил, я точно не помню, но тогда я тренировалась, отрабатывала удары – было очень круто. Боксерские поединки я не смотрю, мне хоккей больше нравится, матчи сборной России не пропускаю. Если говорить о других ребятах не из тенниса, то я общаюсь c Наташей Рагозиной, с семьей Морозовых – я крестная Насти, дочки Леши и Иры, с вратарем «Динамо» Лешей Волковым, с семьей Терещенко... С футболистами не общаюсь – и слава богу.

Жить в Париже я никогда не мечтала, чувствую себя в этом городе некомфортно. Возможно, я чего-то не понимаю, но что есть, то есть. Мы с мамой гуляли по историческим местам, она делала все, чтобы я прониклась этой атмосферой. Ну да, красиво... Но всегда, как только я уезжала из Парижа, мне становилось легче. Город мечты? Рим, да и вообще мне вся Италия очень нравится, а еще Дубай. Хотя не думаю, что уехала бы куда-то навсегда, потому что после Москвы жить в каком-то другом городе очень тяжело. В свое время я пыталась начать жить в Европе – в Германии, в Австрии – но меня хватало лишь на несколько недель.

Это мой первый блин на телевидении. Что-то просто жуткое было. Футбольная передача, а я в нашем футболе совершенно ничего не понимаю. Даже не знала, что есть команда «Шинник», какой-то «Сатурн»... Поначалу думала, что это не так уж и сложно, а потом в кадре в основном молчала. Но зато это сразу помогло определиться с тем, что мне хотелось бы делать. Понравился сам процесс, рабочая атмосфера. Нервничать я перестала только недавно, когда начала вести передачу на неспортивном канале. Все же три года уже прошло, поэтому в чем-то стало проще. Может быть, помогло еще и то, что я не ставила перед собой задачу произвести на кого-то впечатление – просто пробовала, что из всего этого получится. С Василием Уткиным мы тоже уже давно хорошо общаемся, а теперь он еще и мой начальник.

Шоу «Танцы со звездами». Почему-то мне было очень сложно достичь взаимопонимания с партнером. Может быть, это я настолько своеобразна, но вообще считаю себя довольно легким в общении человеком. В общем, было сложно, а сам по себе проект – просто замечательный. Мне очень хотелось научиться танцевать, и в итоге этого добилась, хотя и представить не могла, насколько это тяжело. Во время съемок поначалу стеснялась, тем более это в прямом эфире было. Все же когда играешь в теннис, понимаешь, что к чему, делаешь то, что умеешь, и о камерах в этот момент не думаешь. А здесь все по-другому: что-то новое, с чем ты справляешься не особо хорошо. Хотя стоило только втянуться в процесс, и я уже ни на что не обращала внимание.

А это «Ледниковый период» – классный проект, очень веселый. В детстве я каталась на коньках, поэтому здесь чувствовала себя увереннее, чем в танцах. Одно из самых ярких воспоминаний, как ни странно, связано с падением – я сильно порезалась, и меня даже повезли в больницу. И вот, оказавшись в больнице, я узнала, что беременна. После этого выступления пришлось прекратить.

Это фото было связано с какой-то диетой. Но вообще полезной еде я предпочитаю вкусную. Хотя вот после родов у меня поменялись вкусовые ощущения. Например, очень полюбила овощи – до этого терпеть их не могла. Да и возраст уже говорит о себе, поэтому стараюсь есть больше салатов, рыбу, что-то еще... Но при этом и в «Макдональдс» легко могу зайти. А вообще молодым девочкам я бы советовала не заморачиваться на диетах. Конечно, нужно следить за собой, но стремиться выглядеть как модель с обложки журнала, – совершенно ни к чему. Сами подумайте: ну кому это нужно? Нет ничего лучше, чем быть собой.