10 мин.

Успех Робсон и другие события пятницы на US Open-2012

Прорыв Робсон

Если майя и вправду 2012-й год связывали с концом света, то для Лоры Робсон он явно знаменует его начало. Британское дарование уже столько времени было на слуху, но не при деле, что впору было отчаяться, как вдруг результаты ее стремительно пошли в гору – попадание в Топ-100, первые полуфинал на турнирах WTA, олимпийская медаль в миксте. А теперь и прорыв на турнире «Большого шлема». Уже одна победа над Ким Клийстерс стала значительной вехой ее прогресса, но Робсон на этом не остановилась и вслед за чемпионкой Australian Open-2011 нанесла поражение чемпионке «Ролан Гаррос»-2011.

Ли На подошла к турниру в прекрасной форме и расположении духа, прервав свою титульную засуху в Цинциннати, а до этого сыграв финал в Торонто. Но на матч с Робсон она вышла, не подготовившись к тому, что может обрушить на нее британка. Уж насколько Ли умелица отражать быстро летящие мячи, но и она попросту не успевала за могучими форхендами Робсон. А привычка действовать на высоких скоростях приводила к тому, что и пустые мячи которые Лора время от времени подкидывала ближе к центру корта (работа ног у британки все еще не айс), Ли пуляла не по назначению. Наконец эффективными были глубокие удары Лоры прямо по центру корта, оставлявшие китаянке слишком маленький угол для ответных обратных кроссов.

С боевого настроя Робсон не сбил ни пожар, начавшийся в ангаре по соседству, ни первый чистый гейм, сыгранный Ли На при счете 2:5, ни прокол на собственной подаче, когда пришло время закрывать сет. Следующий, десятый, гейм прошел по привычному для этого сета сценарию – Ли, пытаясь догнать соперницу, снова не могла попасть в корт. Если резюмировать происходившее, то главное, что удалось сделать Робсон, – это оставить Ли без ритмичных розыгрышей, в которых китаянка наиболее опасна. Очки разыгрывались, как правило, за пару-тройку ударов.

Ситуация начала меняться во второй партии .Ли стала поувереннее подавать, Робсон – почаще недорабатывать ногами, да и розыгрышей прибавилось. Еще полгода назад этих небольших перемен в сумме было бы достаточно, чтобы матч тут же покатился в другую сторону. Но на этом турнире Робсон борется так, как никогда прежде. Характерный пример: при счете 3:3 на своей подаче британка упустила преимущество в два очка, а затем настолько неуклюже распорядилась пустым мячом с бэкхенда, что аж вскрикнула от досады: «Use your legs!». Но тут же собрала себя в кучку и выдала эйс. При счете 4:4 Лора уступала 15:30 – до скрытого сетбола Ли рукой подать. Но подала опять Лора – сначала эйс, потом еще одну «невозвращенку», а потом пересилила Ли с задней линии.

И все-таки на тай-брейке Робсон не выдержала. Вслед за работой ног развалился ее бэкхенд, и Ли На начала разводить соперницу по корту и ловить на ее противоходах. Ответить британка смогла только срывами на приеме и невразумительными вторыми подачами. В этот момент шансы Робсон выжить в третьем сете выглядели призрачными. Выиграй она его, Елизавете II впору было бы вручать Лоре Орден Британской империи.

Робсон устала, перешла на длинный шаг и потеряла контроль над мячами, не находившимися от нее в непосредственной близости. Но и Ли На выглядела неожиданно вялой. Ключевым стал пятый гейм, в котором Робсон добралась до брейк-пойнтов и даже выиграла один из них, но была бессовестно обворована линейным судьей и примкнувшей к ней Луизой Энгцель. Ах, если б они знали, что последует дальше… Разгневанная такой несправедливостью Робсон снова задвигалась, как будто дух с половиной часов игры и не бывало, и начала отоваривать соперницу по полной программе. Ли буквально не знала, куда деваться. Еще одна грубейшая ошибка Энгцель сотоварищи лишь подлила масла в топку робсоновского паровоза, который, чуть попетляв на финише, безжалостно переехал экс-чемпионку «Ролан Гаррос» – 6:4, 6:7, 6:2.

Дальше по британскому курсу – действующая чемпионка US Open Саманта Стосур. И победа над ней выглядит для Робсон вполне достижимой. Во всяком случае, накануне своей игрой против Варвары Лепченко Стосур, мягко говоря, не впечатлила. Счет обманчив – обе девушки играли из рук вон плохо, а с бэкхендом Лепченко творился вовсе неописуемый кошмар. Сказать, что каждый второй ее удар с этого крыла летел либо вниз сетки либо на метр в аут, не будет преувеличением. И то, что в первом сете теннисисткам пришлось играть тай-брейк, лишь является свидетельством безобразных действий Саманты на приеме. Против поймавшей кураж Робсон этот номер у австралийки не пройдет.

Шарапова сыграет с Петровой

Стартовые матчи Марии Шараповой в Нью-Йорке напоминают начало ее пути в Мельбурне и Париже. Соперниц, мало адекватных ее уровню, она попросту разносит. Кругом ранее безвредной Лурдес Домингес-Лино Мария отдала один гейм. Вчера, против студентки-любительницы Меллори Бурдетт, расщедрилась на два. Воспитанница Стэнфордского университета своими хорошо поставленными ударами с места и тяжелым передвижением по корту чем-то напомнила Ребекку Марино. Канадка, правда, может иногда пробежаться и подавать умеет. Меллори не способна ни к тому, ни к другому, поэтому у Шараповой в этом матче проблем вовсе не возникло.

В свете полной несостоятельности ее предыдущих соперниц оценить по достоинству игровые кондиции Маши пока трудно. Матч четвертого круга против Надежды Петровой станет в этом смысле показательным. В первых своих встречах на кортах Flushing Meadows Надежда смотрелась очень прилично, особенно на подаче, и вчера без шума и пыли убрала со своей дороги Люцию Шафаржову – 6:4, 7:5. Первую подачу Надя доставляла в квадрат не особенно часто, зато неизменно эффективно. К тому же Люция настолько нестабильный принимальщик, что и со второго мяча против нее можно достаточное количество очков набирать. В обменах с задней линии Петрова также смотрелась предпочтительнее чешки, загружая ее нескладный бэкхенд.

В личных встречах с Петровой Шарапова имеет колоссальное преимущество – 8-1. Однако на мэйджорах их матчи всегда получаются напряженными, да и в четвертьфинал US Open Шарапова последний раз выходила 6 лет назад, когда в ее активе значился один только «Уимблдон».

Азаренко и Квитова в порядке

Все остальные претендентки на вторую неделю тоже выиграли свои матчи в двух сетах. Виктория Азаренко предсказуемо разнесла в пух и прах Чжэн Цзе. Темпом, которым китаянка пугает тяжелых на ноги соперниц, Вику не удивишь, а веса ударов и их разнообразия Чжэн явно не хватает. А то обстоятельство, что слабые подачи китаянки Азаренко съела на ужин да еще добавки попросила, ни для кого сюрпризом не явилось. В четвертом круге первая ракетка мира потренируется на Анне Татишвили.

Петра Квитова, выиграв US Open Series, в Нью-Йорке играет, сдерживая себя. Мера эта во многом вынужденная – для экономии сил. Кроме того, включение полных оборотов рискует обернуться производством ошибок в промышленных масштабах, а оно Петре надо? Тенниса в режиме самосохранения Квитовой вполне хватает на соперниц уровня Полин Парментье, должно хватить и на Марион Бартоли в четвертом круге.

Роддик еще с нами

Огорошив своих фанов сообщением о завершении карьеры, Энди Роддик тут же показал, почему закругляться ему еще рано. Может быть, все дело в психологическом факторе (спешить уже некуда, волноваться не о чем, да и вообще, жизнь прекрасна), но Энди свой матч против Бернарда Томича провел на редком, позитивном расслабоне. И подача, и форхенд – почти как в лучшие времена. И легкость передвижения по корту необычайная. И с лета почти все удавалось. Винтаж, одним словом. Присутствовал или нет в эти полтора часа на корте Томич, было не очень понятно, да это было и не важно. Хороший актер и на фоне плохоньких декораций сумеет заворожить публику, так что просто скажем Энди ностальгическое: «Браво, маэстро!». Потенциальный матч с Хуаном-Мартином дель Потро в четвертом круге был бы красивым финалом его карьеры.

Хуан-Мартин сам не понял, как обронил третий сет по дороге к дежурной победе над Райаном Харрисоном. Превосходство аргентинца во всех компонентах игры не вызывало сомнений, но к исходу первого часа встречи он начал сорить ошибками. Почти половина от их общего числа (14 из 32) пришлась на одну третью партию. В четвертом сете ключевым стал четвертый же гейм. Харрисон делал все чтобы отдать свою подачу – двойные, нелепые укороченные, но Дельпо отказывался подарки принимать. «Все приходится делать самому», – вздохнул Райан, и на втором брейк-пойнте залепил с хафкорта мяч в аут. После этого Хуан-Мартин быстро довел матч до логического завершения – 6:2, 6:3, 2:6, 6:2.

На радостях добродушный великан (единственный из банды АТР, открыто поддерживавший идею равных призовых для мужчин и женщин) отправил один из памятных мячей за борт арены Луи Армстронга – аккурат на Грэндстэнд, где в это время Шафаржова и Петрова готовились разыграть заключительный гейм.

Хьюитт тоже с нами

Другой экс-чемпион US Open карьеру пока не завершает, хотя поводов к этому у Ллейтона будет побольше, чем у Роддика. Травмы и неудачи выбили его далеко за пределы первой сотни, так что на любимый свой турнир австралиец попал благодаря wild card. Его соперник Жиль Мюллер в Нью-Йорке тоже играть очень любит (экс-четвертьфиналист как никак) и вообще является в хорошем смысле знатным троллем. Только топ-игрок настроится на хорошее выступление на ТБШ – Мюллер тут как тут, чтобы все ему испортить. Так было с Надалем на «Уимблдоне» и с Роддиком и Давыденко на US Open. В общем, бьет Жиль редко да метко.

Исход первой партии предопределил высокий процент попадания первым мячом у Мюллера и низкий у Хьюитта. Геймы на своей подаче Жиль брал без забот и имел множество вариантов атаковать с приема – 6:3. Во втором сете процентовка Хьюитта еще чуть-чуть снизилась, но у Мюллера она просто рухнула. Тем не менее люксембуржец довел счет до почти победных 5:3, но тут стал допускать ошибки в худшем стиле Квитовой. Ллейтону только этого шанса и нужно было, чтобы вцепиться и сравнять счет. Обескураженный Мюллер еще кое-как смог добраться до тай-брейка, там, сыграв лучший в жизнь «дефенс», вернул мини-брейк, но при счете 5:5 случился конфуз.

11-й корт, на котором играли теннисисты, отгорожен от одной из аллей «Флашинг Мидоуз» забором, обернутым брезентом, и опорами одной из соседних трибун. Какому-то любопытному мальчишке взбрело в голову пролезть между них и просунуть эту самую голову под брезент. Видно, очень хотелось узнать, кто же играет. Происходила эта мизансцена прямо на глазах готовившегося к подаче Мюллера и явно сбила его с настроя. Впрочем, не будем на это списывать проигранный люксембуржцем тай-брейк – Хьюитт дважды выполнил шикарные обводящие комбинации.

Тай-брейк в третьем сете завершился уже в пользу Мюллера, а четвертая партия напоминала фарс. Хьюитту стало отказывать здоровье, подавал первым мячом он даже не через раз, а через два, сыпал двойными (шесть за первые три гейма), порой путался в ногах. И что же Мюллер? Делал одну грубую ошибку за другой, проворонил 6 брейк-пойнтов и сам умудрился проиграть подачу – 2:4. Пятый сет уже притаился за углом, когда Жиль – с девятой попытки! – сделал-таки брейк. Но его поздние усилия были тщетны. Мюллер боялся пробивать после всех своих ошибок, боялся выходить вперед после всех австралийских обводок и кроме как с первой подачи очки не набирал, так что Ллейтон докачал его до пятой партии.

И пусть хватка у австралийца уже не бульдожья, и скорости не те, но талант вытащить из себя и того парня все жилы и камонистый характер все еще при нем. Пятый сет это подтвердил. Ллейтон стоял как скала, призывая люксембургский линкор разбиться о свой гранит, и Мюллер обреченно встретил свою участь. Финальная двойная ошибка Жиля и впрямь напоминала налет неуправляемого судна на скалы.

Американские радости

Очень хорошие матчи выиграли в пятницу еще два американца. Джон Изнер, обменявшись поначалу сетами с Яркко Ниеминеном, в середине третьей партии поймал такое вдохновение, что у него стало получаться абсолютно все. Углы и линии, которые он чертил своим форхендом, завораживали. 31-летний финн носился за ними по корту аки 18-летний Надаль, добавляя зрелищности этим розыгрышам, но остановить Большого Джона был не в силах.

Еще одним американским триумфатором стал 22-летний калифорниец, еще недавно университетский игрок Стив Джонсон. Путевку в третий круг ему подарил неповторимый Эрнест Гулбис. Латыш днем ранее отпраздновал свой день рождения, поэтому ожидать от него в принципе можно было что угодно. Например, того, что в первом сете он растратит семь брейк-пойнтов, но выиграет тай-брейк, во втором – наберет больше очков, чем соперник, но партию проиграет, а в третьем – возьмет на приеме лишь четыре очка. Тактически Гулбис оказался совершенно не готов ко встрече с нестандартно вооруженным соперником. У Джонсона обнаружилась хлесткая и очень хорошо направленная подача, компактный форхенд с гибкой и сильной кистью и обманчивый бэкхенд. Слева Джонсон играл почти всегда слайсами (при приеме – подставками), причем зачастую грязно. Тем неожиданнее были его редкие двуручные выстрелы. Одним из таких при обводке Джонсон конвертировал решающий в четвертой партии и матче брейк-пойнт. И все-таки встреча с участием Гулбиса не могла закончиться совсем уж буднично. И то, что автором курьеза стал не Эрнест, деталь тоже характерная – даже на это у латыша сил и эмоций вчера не хватило. Курьез, впрочем, был легким, без последствий. У подававшего на матч Джонсона при счете 30:0 просто-напросто вылетела из рук ракетка. Дармовое очко, свалившееся в копилку бедняги Гулбиса, навара ему не принесло.