8 мин.

Главные потери в календаре «Формулы-1» за 25 лет. Автодром имени братьев Родригес, «Поль-Рикар», «Фудзи».

«Поль-Рикар»

Автодром «Поль-Рикар», получивший свое название в честь одного из крупнейших французских производителей напитков, был построен в 1969 году в муниципалитете Ле-Кастелле, в 34 километрах к востоку от Марселя. Строительство происходило с размахом, так что на момент ввода в эксплуатацию автодром считался одним из самых современных и безопасных во всем мире и стал любимым местом проведения тестов. На следующий год после введения в эксплуатацию «Поль-Рикар» принял у себя первое официальное гоночное соревнование, а в 1971 году на французском автодроме состоялся первый Гран-при «Формулы-1», победу в котором одержал Джеки Стюарт.

Трасса была настолько популярной, что именно она стала местом проведения зимних соревнований среди молодых французских гонщиков. Именно на «Поль-Рикаре» раскрывались таланты таких пилотов, как Ален Прост, Жан Алези, Оливье Панис и многих других.

Гонки на «Поль-Рикар» всегда отличались захватывающей борьбой, в результате чего победители Гран-при Франции постоянно менялись. Свидетельством этому может служить тот факт, что до изменения конфигурации трассы – которая произошла в 1986 году после смерти Элио де Анджелиса – ни одному из гонщиков так и не удалось одержать более одной победы.

В 1990 году было принято решение о том, что Гран-при Франции перебазируется на «Маньи-Кур», в результате чего детище Рикара лишилось возможности принимать у себя этапы «Формулы-1». Тем не менее, в последующие годы трасса не пустовала, так как на ней с успехом проходили этапы MotoGP а также кузовных французских гоночных серий.

В 1999-м основатель автодрома умер, и семья Рикара приняла решение продать автодром. Покупателем стал промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун, после чего конфигурация трассы претерпела серьезные изменения, которые были направлены на имитацию других треков «Формулы-1» – тем самым автодром превратился в ультрасовременный тестовый полигон.

Яркие моменты: победы Алена Проста

Выбрать что-то одно из большого списка великолепных гонок на «Поль-Рикаре» довольно тяжело, поэтому остановим выбор на целой серии побед, которые удалось одержать любимцу местной публики Алену Просту. Примечательным является тот факт, что три из четырех побед великого пилота получились совершенно разными, и были одержаны за три разных команды.

В 1983 году Прост, выступая за «Рено», начал гонку с поула, и лишь один раз по ходу заезда пропустил вперед себя Нельсона Пике, да и то всего на три круга. Гран-при 1988 года подарил зрителям интереснейшее противостояние между заклятыми друзьями по «Макларену» и по совместительству соперниками – Простом и Сенной, – хотя в итоге преимущество француза над бразильцем составило более полуминуты. На следующий год Прост и вовсе выиграл домашний Гран-при, что называется «в одну калитку». Вновь стартовав с поула, француз по ходу гонки так ни разу и не упустил лидерство в заезде, а от завоевания «большого шлема» его отделило лишь выдающееся время Маурисио Гужельмина.

Заключительным аккордом в триумфе Проста стал Гран-при 1990 года, который оказался на данный момент последним в истории автодрома. Квалификацию француз, к тому времени перебравшийся в стан «Феррари», провалил, и вынужден был начинать гонку с шестого места. Но в тот день Проста невозможно было остановить. Ален выжимал из болида Скудерии все возможное и невозможное, и за 27 кругов до финиша выбрался на второе место, после чего ринулся догонять лидировавшего Ивана Капелли. В результате Прост успел догнать соперника, и вышел в лидеры гонки за три круга до финиша.

Вероятность возвращения в календарь: очень высокая; скорее всего Гран-при Франции, который вернется в календарь чемпионата в ближайшие годы, будет походить именно на «Поль-Рикаре».

Фото:

Автодром имени братьев Родригес (Мехико-Сити)

«Формула-1» стала популярной в Мексике благодаря местному гонщику, Рикардо Родригесу: в 1961 году на Гран-при Италии 19-летний парнишка сел за руль «Феррари», и сразу продемонстрировал потрясающую скорость.

На волне популярности спортсмена в одном из парков Мехико была быстро возведена 5-километровая трасса, однако организаторы события не смогли получить статус Гран-при, удовольствовавшись лишь возможностью провести незачетный заезд. Этот факт привел к тому, что на мексиканскую гонку поехали не все команды, в частности, «Феррари», и ради выступления на родине Родригесу пришлось временно пересесть за руль частного «Лотуса». Однако во время квалификации Рикардо попал в аварию и погиб.

Несмотря на ужасную потерю, мексиканцы не перестали интересоваться «Формулой-1» – теперь на автоспортивной сцене серьезные роли играл старший брат Рикардо, Педро Родригес. Однако, несмотря на то, что последний так и не выиграл национальный Гран-при, местное население толпами валило смотреть гонки. И смотреть было на что – этап регулярно проходил в самом конце сезона, и гонки зачастую получались бескомпромиссными и захватывающими. Например, в 1964-м Джим Кларк, Грэм Хилл и Джон Сертиз разыграли между собой титул чемпиона мира: всего за несколько кругов до финиша победителем первенства казался «летучий шотландец», однако из-за утечки масла Кларк остался лишь пятым, и чемпионом стал Сертиз.

Главная проблема старого автодрома состояла в том, что организаторы не могли контролировать толпу на трибунах, которая рвалась на трек, и однажды, после Гран-при 1970 года, ФИА посчитала, что с нее хватит – и трасса лишилась места в календаре.

Недолгим было присутствие мексиканского этапа и в календаре новообразованной серии CART – трассе потребовалась реконструкция, и американцы покинули Мехико.

Наконец, в 1985-м президент ФИА Жан-Мари Балестр встретился с мексиканскими бизнесменами Хосе и Хулианом Абедами, которые поделились планами восстановления автодрома, и уже через год «Формула-1» вернулась в латиноамериканскую страну.

Обновленный трек оказался достаточно ухабистым и потому тяжелым для гонщиков, однако многие его недостатки прощались из-за потрясающего скоростного 180-градусного поворота «Перальтада». Кроме того, мексиканцы наконец-то построили высокие ограждения, а также завели на территории автодрома злобных сторожевых псов – эти меры позволили обуздать безумный нрав фанатов, рвущихся к трассе.

С 1986 по 1992 годы Мексика приняла еще семь гонок «Формулы-1», но затем вновь выпала из календаря: кочки на трассе стали совсем дикими – из-за одной из них в «Перальтаде» перевернулся болид Айртона Сенны, – да и сам Мехико к началу 90-х стал перенаселенным, грязным городом, полностью растворившим атмосферу праздника Гран-при.

Яркий момент: первая в истории «Формулы-1» победа «Хонды» и шинников «Гудьир»

Японцы долго шли к первой победе – моторы горели, машины ломались, гонщики ошибались… Однако на Гран-при Мексики 1965 года все получилось неожиданно легко: Ричи Гинтер со старта возглавил пелотон, и доехал до финиша на все том же первом месте, не допустив ни одной ошибки.

Второй успех пришел к «Хонде» в 1967-м, а третий – только в 2006 году.

Вероятность возвращения в календарь: низкая; несмотря на то, что мексиканцы предпринимают активные попытки заполучить Гран-при, «Формула-1» вряд ли захочет возвращаться именно в Мехико.

Фото: /Manuel Vela

«Фудзи Спидвей»

Трагичные истории «Фудзи» связаны с непомерными амбициями создателей автодрома и невозможностью их реализации.

Первоначально планировалось, что спидвей будет принимать гонки а-ля НАСКАР, поэтому архитекторы вписали в его конфигурацию высокие бэнкинги. Однако у организаторов хватило денег только на один из таких виражей, и потому трассу пришлось переделывать в обычный автодром дорожного типа.

Тем не менее, бэнкинг (и предшествующая ему длинная прямая) остались, и именно эти участки автодрома оказались самыми опасными – здесь попадали в крупные (и, порой, смертельные аварии) местные автогонщики. Причина инцидентов была простой: в конце прямой, на которой автомобили разгонялись свыше 300 км/час, находился слепой подъем, преодолев который гонщики буквально вылетали на бэнкинг.

После двойной смертельной аварии с участием Хироси Кадзато и Сейити Судзуки, владельцы слегка перестроили трассу – из конфигурации выпилили шесть скоростных поворотов, – и в таком виде трек стал ареной Гран-при «Формулы-1».

Однако злой рок не оставил «Фудзи» – в 1977 году в результате аварии Жиля Вильнева погибли два человека, и неблагополучный этап предпочли убрать из календаря.

Возвращение состоялось лишь в 2000-х – после очередной реконструкции (которая прошла под руководством Германа Тильке) – трасса, конечно, стала совсем иной, хотя главные черты сохранились: очень длинная прямая и (разумеется) вид на Фудзияму.

Гонки на обновленном автодроме оказались довольно интересными – в отличие от узкой «Сузуки», «Фудзи» предоставляла пилотам возможность обгонять, – однако плохие погодные условия, трудности с прибытием на автодром и падение продаж билетов вынудили ФОМ и владельцев трассы (компанию «Тойота») пойти на чередование гонки с «Сузукой». На этом должно было наступить всеобщее счастье, но в историю вмешался финансовый кризис, и «Тойота» свернула несколько крупных автоспортивных проектов, среди которых оказалось и проведение Гран-при «Формулы-1».

Яркий момент: дождевой Гран-при 1976 года

Первый же Гран-при Японии прошел в ужасных условиях – трассу у подножия вулкана заволокло туманом, и шел сильный дождь, так что возникли серьезные споры о необходимости проведения заезда. В конце концов из двух претендентов на чемпионский титул один добровольно сошел (это был Ники Лауда, который несколькими месяцами ранее попал в страшную аварию на «Нюрбургринге»), а другой (Джеймс Хант), в переменных условиях, все-таки заработал несколько очков и стал чемпионом.

Вероятность возвращения в календарь: ниже средней; на самом деле позиции «Сузуки» не кажутся незыблемыми, однако и «Тойота» пока не изъявляла желания каким-либо образом возвращаться в «Формулу-1». Но, как часто это бывает в Японии, все может измениться в одночасье. Эти автогиганты такие непредсказумые…

Фото: /Getty Images/Mark Thompson