Внутренний голос
''В минувшее воскресенье на этапе Кубка мира в шведском Фалуне мужская сборная России по лыжам не вышла на старт эстафетной гонки. Таким образом четверо самых опытных наших лыжников -- олимпийский чемпион Михаил Иванов, третий призер чемпионата мира Виталий Денисов, Николай Большаков и Владимир Вилисов -- протестовали, как сообщили информагенства, против давления на старшего тренера Александра Грушина. Ведь перед эстафетой вице-президент национальной федерации Геннадий Роменский и генеральный менеджер Юрий Чарковский заставляли Грушина изменить предполагаемый квартет. Конкретно -- вместо Большакова заявить Сергея Новикова.
Авторитет Грушина настолько велик, что в его правоте (почти) никто никогда не сомневается. Любое отличое мнение -- воспринимается как ересь или, что бывает особенно часто, желание свести личные счеты. Первая реакция на пришедшие из Швеции подробности скандала не была оригинальной. Журналисты, специализирующиеся на лыжной теме, обсуждали только: кто и зачем рискнул прессинговать Грушина всего лишь через десять дней после того, как он в очередной раз доказал собственное величие. И даже -- незаменимость.Добровольный отказ от участия в эстафете, безусловно, стал одним из самых позорных событий в недолгой истории российского спорта. И чем дольше и глубже я пытался разобраться в истории, тем больше убеждался правых в ней нет и быть не может. Только виноватые.
Виноваты чиновники. Вновь они доказали свою профессиональную непригодность; на этот раз на общероссийском уровне. Сейчас можно долго спорить: кто первый, что именно и в каких выражениях сказал в Фалуне -- объективность все равно не откопаешь. Но ведь задача всех чиновников -- максимально быстро находить правильные решения и выходы из непростых ситуаций. И лишь советские чиновники главной задачей считали демонстрацию собсвенных превосходства и эго. Вот и на этот раз глубоко советские чиновники Роменский и Чарковский поиску точек соприкосновения предпочли конфликт.
Виноват Грушин. Ему, как старшему тренеру команды -- а значит администратору и психологу -- следует высказать те же претензии, что и руководителям национальной федерации. Однако здесь случилось то, что рано или поздно обязательно должно было случиться -- срыв. Десятилетия отстаивания своих мнений и позиций (с теми же чиновниками) не прошли, к сожалению, бесследно.
Виноваты, конечно, и сами лыжники. Ни при каких обстоятельствах они не должны были отказываться выходить на старт. Прекрасно известно, чем заканчивались все истори, когда вместо того, чтобы бегать, метать ядра и забивать мячи спортсмены занимались решением политических вопросов; написанием писем, в частности. Успехи наших лыжников не прошли бесследно: олимпионик Михаил Иванов уже учил меня, как надо правильно писать, а после завершения спортивной карьеры наверняка подастся в депутаты.
Неучастие российского квартета в эстафете -- одна из самых позорных страниц в недолгой истории российского спорта. Вспомните реакцию на отстранения наших девушек от эстафеты на Играх в Солт-Лейке. А теперь перенесите негативные эмоции с международных чиновников на родных, российских. Только на этот раз не было заговора. Была лишь непроходимая тупость.
В конце марта в Сыктыркаре пройдет внеочередная отчетно-перевыборная конференция Федерации лыжных гонок России. У нас есть люди, которые знают, что и как нужно сделать, чтобы изменить ситуацию. Но также присутствует уверенность, что их никогда не выберут на руководящие посты. Так проще. Так удобнее.Александр ГРУШИН: Это -- войнаКорреспондент "Известий" Сергей ПОДУШКИН обратился за комментариями к старшему тренеру мужской сборной России по лыжам Александру ГРУШИНУ.
-- В чем причина конфликта?
-- Ко мне подошли ребята постарше и попросили заявить на эстафету состав, который обкатывался все последние годы, -- Иванов, Вилисов, Денисов, Большаков. Все они горели желанием реабилитироваться за эстафетную же неудачу на Олимпиаде. Так как результаты российских лыжников, показанные в последних гонках, не слишком различались, спортивный принцип не нарушался. Поэтому я согласился, утвердил составы первой и второй команд и отправился на стадион. Незадолго до старта подошли вице-президент федерации Геннадий Раменский и менеджер Юрий Чарковский и в ультимативной форме предложили переформировать состав первой команды -- включить туда Новикова. Когда я сказал об этом ребятам, они только спросили: "Акентьев в курсе?" -- после чего новым составом бежать эстафету отказались.
-- Что сказал президент Федерации лыжных гонок России Анатолий Акентьев, когда узнал о случившемся?
-- Что не хочет вмешиваться в нашу внутреннюю войну. В общем, самоустранился от конфликта.
-- Термин "война" подразумевает очень непростые отношения между вами и Чарковским с Раменским. Чем они вызваны?
-- В данном случае только формированием команды. Но, как понимаете, на пустом месте такие серьезные разногласия не возникают. Вдаваться в подробности я бы не хотел.
-- Представители компании "Роснефть", которая спонсирует мужскую сборную России, имеют отношение к конфликту?
-- Возможно. Но, уверен, руководители непосредственно спортивного клуба "Роснефть" здесь совершенно ни при чем. Сам Новиков, конечно, тоже. Просто определенные люди используют спортивные результаты этого талантливого спортсмена для достижения собственных целей. Кто-то вспомнит, что Новиков -- воспитанник клуба "Роснефть". Но там же, напомню, числится вся мужская сборная по лыжам.
-- Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация?
-- В воскресенье на собрании Раменский отстранил меня от руководства сборной и порекомендовал уехать в Москву. Но я считаю это решение неправомочным. Я работник Госкомспорта, и сейчас в Швеции жду вердикта начальства. Если председатель примет именно такое решение -- вернусь в столицу. Иное -- доведу сборную до финала Кубка мира. Я чувствую себя значительно лучше, сил доработать сезон хватит.
-- Потом уйдете?
-- Вопрос пока открыт. Посмотрю, что мне предложат, и только потом приму решение.Александр КРАВЦОВ: Это -- демаршКорреспондент "Известий" Андрей МИТЬКОВ обсудил ситуацию с вице-президентом Федерации лыжных гонок России, президентом спортивного клуба "Роснефть" Александром КРАВЦОВЫМ.
-- Что же, на ваш взгляд, произошло?
-- Мне трудно говорить однозначно и категорично -- я не присутствовал в Фалуне. Но напомню, что эстафетная команда всегда формировалась по результатам предшествующих ей индивидуальных гонок. На этапе в Швеции в так называемом дуатлоне Сергей Новиков показал совсем не блестящий результат, однако при этом -- второй среди российских участников. Он заслужил право стартовать в эстафете. Видите ли, я не считаю, что положительный итог в этом виде определяет спаянность команды. Если ты не готов функционально, рассчитывать на успех невозможно. Ни о каких исключениях не может быть и речи.
-- Роменский и Чарковский имели право вмешиваться в работу старшего тренера?
-- Сейчас все говорят об очередном произволе и непрофессионализме российских спортивных чиновников. Но Роменский и Чарковский -- заслуженные тренеры СССР и на этапе Кубка представляли интересы российской лыжной федерации. А когда Грушин пошел на нарушение спортивного принципа при определении эстафетной четверки, попытались вмешаться -- то есть исполнить предписанные обязательства. Их вина лишь в том, что они не смогли найти с Грушиным общий язык. Или по каким-то (скорее всего, личным) причинам не захотели. Но также я глубоко уверен, что ребята не сами приняли решение о неучастии в эстафете; хотя у некоторых и наблюдается стремление решать не свои вопросы. Санкцию об этом наверняка дал Грушин. А это уже демарш. Демарш, за который придется отвечать. Тренер не прав во многих аспектах -- и моральном, и юридическом. Как он объяснит неучастие команды в эстафете, когда будет отчитываться о командировке?
-- В отличие от других участников сборной России, пришедших в "Роснефть", Новиков -- воспитанник клуба. Информация, что вы или ваши непосредственные руководители оказывали давление, добиваясь включения Новикова в состав эстафеты и на Играх, и на этапе Кубка мира, соответствует действительности?
-- На Олимпиаде я не принимал участия ни в одном мероприятии, связанном с определением участников на какую-либо гонку. Я вообще никогда этим не занимался -- у меня в федерации другие функции. И не буду, если, конечно, не стану занимать иную должность. Ну а если вспоминать Солт-Лейк, то состав эстафеты там определяли президент Акентьев и старший тренер Грушин. Разговоры же, что руководители "Роснефти" давят на наставника сборной, я вообще считаю бредом. К клубу приписаны все лыжники мужской сборной -- команду мы взяли на содержание несколько лет назад, когда она никому не была нужна и интересна. Взяли не потому, что команда приносит медали, а чтобы поддержать национальный вид спорта. Мы не лоббируем интересы одного спортсмена. Нам все равно, кто именно из наших победит. Новиков виноват только лишь в том, что к сезону готовился под руководством личного тренера, а не самого Грушина.
-- Каким вы видите выход из скандальной ситуации?
-- Главное сейчас -- не устраивать охоту на ведьм. Да, у нас очень много проблем. И их надо решить как можно скорее. К счастью, уже в конце марта в Сыктывкаре пройдет отчетно-перевыборная конференция федерации лыжных гонок России.