Каспаров отвык от живых противников
Испанский Линарес (если ассоциировать его не с точкой на географической карте, а с передвижением черных и белых шахматных фигур на традиционном супертурнире) продолжает тему наблюдения - соперников и праздных болельщиков за Гарри Каспаровым. Игра тринадцатого чемпиона мира остается главным событием турнира. Не в силу своей яркости или провальности: ни того ни другого вроде бы нет. В силу непонятности.
Нет пока ответа на вопрос: а не слишком ли долго играл Гарри Кимович с программами, а не с людьми, сумеет ли он вот так, с ходу, перестроиться? То есть на этот-то вопрос ответ есть: нет, не сумел. Но тут же возникают вопросы новые: Каспарова если не перестали - то стали намного меньше бояться? Что тому причиной: возросшая сила и самомнение остальных, или Каспаров и вправду потихоньку перестает быть монстром, способным разорвать любого соперника вне зависимости от цвета фигур?
Во всяком случае первую свою победу Каспаров одержал лишь в седьмом туре: не слишком многого добившись в дебюте, он резонно предположил, что испанец Вальехо к долгой и абсолютно безупречно-аккуратной игре (а именно такая только и обещала чернымуравнение) окажется не слишком готов. Заключительная позиция черных оказалась растерзанной в клочья вполне в каспаровском духе. Только ощущения легкости не было... Тем более что победа Каспарова не стала в туре ни единственной, ни первой: и Крамник, и Леко победили тоже - ничейная штилевая полоса, дотоле потревоженная лишь дважды поражениями Раджабова, казалось, закончилась. Отметим, что все три фаворита имели белый цвет: как будто нарочно - для воплощения в жизнь принципа "смерть ничьим!". Но и на вопрос "смерть ли ничьим?" ответа получено не было...
Потому что седьмой тур закончил первый круг по пресловутому принципу недели: каждый сыграл по шесть партий и получил по дню отдыха. А тур за номером восемь открыл вторую половину. И в нем опять все три фаворита (и лидера!) играли белым цветом. Каспаров - с Шировым, Крамник - с Вальехо, Леко - с Раджабовым. И вновь, как и на старте первой недели, тур обошелся без побед. Крамник ничего не извлек из дебюта - быстрая ничья. Леко не удалось усилить игру белых в варианте, многократно игранном Раджабовым: на первые восемнадцать ходов ребята затратили по пять минут на брата, дальше - раздумья... В какой-то момент у венгра была лишняя пешка, у Раджабова - активность. В Линаресе (да и вообще) в подобных ситуациях Леко действует весьма удачливо. Здесь - не вышло. Да и Раджабов никак не заслуживает текущих минус три.
Каспаров против Широва довольно долго повторял свою же партию с Крамником из прошлогоднего Линареса. Потому, когда белые применили новое продолжение, резонно было предположить, что позиция стояла у Каспарова на доске при подготовке, а длительные раздумья Гарри Кимовича впору было воспринимать как какую-то психологическую игру... Тем более что позиция белых смотрелась подготовленной к атаке будто нарочно для Каспарова.
Но где-то просчитался, напутал Каспаров. Сам он уже после партии скажет, что ошибка допущена была как раз в кабинетной тиши... Уже давно. Заготовка на партию была ошибочной. И уже за доской пришлось думать, как же залатать дыру... Думал Каспаров больше часа... А Широв играл не только аккуратно, но и весьма агрессивно. В итоге белые оказались на грани поражения. Но сложную позицию без пешки Каспарову спасти удалось. Витоге перед девятым туром лидировал Леко, на пол-очка от него отставали Крамник и Каспаров. А на большинство вопросов ответов так и не получено. Все они остались и после субботнего, девятого, в котором Леко отдыхал, а Каспаров и Крамник играли черными против соответственно Раджабова и Вальехо. И сыграли - вы сами понимаете как... Опять ничьи. Причем Каспаров, похоже, где-то уже совсем в эндшпиле упустил выигрыш против Раджабова. А вместе с ним - и шанс догнать Леко. Еще один такой шанс был у двух "больших К" накануне поздно вечером. Каспаров играл с Леко...