По политическим мотивам
''Очередной неожиданный вердикт вынес на днях Арбитражный спортивный суд (CAS). Взявшись разрешить спор Международной федерации легкой атлетики (IAAF) и Федерации легкой атлетики США (USATF), арбитры -- президент скамьи Ив Фортье, Роберт Элликотт и Ян Паульссон -- посчитали, что USATF имеет полное право не раскрывать имена тринадцати уличенных ею в употреблении допинга легкоатлетов. Соответственно IAAF не сможет применить по отношению к ним положенные санкции. Успешные карьеры допинговых нарушителей из США, среди которых совершенно точно есть участники Олимпийских игр, а возможно, и олимпийские чемпионы, продолжаются.
Когда точно началась эта история, неизвестно. Последние, недоступные пока широкой публике события дают основания подозревать, что IAAF все скандальные вопросы (к которым допинговые относятся в первую очередь) предпочитает решать закулисно. До тех пор, конечно, пока это возможно. Но около полутора лет назад стало известно: незадолго до начала летних Олимпийских игр 2000 года в Сиднее (скорее всего -- на отборочных внутриамериканских соревнованиях) USATF уличила в использовании допинга пятерых спортсменов. И вопреки нормам и правилам не наказала провинившихся в установленном порядке и не сообщила их фамилии в IAAF. Официальное обоснование: атлетов признала виновными первая инстанция USATF, но при дальнейших разбирательствах они доказали невиновность.
Последнее время было слишком много сомнительных антидопинговых дисквалификаций, поэтому оправдательное решение федерации легкой атлетики страны развитого демократизма должно было обрадовать. Но в соответствии с принятыми правилами IAAF захотела проверить справедливость заключения USATF -- одного из своих коллективных членов. Захотела, но не смогла. Ведь, ссылаясь на устав организации и законы США, руководители USATF отказались назвать даже имена нарушителей (хотя странно, что устав коллективного члена IAAF -- USATF не соответствовал уставу IAAF). Между тем вскоре стало известно: как минимум один из уличенных в применении допинга спортсменов участвовал в сиднейской Олимпиаде.
Как именно IAAF за кулисами воздействовала на USATF (угрозами, убеждениями, обещаниями...), останется тайной за семью печатями. Но реакция общественности, которая наконец узнала о происходящем, оказалась чрезвычайно бурной и однозначной. Тем более что во время разбирательств выяснилось: под допинговым прикрытием USATF находятся вовсе не пять атлетов, а тринадцать; и участвовали они в Олимпийских играх не только в Сиднее-2000, но и Атланте-1996. Во время сессии Международного олимпийского комитета (МОК) в Солт-Лейке президент Жак Рогге высказал мнение, что USATF "даже может быть подвергнута дисциплинарным санкциям". Ричард Паунд, глава Всемирного антидопингового агентства (WADA), по традиции заявил гораздо более категорично: "Я употреблю все влияние, чтобы USATF вышвырнули и из IAAF, и из национального олимпийского комитета США! За отказ следовать общепринятым правилам американских легкоатлетов необходимо лишить членства в этих организациях".Такая категоричность двух самых влиятельных чиновников мирового спорта напугала многих. Так, совет директоров USOC (Олимпийский комитет США) 21 апреля выпустил специальную резолюцию, в которой поставил USATF ультиматум: к 31 августа привести антидопинговые правила в полное соответствие с международными. "В противном случае, -- сообщалось в резолюции, -- USATF будет выведена из состава USOC и лишена права управлять этим сегментом спорта в стране". Но руководители USATF оказались не из пугливых. Конечно, они поручили штатным юристам "привести в полное соответствие", однако собственную позицию по укрытым нарушителям не изменили ни на йоту.
Когда неэффективными оказались даже методы воздействия на USATF с помощью МОК (вопрос о дисквалификации всей американской легкой атлетики, сильнейшей в мире, конечно же, всерьез не рассматривался), IAAF обратилась в Арбитражный спортивный суд. Зарегистрировали апелляцию в штаб-квартире CAS 17 июля 2002 года. Желая соблюсти политкорректность, представитель IAAF Ник Дэвис предложил такую формулировку: "Передавая эти дела на рассмотрение в независимый арбитраж, мы прежде всего руководствовались давними дружескими связями международной и американской федераций". А президент IAAF Ламине Диак добавил: "Я убежден, что необходимо решить эти дела, особенно то, которое касается участника Олимпиады".
Решение арбитров по состоявшимся слушаниям (IAAF представляли четыре адвоката, а USATF -- три) было опубликовано на официальном сайте CAS в минувшую пятницу. И оно, пожалуй, поразило больше, чем сама история с покрывательством допинговых нарушителей. "Внимательно изучив все уместные обстоятельства дела, -- говорится в арбитражном заключении и в пресс-релизе CAS, -- арбитры пришли к выводу, что USATF имела довольно веские причины не раскрывать ту информацию, которую требует IAAF". Заключение CAS составляет 50 страниц на английском языке, поэтому подробное изучение его -- дело времени (очень интересно узнать, какие аргументы адвокаты USATF представили для подтверждения собственной позиции). Тем более в арбитражном заключении перед окончательным вердиктом записано "особое мнение арбитров": "Наша принципиальная позиция состоит в том, что в соответствии с действующим уставом IAAF имела право получить информацию о положительных случаях допинг-контроля, проведенного USATF". "Так они, похоже, попытались снять грех с души, -- заметил один известный российский тренер. -- Ведь фактически арбитры разрешили американским спортсменам употреблять допинг".
Хотели, но не могли -- кажется, этим тезисом проще всего можно описать ситуацию, в которой оказались арбитры CAS (кстати, один из них -- Ян Паульссон -- был адвокатом МОК на слушаниях по делу Лазутиной и Даниловой). Складывается впечатление, что во всех решениях CAS руководствуется только некими "высшими принципами", а не фактами и логикой. Например, объясняя в частных беседах решение по делу Лазутиной и Даниловой, представители CAS намекали: удовлетворить апелляции лыжниц значило переломать всю существующую систему мирового спорта. Видимо, оставляя-таки за USATF право не называть имена допинговых нарушителей, арбитры побоялись разрушить американские ценности. IAAF и USATF решение CAS восприняли с удовлетворением. Представители американской федерации через местную прессу поблагодарили арбитров за "столь мудрое решение". Председатель медицинской комиссии IAAF профессор Арне Лунгквист сказал по телефону "Известиям": "Заранее мы договорились: решение арбитража станет для обеих организаций окончательным, ни по каким мотивам его обжаловать не будем". Кто-то подумает, что IAAF пытается сделать хорошую мину при нечестной игре. Однако при более глубоком знании ситуации становится понятно: решение CAS действительно удовлетворило и USATF (она отстояла спортсменов), и IAAF (IAAF и USATF достигли-таки на будущее договоренности "по вопросам конфиденциальности и объявлению положительных результатов допинг-проб").
В мире легкой атлетики говорят, что, возможно, иное решение CAS привело бы к много более масштабному и резонирующему скандалу. По мнению некоторых специалистов, которое высказывается только в частных беседах, среди нарушителей, покрываемых USATF, находится и знаменитая Мэрион Джонс -- трехкратная олимпийская чемпионка и пятикратная чемпионка мира. И оснований для подозрений более чем достаточно. В самый канун Олимпиады-2000 уличили в употреблении допинга Си Джей Хантера, тогда еще мужа Джонс. А недавно в США разгорелся новый скандал: фотокорреспонденты сняли Джонс и ее нынешнего бойфренда, рекордсмена мира в беге на 100 метров Тима Монтгомери, занимающихся под руководством Чарли Фрэнсиса. Напомним, что Фрэнсис был пожизненно лишен тренерской лицензии после Олимпиады-88, на которой его ученика канадца Бена Джонсона уличили в применении анаболиков. Чуть позже, во время следствия, проведенного канадским правительством, Фрэнсис признал, что Джонсон использовал допинг-препараты с 1981 года.
Впрочем, до поры оставим бедную Джонс. Ведь дело о допинговом укрывательстве закончилось только в спортивном арбитраже, но не вообще. 14 апреля в Америке в гражданском суде начнутся слушания по иску Уэйда Экзама к национальному олимпийскому комитету США. Летом прошлого года Экзам, до увольнения в июне 2000-го девять лет бывший директором управления Олимпийского комитета США (USOC) по контролю за применением запрещенных методов и препаратов, представил документы, в которых утверждается: руководители USOC мешали ему эффективно выполнять свою работу. Конкретнее -- не наказывали многих атлетов, уличенных в применении допинга, и скрывали такие нарушения от международных спортивных организаций. "Ежегодно мое ведомство тестировало от 3000 до 5000 американских спортсменов, -- рассказывает Экзам. -- Примерно 1--2 процента уличали в использовании стимуляторов или стероидов. В том числе среди допинговых нарушителей попадались будущие победители и призеры летних и зимних Олимпиад".
Предложение адвокатов USOC не доводить дело до слушаний и заключить мировое соглашение Уэйд Экзам отклонил.