100 тысяч за голос
Цена зимней Олимпиады 1998 года в Нагано составила для ее хозяев 100 тысяч долларов за каждый голос члена Международного олимпийского комитета. Такое сенсационное сообщение появилось в американской газете Los-Angeles Times, в распоряжении которой оказались архивы переписки между руководителями МОКа и национальных олимпийских комитетов.Расследование дела о коррупции в связи с избранием столицей зимней Олимпиады 2002 года американского города Солт-Лейк-Сити приносит все новые скандальные подробности из жизни современного олимпийского движения. В письме под грифом "совершенно секретно", полученном бывшим президентом оргкомитета Игр в Солт-Лейк-Сити Томом Уэлшем (он и его заместитель Дэйв Джонсон обвинялись во взяточничестве и были сняты с должностей в начале коррупционного скандала) от президента Национального олимпийского комитета Ирландии Патрика Хики, открытым текстом говорится о продаже голосов в марте 1991 года -- когда между Солт-Лейк-Сити и Нагано шла борьба за право стать хозяином Олимпиады-98. В этой корреспонденции Хики утверждает, что "каждый голос МОКа, поданный за Нагано, стоил 100 тысяч долларов". Тогда, на сессии МОКа 1991 года, Солт-Лейк-Сити проиграл право принять зимнюю Олимпиаду японскому Нагано в четвертом туре голосования с незначительным отрывом (42:46), несмотря на то что американская программа была гораздо убедительнее.
Японцы, уверен Том Уэлш, были "чрезвычайно заинтересованы" в Играх в Нагано. Экс-президент оргкомитета Игр в Солт-Лейк-Сити утверждает, в частности, что японская сторона предложила МОКу финансовую помощь -- на развитие олимпийского музея -- в размере 15 миллионов долларов. Эти деньги были переведены на счета МОКа через день после победы Нагано. Неудивительно, что в 1995 году Уэлш и его заместитель Дэйв Джонсон приняли существующие правила игры и также пошли "японским путем", сделав все для того, чтобы на сессии МОКа обеспечить победу Солт-Лейк-Сити в споре за Олимпиаду-2002.
Среди вороха документов (общим объемом около 10 000 страниц), представленных журналистам Los-Angeles Times оргкомитетом Игр-2002, медицинские протоколы о дорогостоящем лечении членов МОКа и членов их семей в элитных лечебницах штата Юта; об устройстве в США на работу и учебу в университетах детей членов МОКа. Не менее любопытным документом является и письмо входящего в МОК президента Международного биатлонного союза (ИБУ) Андерса Бессеберга, в котором он "инструктирует" Дэйва Джонсона, рекомендуя купить "полуавтоматическое ружье "Браунинг Бар-2" системы "Босс" калибра 33 мм и преподнести его президенту ИБУ в качестве маленького сувенира". Известно также, что президент МОКа Самаранч получил от руководителей оргкомитета Игр в Солт-Лейк-Сити три ружья стоимостью несколько тысяч долларов, хотя "их об этом не просил".
Из этой корреспонденции также следует, что в 1991 году жена Пола Уоллворка, члена МОКа от Западного Самоа, получила от американцев 30 тысяч долларов. В декабре 1998 года Уоллворк оказался среди десяти членов МОКа, смещенных со своих постов или подавших в отставку в связи со скандалом в деле о коррупции. "Мы не хотим ничего скрывать. Мы надеемся, что наша Олимпиада будет самой открытой в современной истории олимпийского движения", -- заявляет сегодня спикер оргкомитета Олимпиады в Солт-Лейк-Сити Кэролайн Шоу.