Низложена
''Четвертый соревновательный день чемпионата мира по легкой атлетике, продолжающегося в канадском Эдмонтоне, стал пока самым интересным. В пяти финалах, которые прошли в ночь на вторник по московскому времени, вместилась масса интереснейших событий. Скорее даже топовых, этапных, о которых будут вспоминать через несколько лет или даже десятилетий.
Легкая атлетика, как, впрочем, и любой другой вид спорта и вообще жизнедеятельности, интересен прежде всего личностями. Их, конечно, немного, и они как бриллианты украшают дисциплины, в которых специализируются.
Чемпионат мира стал первым статусным турниром за последние годы, в котором не участвует блистательный американец Майкл Джонсон с улыбкой гарлемского сутенера. После Олимпийских игр в Сиднее он объявил о завершении карьеры - и в этом году проводит прощальное мировое турне.
Последним стартом Джонсона, известного уникальной - с отклонением назад - техникой и талантливо специализировавшегося в беге на 200 и 400 м, станут Игры Доброй воли в Брисбене. На чемпионат мира он даже не приехал, о чем многие сожалеют уже сейчас, через пару часов после финала на 200 м. Чемпионом в этом виде стал малоизвестный Авар Монкур с Багамских островов, которому никогда не сравниться с Джонсоном; и дело не в секундах, которые он показывает.
Коллега, соотечественница и едва ли не однофамилица Джонсона - Мэрион Джонс - за свои четверть века навыигрывала даже побольше, но культовой фигурой не стала, как никогда ею не станет поп-звезда. По мнению специалистов, такими данными, как у Джонс, в легкой атлетике мало кто может похвастаться - вот и побеждала она на дистанциях 100 и 200 метров всегда очень уверенно и без видимых усилий. Как австралиец Ян Торп в бассейне.
Джонс побеждала уверенно, но несколько небрежно, свысока. Ее не любили, но с доминированием, конечно, ничего не могли поделать. В Эдмонтоне Джонс намеревалась сделать то, что ей не удалось сделать в Сиднее - выиграть на одном турнире пять золотых медалей; на Олимпиаде получилось три золота и две бронзы. Но оказалось, что мечте Джонс не суждено сбыться. Вчера она проиграла коронную "стометровку" известной украинской бегунье Жанне Пинтусевич, недавно приставившей к своей фамилии вторую - Блок.
В силу оговоренных выше причин поражение Джонс не стало всеобщей трагедией (как уход Джонсона) или всеобщим переживанием. Но - самой главной сенсацией чемпионата мира. А возможно, и всего послеолимпийского спортивного сезона. Сейчас ходит много догадок, почему Джонс проиграла. Кто-то говорит, что она "просто не в форме". Кто-то, что ей "не хватает мотивации". А кто-то вспомнил о недавнем допинговом скандале, который косвенно, но все же бросает тень и на Джонс. Незадолго до начала чемпионата мира на употреблении запрещенных препаратов попался спринтер с Ямайки Патрик Джаррет. Дело в том, что он тренируется у Тревора Грэхема - вместе с Джонс и Тимом Монтгомери. Также, напомним, кушал допинг экс-супруг Джонс - метатель Си Джей Хантер.
Нынешний чемпионат не задался с самого начала. По причинам, о которых можно только догадываться, она очень сильно нервничала. В первом же забеге - квалификационном на дистанции 100 м - она допустила фальстарт. Джонс необычайно повезло, что новые правила, по которым атлет дисквалифицируется после первой, а не повторной ошибки, вступят в действие только с 1 января 2002 года.
Из полуфинала в финал Джонс вышла со вторым результатом, в своем забеге проиграв Жанне Пинтусевич кончик носа - 0,01 секунды. 10,95 против 10,94. "В финале все станет по своим местам", - говорили под трибунами эдмонтонского стадиона. В забеге за медалями Джонс действительно показала значительно более быстрые секунды, однако уступила Пинтусевич еще больше - 0,03. 10,85 против 10,82. И дело, конечно, не только в этом, потому что стартовую реакцию (0,146 секунды) американка проиграла кроме украинки (0,123) еще четырем участницам финала.
До позавчерашнего полуфинала Джонс на дистанции 100 м выиграла 55 забегов подряд (в том числе 42 финальных). А последнее поражение потерпела в невероятно далеком 1997 году - 6 сентября.
Пинтусевич участвовала почти во всех финалах крупных турниров последнего десятилетия, но чаще - без особого успеха. А ее нынешнюю победу можно признать местью за поражение на чемпионате мира 1997 года в Афинах. Тогда Пинтусевич решила, что выиграла финал, но фотофиниш показал, что она уступила американке 0,02 секунды.
"Я тогда почти победила, - вспоминает украинка. - И разочаровалась решением просмотровой комиссии. Я вспоминала тот забег четыре года. Наконец пробил и мой час. Хотя я все еще не могу поверить в случившееся. Думаю, что мне еще потребуется какое-то время, для того чтобы осознать, что это случилось наяву".