0

Имидж - ничто

Накануне чемпионата мира на футбольную сборную России обрушилась настоящая рекламная благодать. Спонсорами команды выступил целый ряд известных отечественных и зарубежных фирм, Александр Мостовой не сходил с телеэкранов с "Бадаевским" и "Чупа Чупсами", Валерий Карпин подписал контракт с "Umbro", Алексей Смертин принял участие в рекламном проекте "Найк", а Егор Титов "засветился" на рекламных щитах LG. Впрочем, агенты футболистов не испытывают по этому поводу большого энтузиазма. По их словам, рекламные контракты наших спортсменов сегодня - скорее исключение, чем правило, а звездный час футбольных кумиров закончится, как только сборная прекратит выступления на полях Японии.

Рекламные агентства обычно вспоминают о российских спортсменах только накануне крупных стартов. Перед футбольным чемпионатом мира 1994 года Игорь Добровольский и Дмитрий Харин на глазах у всей страны грызли "Сникерсы", на последних Олимпиадах "Самсунг" желал всем успеха при помощи Александра Карелина и Евгения Плющенко (что, кстати, не принесло обоим удачи во время стартов). Единственной воспитанницей нашего спорта, востребованной круглый год, пожалуй, остается лишь Анна Курникова. Теннисистка, в последнее время проживающая в США, давно побила все рекорды по количеству денег, заработанных при помощи рекламных контрактов. Только по официальным данным реклама марки "Адидас", бюстгальтеров "Berley", часов "Omega", ракеток Yonex, мобильных телефонов Pegasso и интернет-компании Lycos приносит ей не меньше 15 миллионов долларов в год.

Всем остальным атлетам на просторах СНГ подобные цифры просто не снились. "Наши рекламодатели сегодня не готовы платить спортсменам достойные деньги, - считает промоутер Андрей Билейчук. - Например, московский директор одного из лучших в мире спортивных брэндов предлагал игрокам футбольной сборной России, поехавшим на чемпионат мира, за выход на одну игру в обуви его марки по 500 долларов, да и то постфактум. Для футбольной Европы это, мягко говоря, неадекватные цифры: редко когда личный рекламный контракт более-менее известного футболиста составляет меньше 50 тысяч долларов".Кроме того, сами спортивные кумиры зачастую просто не имеют квалифицированных советчиков - в результате сильно страдает не только их кошелек, но и имидж. Грань между представительской деятельностью и коммерцией, четко очерченная на Западе, на постсоветском пространстве слишком туманна. "В такой извращенной системе спортсмены не в состоянии зарабатывать на своей популярности, - полагает Мария Лопатова, совладелица спортивного агентства и супруга звезды НБА Андрея Кириленко. - Кроме того, в России спортивные звезды пока не являются такими всенародными любимцами, как в Америке". Многие агенты вообще склоняются к мысли, что появление российских атлетов на рекламных плакатах - это не маркетинговые ходы, а состязания в "крутости" между разными торговыми марками. Иногда это приводит к забавным ситуациям - наподобие той, в которой несколько лет назад оказался футболист сборной России Сергей Семак. Корпорация "Кока-кола" - спонсор национальной команды - тогда выразила протест в связи с участием капитана ЦСКА в рекламной кампании своего злейшего конкурента - "Пепси-колы".

Даже весьма состоятельные спонсоры в нашей стране порой пытаются вести свою игру весьма странными способами. "С футболистами часто пытаются договориться напрямую, в обход агентов, - жалуется спортивный промоутер Иван Алехин, работавший с Игорем Шалимовым. - В результате им предлагают просто смешные условия - бутсы на бартер или льготные тарифы в сотовой сети (как было с Дмитрием Аленичевым). Иногда игрокам вообще ничего не достается - договора заключаются напрямую с командами или с федерациями. Естественно, все это обычно происходит нелегально - ни одной официально оглашенной суммы рекламного контракта я не слышал".

Обделенные вниманием спонсоров, отечественные атлеты порой соглашаются на самые нелепые контракты или пытаются заработать там, где этого делать не следовало. Например, известная украинская гимнастка Елены Витриченко как-то призналась, что за съемку в рекламной кампании Samsung она получила телевизор и мобильный телефон, а весь гонорар ушел в федерацию. Разумеется, ни один профессиональный агент не позволил бы своему клиенту подписывать такие кабальные контракты. "Маркетинговыми вопросами пытаются у нас по старинке занимаются тренеры-няньки, которые попросту не заинтересованы в поиске рекламных контрактов для своих игроков, - констатирует промоутер Андрей Билейчук. - Агенты же по-прежнему воспринимаются как бойкие жучки и хищные деловары. А тренеры, руководители клубов и федераций охотно поддерживают это заблуждение во имя собственной монополии влияния на умы и души спортсменов".

С другой стороны весьма поучительна история появления на горизонте модельного бизнеса звезды итальянского "Милана" Андрея Шевченко. Сначала украинский футболист согласился на БЕСПЛАТНУЮ съемку в костюмах от "Армани" для одного из глянцевых журналов, а в итоге заключил выгодный контракт на участие в показах знаменитого модного дома.

''Примерно тем же путем пошла российская гимнастка Светлана Хоркина - будущей осенью она предстанет перед публикой на театральных подмостках в спектакле Venus по произведениям Генри Миллера. "В этом проекте нас привлекла его многослойность, - говорит Андрей Серов, вице-президент банка "Зенит", который спонсирует спектакль. - С одной стороны, Зенит, будучи партнером Олимпийского комитета России, обозначает свою связь с большим спортом, с другой анонсирует театральную постановку, с третьей напоминает о себе самом как банке. К тому же Светлана Хоркина это особый случай. Спектакль еще только готовится, а театральную компанию Сергея Виноградова уже приглашают на гастроли в США. Потому, что в постановке в главной роли задействована Светлана".Чемпионка готовится к дебюту на театральной сцене Недавно на улицах Москвы появились броские рекламные щиты, с которых на прохожих смотрит очень знакомое лицо известная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Светлана Хоркина. Привычно видеть её в гимнастическом купальнике и в спортивном зале. Но здесь другая картина перед нами светская дама. Всё дело в том, что Светлана готовится к дебюту на театральной сцене. Позади успешное завершение обучения актёрскому мастерству, впереди время напряжённых репетиций и подготовки к премьере спектакля Venus по произведениям известного американского писателя и признанного классика мировой литературы Генри Миллера, которые ещё не ставили на российской сцене. Постановка будет осуществляться художественным руководителем собственной Театральной компании Сергеем Виноградовым.

Подробнее

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости