0

Крамник захотел стать Каспаровым и проиграл

В голландском городе Вейк''-ан-Зее завершился главный шахматный турнир зимы -- Corus Chess. Вишванатан Ананд прошел дистанцию без непоправимых ошибок и занял 1-е место, как и год назад. Он набрал 8 с половиной очков, опередив на пол-очка венгра Петера Леко и англичанина Майкла Адамса. Из всех конкурентов индийца больше всего удивил россиянин Владимир Крамник. Он показал 50-процентный результат и поделил 6--8-е места.

В элитных шахматах есть два вида состязаний -- с участием Гарри Каспарова и без него. Виши Ананд без Каспарова чувствует себя прекрасно. Его победа в Вейк-ан-Зее неудивительна. Он выступил традиционно стабильно, и лишь однажды, когда практически наверняка обеспечил итоговую победу, пропустил черными удар болгарина Веселина Топалова. Но даже этот сбой в дыхании не помешал Ананду с итоговыми "плюс четыре" произнести победную речь на закрытии турнира. Ровно столько же он набрал в прошлом "Корусе".

Ничего, казалось бы, нового не случилось и с Владимиром Крамником. В прошлом году он тоже выглядел бледно, всего лишь "плюс один". Тогда дележка с несколькими участниками турнира 4-го места воспринималась как временная неудача. Но теперь главная составляющая проблем Крамника очевидна. Он никак не может найти аргументы, чтобы доказать себе и публике свое право быть наследником короны предыдущего чемпиона.

О матче-реванше с Каспаровым Крамник говорить не хочет -- в контракте не предусмотрено. Но с доказательствами силы было бы все в порядке, если бы Крамник в гроссмейстерских турнирах выступал на привычном для Каспарова уровне. Ведь помимо официальных регалий есть и практика. Четырнадцатому чемпиону никак не удается потеснить тринадцатого с первой строчки мирового рейтинга. Более того, теперь на место Крамника в рейтинге вот-вот взойдет Ананд. Триумфальные показатели, требуемые традицией чемпионов, не близки стилю Крамника. Если он и убийца, то тихий. Но корона, пусть и неофициальная, требует блеска, лоска и коллекции равнозначных трофеев. Иначе говоря -- побед в турнирах высочайшей категории. Чтобы приобрести искомую харизму, Крамник решил поменять свой стиль, а за образец взять каспаровский. Ирония в том, что Крамнику есть что терять.

Матч с Каспаровым в 2000 году Крамник выиграл благодаря огнеупорному оборонительному варианту за черных в испанской партии. Тогда Каспаров, столкнувшись с "берлинской стенкой", не нашел что предпринять против пары нетривиальных выстрелов из-за стены и проиграл матч. Рецепт Крамника был жесток по отношению к Каспарову: его заставили играть без ферзей! Теперь же Крамник трижды за турнир, в том числе и против соперников явно ниже своего уровня, терпит поражение черными.

Но, применив в Вейк-ан-Зее черными острую "сицилианку", он проиграл Акопяну и Адамсу. Еще раз, в не менее рискованной новоиндийской защите, -- Ивану Соколову. "Сицилианка" -- каспаровский дебют, всегда позволявший тринадцатому чемпиону играть на первых ролях любым цветом. Но Крамник никак не может стать "сицилийцем". Ему явно не хватает опыта игры в подобных началах. Более того, представляется, что это вовсе не его игра, не для его психологии и темперамента. Критики говорят еще хуже.

Роль терминатора к лицу не каждому. Одно дело -- найти рецепт победы над Каспаровым, другое -- над остальными конкурентами. В Вейк-ан-Зее Крамнику не удалось ни стать Каспаровым, ни остаться собой.

Обычно равные по стилю соперники с неохотой играют друг против друга. В таких парах есть один патологический неудачник. Таковы Ананд и Широв в диалогах с Каспаровым, таков сам Крамник во встречах с венгром Леко. Но Петер Леко в отличие от Крамника не решается изменить своему стилю. Он продолжает играть "от обороны". В итоге -- стабильно высокие результаты. В Вейк-ан-Зее Леко не уступил ни разу. Набрал "плюс три". Наравне с ним -- во многом благодаря хорошей форме -- сыграл Майкл Адамс. В какой-то момент Адамс набрал мощный ход, и казалось, что он даже сумеет конкурировать с Анандом за 1-е место. Но в переломный момент англичанин проиграл хозяину турнира Люку ван Вели.

Зрители с интересом следили не только за лидерами. Год назад в параллельно проходившем турнире менее титулованных шахматистов, в так называемом турнире "В", с огромным преимуществом победил молодой китаец Чжан Чжон. Он набрал 11 из 13 очков. Чудес ожидали от него и во взрослой категории. В багаже Чжана -- унылые "минус три". Теперь наблюдатели с любопытством наблюдали за победой в турнире "В" двух быстро прогрессирующих кубинцев -- Лазаро Брусона и Леньера Домингеса. Они заняли первые строчки во втором по значимости состязании и с удовольствием грозят авторитетам. Впрочем, молодежи в современных шахматах, претендующей на покорение олимпа, нужно чуть больше -- по крайней мере, играть на равных с Каспаровым.

Каспаров же занят разбором шахматной истории -- пишет третий том книги "Мои великие предшественники" (только что вышел второй). Комментарии к творчеству шахматных чемпионов так увлекают его, что итогом писательского труда станет, по-видимому, пятитомник. Если, конечно, Каспарова не отвлечет общественная нагрузка в комитете "Свободные выборы-2008". Из-за политики Каспаров уже отложил выход третьего тома с февраля на апрель.

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости