Фигуры низшего пилотажа
''На следующей неделе в Хамовническом суде Москвы должно начаться слушание дела по иску фигуристки Марии Бутырской к российской федерации фигурного катания. Знаменитая спортсменка требует вернуть ей призовые за победы на чемпионате Европы прошлого года и немецком этапе Гран-при. Речь идет о сумме примерно в 40 тысяч долларов, которые были выплачены международным союзом конькобежцев (ISU), но в руки Бутырской так и не попали.
ВКЛАДЧИЦА ПОНЕВОЛЕ
В январе 2002 года Мария взошла на верхнюю ступеньку пьедестала почета в швейцарской Лозанне. Вскоре организаторы чемпионата Европы перевели вознаграждение за эту победу на cчет российской федерации фигурного катания в коммерческий банк развития иностранного туризма "Интурбанк". Предчувствуя неладное, Бутырская несколько раз безуспешно пыталась получить свои кровные - до тех пор, пока в середине мая Банк России не отобрал у "Интурбанка" лицензию. В итоге все деньги оказались заморожены на неопределенный срок, и когда теперь чемпионка увидит швейцарские призовые (которые, кстати, почему-то оказались на рублевом счету), и увидит ли вообще - неизвестно... Казалось бы, в этой истории нет ничего особенного - одной обманутой вкладчицей в нашей стране меньше, одной больше. Если бы не одно "но" - счет Бутырской в "Интурбанке" был открыт российской федерацией фигурного катания против воли спортсменки. Сама фигуристка уверяет, что в здравом уме и по собственному желанию ни за что не доверила бы свои деньги столь сомнительному заведению.
Напомним, что "Интурбанк" был учрежден скандально известным в ельцинские времена Национальным фондом спорта, в свое время входил в тридцатку крупнейших банков России и имел очень тесные связи в высших спортивных кругах. Одно из его отделений располагалось прямо в здании Олимпийского комитета на Лужнецкой набережной. Однако после краха НФС дела у "Интурбанка" пошли неважно. В частности, в 1998 году он стал одним из участников скандальной истории с задержкой премиальных российским олимпийцам после Игр в Нагано. Все это нисколько не смутило президента российской федерации фигурного катания Валентина Писеева - призовые спортсменов до последнего продолжали прокачиваться через счета "Интурбанка". Причем, по утверждению Валентина Николаевича, это делалось "исходя из пожеланий самих фигуристов". Закончился этот праздник демократии более чем печально - вместе с Бутырской от банкротства банка пострадала добрая половина национальной команды. Причем, точную сумму "зависших денег" Писеев в интервью "МН" называть отказался наотрез.
"НИКТО ЕЙ НЕ ПРЕПЯТСТВОВАЛ"
Сам президент федерации фигурного катания России считает, что Мария Бутырская избрала не того ответчика. "Маша обратилась не по адресу, я уже говорил ей об этом. В действительности мы все находимся в заложниках нашей бюрократической системы, - говорит Валентин Писеев. - Деньги "Интурбанка" целы - они хранятся на счетах "Сбербанка". Нужно только дождаться, пока закончится вся процедура банкротства. Наша федерация здесь тоже в числе пострадавших. Скоро должен пройти очередной арбитражный суд. В итоге, я уверен, Маша свои деньги получит".
Своей вины в том, что средства ведущих российских фигуристов оказались в ненадежном кредитном учреждении, высокопоставленный менеджер, конечно же, не видит. "Бутырская могла бы открыть счет в другом банке - никто ей в этом не препятствовал, - говорит Писеев. - Однако таких предложений от нее не поступало".
Но сами фигуристы свидетельствуют как раз о том, что счета в КБ "Интурбанк" (который до последнего времени был спонсором сборной России) были открыты без их согласия. "Нам было сказано: либо мы будем работать с "Интурбанком", либо мы не получим своих денег вообще, - рассказывает Мария Бутырская. - Положение этого банка давно было неустойчивым, и мы несколько раз просили найти другой способ перечисления наших денег. Но нас и слушать не хотели".
Беззащитность спортсменов перед национальной федерацией в фигурном катании проявляется как нигде ярко. В индивидуальных видах спорта практически отсутствует клубный буфер, а личных юристов могут позволить себе единицы. Федерация формирует сборную и дает фигуристам разрешение на участие в коммерческих стартах. Фактически человек, поссорившийся с ее руководством, может поставить крест на своей спортивной карьере. Всевластие федерации доходит до абсурда - значительную часть финансовых документов спортсменов заставляют подписывать чуть ли не на банкетах после окончания соревнований.
Вообще персона главного фигуриста страны поражает своей неоднозначностью. Последние годы правления Валентина Писеева совпали с небывалым расцветом отечественного фигурного катания - сейчас Россия является безусловным лидером на всех любительских соревнованиях под эгидой ISU. В тоже время, многие фигуристы и тренеры считают, что это происходит не благодаря, а вопреки деятельности президента отечественной федерации. При Писееве (и, как считают многие, из-за него) были загублены карьеры десятков талантливых фигуристов, а многие выдающиеся представители российской тренерской школы были вынуждены искать работу за рубежом. Все это происходит под аккомпанемент нескончаемых склок и скандалов в мире нашего фигурного катания - от допинговых проблем Елены Бережной до судейских разборок в Солт-Лейк-Сити и "дела Тайваньчика".
О ДЕНЬГАХ ДУМАТЬ ВРЕДНО
По старой советской традиции наша публика не слишком жалует спортсменов, устраивающих скандалы из-за денег. Со времен фильмов "Вратарь" и "Первая перчатка" в наше сознание впечатался образ героя арен - благородного и целеустремленного альтруиста. Мы охотно роняем слезу, когда видим легендарных атлетов прошлых лет, которые, растратив по молодости свое здоровье, прозябают в нищете и забвении. Но стоит действующему спортсмену встать на защиту своих финансовых интересов - в ответ он обязательно услышит улюлюкание и свист. Неизвестно чего здесь больше - заблуждения или зависти к мальчикам и девочкам, которые "и так гребут деньги лопатой, а им все мало", - но агрессия к тем, кто посмел высунуться, проявляется почти на бессознательном уровне.
В суде у адвокатов Марии Бутырской затребовали документы, подтверждающие, что их подопечная не врет и в самом деле является чемпионкой Европы. Причем сотен газетных публикаций, золотой медали и факса из ISU для доказательства оказалось недостаточно. Валентин Писеев в разговоре с корреспондентом "МН" обронил : "Если бы Маша поменьше отвлекалась на разные там коммерческие старты, она, возможно, и успела бы получить свои деньги, как некоторые ее товарищи по сборной". Почему спортсменка, которая более десяти лет отстаивала честь державы, теперь должна унижаться, доказывая, что действительно выигрывала тот или иной международный титул? И почему ей пеняют на то, что она спешит сполна прожить свой короткий спортивный век, и советуют вместо этого ночевать в банке, чтобы получить собственные деньги?
Тренерам и функционерам выгодно поддерживать миф о том, что настоящему спортсмену вредно отвлекаться на финансовые вопросы. Подопечного, который не видит дальше катка или беговой дорожки, легче держать в узде. Кстати, говорят, что в действительности призовые, замороженные в "Интурбанке", удалось получить только фигуристам, приближенным к федерации. У Бутырской своего лобби в высоких кабинетах не оказалось, к тому же она как раз завершила карьеру - вот и пострадала. На перспективы нынешнего судебного разбирательства с ведомством Валентина Писеева юристы смотрят достаточно пессимистично. По их прогнозам, российская федерация фигурного катания будет всячески затягивать этот процесс, и его результат пока непредсказуем.
Досье МН
Мария БУТЫРСКАЯ - первая россиянка, ставшая (в 1999 году) чемпионкой мира по фигурному катанию в женском одиночном разряде. Победитель серии Гран-при, трехкратная чемпионка Европы. Занимается фигурным катанием с пяти лет. Защищала цвета сборной страны с 1990 по 2002 годы. В настоящее время завершила любительскую карьеру - выступает в различных ледовых шоу и начинает карьеру спортивного комментатора на телеканале НТВ-плюс Спорт.
Роулэнд Джэк, директор по связям с общественностью Международного Союза конькобежцев Пока мы никак не можем прокомментировать ситуацию с "Интурбанком". Международная федерация фигурного катания не контролирует финансовую деятельность национальных федераций. Информацию о том, что российские спортсмены не получили призовых, мы могли получить только от фигуристов: они отчитываются перед нами о получении денег напрямую. Что касается того, что Национальная федерация России удерживает в свою пользу 10 процентов призовых денег, то это вполне совпадает с нашими рекомендациями и является нормальной практикой для большинства стран.
Тамара Москвина, знаменитый тренер С моими спортсменами ничего подобного никогда не происходило. И Казакова с Дмитриевым, и Бережная с Сихарулидзе все деньги всегда получали вовремя. А правила таковы: Международный союз конькобежцев (ISU) не имеет права перечислять деньги на индивидуальные счета спортсменов - только на счет федерации. Все выплаты призовых денег идут только через счет федерации фигурного катания. Это сделано для того, чтобы процесс был открытым, прозрачным. Я это знаю, потому что в свое время была в составе тренерской комиссии ISU. После того, как деньги переведены на счет выбранного федерацией банка, они перечисляются на личные счета спортсменов. А что касается открытия счета, то федерация фигурного катания не обязана спрашивать спортсменов, какой банк выбрать для открытия ее, федерации, счета.