Неравенство полов
В воскресенье в Оберхофе завершился чемпионат мира по биатлону. В заключительных гонках с массовым стартом победы одержали главные герои чемпионата -- норвежка Лив-Грете Пуаре и ее супруг француз Рафаэль Пуаре, а последнюю (а также единственную у мужчин) медаль нашей сборной принес Сергей Коновалов, завоевавший в масс-старте бронзу. В общей сложности россияне выиграли шесть наград. На фоне умопомрачительной (семь золотых, серебряная и бронзовая медали) коллекции семьи Пуаре результаты, конечно, не слишком впечатляют, но и провальными их никак не назовешь.
"Девчонками я доволен. Они отработали весь чемпионат мира очень достойно. Сделали все, что от них зависело", -- прокомментировал для "Известий" выступление своих подопечных старший тренер женской сборной России (также исполняющий обязанности главного тренера всей национальной команды) Валерий Польховский. И верно, упрекать женскую команду не в чем. Именно она защитила честь страны. Задача не просто выполнена, а перевыполнена: планировали три медали, завоевали -- пять.
Да, не заладилось у Светланы Ишмуратовой, которую перед стартом соревнований считали одной из главных надежд сборной. В спринте ей на втором рубеже помешал сильный ветер, в индивидуальной гонке она не вышла на старт из-за боли в колене. А в масс-старте в роли "злого гения" Ишмуратовой выступила выздоровевшая немка Уши Дизль. Именно Дизль в начале гонки инициировала завал на спуске, в который не повезло угодить Светлане. Вообще без наград (так как не бежали в эстафете) остались Наталья Гусева и Ольга Зайцева. Зато остальные члены русской "дрим-тим" ожидания с лихвой оправдали. Почин серебром в спринте и бронзой в гонке преследования положила Анна Богалий, подтвердившая неслучайность двух январских побед на Кубке мира. Затем случилась триумфальная (победа Ольги Пылевой и второе место Альбины Ахатовой) индивидуальная гонка, да и серебро в эстафете при нынешней конкуренции скорее успех, чем неудача.
Без медалей девушки остались только в масс-старте, где выступали все шесть представительниц России и шансы на одну (а то и две) награду расценивались весьма высоко. Не рассчитали сил, устали, подсели функционально? Польховский такую гипотезу опроверг: "В плане физической готовности с нашими биатлонистками все в порядке. Существуют другие -- и, поверьте, объективные -- причины неудачи в масс-старте. Озвучивать их пока не хотел бы, но соответствующие выводы сделаем обязательно".
Опытный тренер проявил себя истинным дипломатом, однако причина локального провала -- секрет Полишинеля. Еще после первых гонок чемпионата начались небезосновательные пересуды, что лыжи одной известной фирмы, на которых в настоящее время выступают россияне и их товарищи по несчастью из других сборных, в сложную (плюсовая температура, слякоть, разбитая лыжня) погоду заметно уступают, и отнюдь не по вине смазчиков, лыжам конкурентов. Из-за чего и терялись драгоценные секунды. Раздосадованная Ольга Пылева после финиша масс-старта с трудом скрывала слезы -- лыжи не катили совершенно. Виданное ли дело, к середине дистанции с нулем в графе штрафа она отставала от Лив-Грете Пуаре на полторы минуты! Конечно, Пуаре -- феноменальная лыжница. Но ведь не настолько, чтобы привозить тоже отнюдь не слабенькой Пылевой по пятнадцать секунд на каждом километре!
Впрочем, несмотря на все объективные и субъективные факторы, женская сборная проявила себя в Оберхофе более чем достойно. "Благодаря выступлениям на чемпионате в зачете наций Кубка мира среди женщин мы вышли на первое место. Постараемся удержать лидерство и по итогам сезона, поэтому на два этапа в США повезем полный состав из шести биатлонисток", -- рассказал Польховский о ближайших планах.
Также шестеро биатлонистов отправятся в Америку и в составе мужской сборной. Надо думать, поедут за океан они не в самом приподнятом расположении духа. Россияне в Оберхофе прославились тем, что вплоть до масс-старта с упорством, достойным лучшего применения, игнорировали места на пьедестале почета. "Очень не повезло, что заболел лидер -- Сергей Чепиков. Как на грех, болезнь получилась какой-то вялотекущей -- вроде ничего серьезного, а полностью выздороветь все никак не удавалось", -- посетовал Польховский. И не удалось. Чепиков масс-старт также бежал не в полную силу и финишировал в третьем десятке.
Не сумел вылезти из функциональной ямы другой заслуженный ветеран -- Павел Ростовцев (к тому же он во время чемпионата мира также немного приболел), а Сергей Рожков -- промахнулся с пиком формы. В конце декабря он на удивление быстро мчался по трассе и возглавлял общий зачет Кубка мира, а в Оберхофе заметно уступал в скорости не только реактивным французу Рафаэлю Пуаре и норвежцу Оле-Эйнара Бьорндалену, но и своим товарищам по команде. Тем, в свою очередь, не хватало точности при стрельбе. В спринте лишний неточный выстрел отодвинул Филиппа Шульмана на четвертое место, незакрывшийся "габарит" стоил бронзы в индивидуальной гонке Сергею Коновалову. Квинтэссенцией невезения (хотя кое-кто может подобрать и другое, более жесткое слово) стал эпизод в эстафете, где наши фактически потеряли бронзу из-за того, что Николай Круглов непозволительно долго (вина как самого спортсмена, так и зазевавшихся представителей сборной) выковыривал из подошвы лыжного ботинка камень и секунд на двадцать опоздал на старт своего этапа. "Хорошо, что такой прокол случился здесь, а не на Олимпиаде. Но есть и приятные моменты. В личных гонках неплохо проявили себя в Оберхофе Шульман, Круглов, Коновалов. При надлежащей работе они способны еще прибавить", -- признался Польховский за несколько часов до масс-старта. Вряд ли он верил, что надежды на медали оправдаются так быстро. Коновалов вновь на четвертом рубеже допустил промах и ушел на последний круг шестым. Но 30-летний биатлонист не сдался, заключительные три километра промчался по трассе и заслуженно поднялся на третью ступень пьедестала почета. Чем спас мужскую команду от полного позора.