0

Некуда бежать

В американском спорте высших достижений -- очередной допинговый скандал. Снова -- "равного которому еще не было". Вчера глава Антидопингового агентства США (USADA) Терри Мадден объявил: в употреблении модифицированного стероида тетрагидрогестринон (THG), который как раз до вчерашнего дня считался неуловимым, подозреваются несколько сотен элитных спортсменов. Во всяком случае, позитивную реакцию на THG показали 350 проб, взятых на июньском чемпионате США по легкой атлетике, а также 100 проб, полученных во время внесоревновательного допинг-контроля.

Жанр этого американского допингового скандала -- детектив. Во всяком случае, именно в этом стиле его рассказывают руководители USADA. В начале июня в USADA по телефону доверия (он указан на веб-сайте USADA, в правом нижнем углу, -- 1-800-233-0393) позвонил мужчина. Представившись тренером высокого класса, он рассказал: некоторые американские и иностранные атлеты используют стероид, который нельзя обнаружить современными методами допинг-контроля. А спустя некоторое время прислал шприц с препаратом.

Специалисты антидопинговой лаборатории в Лос-Анджелесе, которую возглавляет известный по делу Лазутиной--Даниловой профессор Дон Катлин, проанализировав присланное вещество, подтвердили, что это -- модифицированный стероид, не улавливаемый ни одним современным методом. И практически сразу же по заданию и при финансировании Всемирного антидопингового агентства (WADA) занялись разработкой метода детекции.

-- Тетрагидрогестринон, о котором сейчас идет речь, -- модификация тренболона, анаболического стероида, который сильнее нандролона в сотни, а может, и в тысячи раз, -- пояснил корреспонденту "Известий" профессор Николай Дурманов, который возглавляет антидопинговую инспекцию Олимпийского комитета России. -- Чрезвычайно сложно разработать метод обнаружения неизвестного допинга, а с допингом, который уже описан, намного легче. Профессору Катлину и его коллегам понадобилось максимум два месяца для того, чтобы разработать метод определения THG.

Чтобы проверить работу метода, в антидопинговой лаборатории Лос-Анджелеса решили использовать образцы мочи, собранной во время отборочного чемпионата США по легкой атлетике, который прошел в июне в Стэнфорде, а также во время внесоревновательного допинг-контроля. По эксклюзивной информации "Известий", в своих опытах ученые использовали контрольные пробы "В", которые остались невостребованными после отрицательных проб "А".

Результаты "контрольной работы" шокировали. По словам главы USADA Терри Маддена, положительную реакцию на THG показали сразу 350 проб с чемпионата по легкой атлетике и еще 100 -- из числа взятых во время тренировок или отдыха. Кроме того, в "очень многих" пробах был обнаружен стимулятор модафинил, который, напомним, нашли в организмах американцев Келли Уайт и Криса Филлипса на чемпионате мира по легкой атлетике в Париже. Таких масштабных допинговых разоблачений в истории спорта еще не было.

Реакция высших руководителей американского и мирового спорта оказалась мгновенной и категоричной. Сам Мадден заявил: "Это глобальный заговор, в него вовлечены сотни врачей, тренеров и, конечно, спортсменов, которые обманывали коллег и зрителей". Глава WADA Ричард Паунд сказал: "Это серьезное предупреждение для всех обманщиков. Мы доказали: даже препараты, которые сейчас считаются неуловимыми, могут быть раскрыты". А источник в Международной ассоциации легкоатлетических федераций сообщил: "Думаю, в связи с открытием новой модификации запрещенного препарата повторная проверка проб, собранных во время чемпионата мира в Париже, просто ждет своего часа".

До проведения контрольных проб "В" имена допинговых нарушителей не разглашаются (для этого может потребоваться до 30 дней). А вот имя проектировщика THG Мадден уже назвал. Это, по его совместной с американскими спецслужбами версии, -- Виктор Конте, основатель лаборатории BALCO, о начале расследования деятельности которой "Известия" уже сообщали 16 сентября этого года. Правда, сам Конте опроверг эту информацию в электронном письме, разосланном в редакции мировых информационных агентств.

-- Обычно о новых методах обнаружения запрещенных препаратов руководящие спортивные органы сообщают в канун Олимпийских игр, -- рассказывает профессор Дурманов. -- В 2000 году всего за пару дней до первых стартов шли дебаты -- насколько надежным является метод определения эритропоэтина. Я знаю, что ученые Великобритании и Германии разработали методы определения "особо популярных" в спорте про-гормонов. Уверен, в ближайшее время разоблачения продолжатся.

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости