Геннадий ТУРЕЦКИЙ: "Попов мог бы выступать и до сорока лет. Но какой в этом смысл?"
''Геннадий Турецкий -- один из самых успешных современных российских тренеров. Полтора десятка лет его звездный ученик Александр Попов выигрывал для нашей страны медали на самых престижных соревнованиях. Однако на прошлой неделе 33-летний Попов официально объявил о своем уходе из большого спорта. Корреспондент "Известий" Владимир Рауш спросил наставника, как он отнесся к этому поступку.
- Это Сашино решение, я тут ни при чем. После Сиднея-2000, когда он также собирался уходить из спорта, мы с ним разговаривали. А сейчас -- какой смысл? Он уже все сделал, все завоевал. В последние годы второстепенные соревнования уже не помогали Попову, как раньше, -- наоборот, раздражали. Между тем это был один из элементов его подготовки. Перед афинской Олимпиадой мы не смогли набрать того количества стартов, которое планировали. Мешала и популярность Саши. Куда бы мы ни приехали -- везде толпы болельщиков, фотографии, автографы.
- Вы считаете, Попов полностью использовал свой потенциал?
- Пик Сашиной карьеры пришелся на середину 90-х. Чтобы достичь дальнейшего прогресса, нужно было менять методику подготовки. К тому же с годами он стал вести более активную социальную жизнь. Речь не о возрасте -- Попов мог бы плавать и до сорока лет. Просто у Саши очень развито чувство ответственности, и многие вещи он перекладывает на собственные плечи. Это и работа в МОК, и предвыборная кампания во Всероссийской федерации плавания, и материальная помощь некоторым спортсменам. В определенный момент эти заботы начали перевешивать, времени для спорта оставалось все меньше и меньше. Поначалу его таланта и уровня подготовки хватало для побед, но потом подросли конкуренты.
- Решение Попова баллотироваться в президенты ВФП все-таки было ошибкой?
- Это был голос совести, по-другому он не мог. Это не был карьерный шаг -- это была гражданская позиция. Она оказалась даже сильнее его мечты об олимпийских медалях.
- Думаете, быть спортивным функционером ему интересно?
- Это в России функционер -- профессия. А на Западе такие должности занимают на общественных началах. Я не думаю, что Саша выберет эту работу в качестве своего основного вида деятельности.
- Недавно у вас на стажировке побывала восходящая звезда российского плавания Станислава Комарова. Какое впечатление осталось от совместной работы?
- Комарова -- это бриллиант. Но что с ним делать? Глядя на нее, я больше расстраиваюсь, чем радуюсь. Без стратегического плана подготовки я не вижу ее перспективы. Карьера Комаровой может быть уникальной. А может и не быть.
- Что вы имеете в виду?
- Перед ней нужно ставить задачу выйти на такой уровень, который никто из соперниц не мог бы превзойти в принципе. Тогда будет гарантия золотой медали. По своим данным на пекинской Олимпиаде Комарова способна принести стране два золота. Теперь следует решить, важны ли нам эти медали. Нужны ли нам победы в начале Игр, когда идет плавательная программа, или мы собираемся, как сейчас, ждать штурма в последние дни.
- Допустим, будет решено -- нужны. Что дальше?
- Дальше нужно разработать план подготовки, поставить конкретную цель, выделить ресурсы. На сегодняшний день у Комаровой нет средств на подготовку. В Швейцарию, например, она ездила на деньги своей спортшколы. На деле же все расходы должна оплачивать федерация или спонсор.
- У Комаровой сейчас и тренера-то нет.
- Это еще одна сторона бессистемного российского подхода. Нынешний тренер Комаровой, мой бывший учитель Алексей Красиков тяжело болен и не встает с постели. На Олимпиаде он был с нами в одном строю, а теперь его все забыли. Я бы его перевез в Швейцарию, но он нетранспортабелен. Ни я, ни Стася не можем чувствовать себя в своей тарелке, пока этот вопрос не решен.
- Сама Комарова готова работать ради больших побед?
- Стасе нужно понять, чего она хочет. Во время ее пребывания в Швейцарии мы с ней много разговаривали на эту тему. "Можешь выбрать тусовку, -- говорю. -- Начни новую жизнь: становись моделью, выходи замуж, заводи детей. Если ты хочешь достичь результатов в спорте -- другой вопрос". По-моему, она поняла.
- Вы собираетесь продолжить с ней сотрудничество?
- Я предпочитаю все делать поэтапно. Сейчас Комарова едет на соревнования в Японию, я написал ей тренировочный план. Дальше она вернется, познакомится с новым тренером. В Швейцарию Стася может приехать в любое время, я ей помогу всегда.