Как посмотреть
''Из штаб-квартиры Международной федерации плавания (FINA) пришло официальное сообщение: на чемпионате мира в 25-метровом бассейне, который состоялся в Москве с 3 по 7 апреля, случаев применения спортсменами запрещенных стимулирующих препаратов не зафиксировано; результаты анализов всех допинг-тестов оказались отрицательными. Однако данная информация справедлива только отчасти. Из источника, который заслуживает абсолютного доверия, "Известия" узнали, что допинг-пробы "А" шестерых участников чемпионата мира были положительными. Все они принимали противоастматические препараты.
Допинг-контроль на чемпионате мира по плаванию осуществляла Российская антидопинговая лаборатория. Вскоре после окончания соревнований ее директор Виталий Семенов признался: "Пробы "А", взятые у нескольких участников, оказались положительными. Еще в нескольких пробах содержание запрещенных препаратов очень близко к критическому". Чтобы после положительной пробы "А" контрольная проба "В" вдруг оказывалась отрицательной, практически исключено; все подобные (единичные, самый последний -- с эстонской лыжницей Кристиной Шмигун накануне Олимпиады в Солт-Лейк-Сити) случаи становятся предметом самого тщательного разбирательства. Мы обратились к Виталию Семенову за разъяснениями.
-- Заключения о положительных результатах проб "А" мы сразу отослали в FINA, -- сказал Семенов по телефону. -- После поступления подобных сообщений медицинские комиссии всех федераций, насколько я знаю, расшифровывают имена нарушителей и приглашают на заседания для дачи объяснений: нельзя исключать, что атлеты имеют официальные разрешения употреблять какие-то запрещенные для других препараты. Так как пробы "В" мы не анализировали, с большой долей вероятности можно предположить: пловцы, чьи пробы "А" были положительными, -- астматики. Потому что все они употребляли противоастматические препараты. Всего на чемпионате мира было шесть случаев.
FINA устами высших руководителей представляется главным борцом с допингом. Именно федерация плавания стала первой международной, узаконившей проведение тестов по крови (внесоревновательных в том числе); что просто необходимо для обнаружения эритропоэтина и его производных. Хотя метод поиска ЭПО по-прежнему не валидирован, на Экстраординарном конгрессе, который прошел в Москве накануне чемпионата мира, решение об этом приняли единогласно.
Однако сейчас кажется, что все действия и заявления руководителей FINA -- не более чем реверанс президенту МОК Жаку Рогге. Врач по образованию, именно борьбу с допингом он провозгласил основной задачей. Странно, однако из всех особенно популярных запрещенных препаратов Рогге и его окружение выделяют именно ЭПО. Настоящим бичом современного спорта стали спортсмены, принимающие допинг на вполне законных основаниях, -- псевдоастматики. Ибо людям, действительно страдающим астмой, тяжело подняться пешком на второй этаж. А спортсмены-"астматики" даже в лыжных и легкоатлетических марафонах выигрывают медали.
В 2000 году в Сиднее из 10 500 олимпийцев 706 предоставили справки о заболевании астмой. Уже по неофициальным данным, на Играх в Солт-Лейке процент "астматиков" был намного выше семи сиднейских. Но на чемпионате мира по плаванию -- всего лишь 0,6 процента. Более того: не наказав провинившихся, чиновники FINA формально правы, ведь никаких юридических рычагов для этого нет. Но правы, увы, -- только формально. Громко и честно о существующей проблеме сейчас говорят только российские специалисты. Однако международные организации игнорируют даже официальные запросы. Что касается FINA, то веское слово обязан сказать российский вице-президент Геннадий Алешин, который также президент Всероссийской федерации плавания и первый вице-президент Олимпийского комитета России; к сожалению, вчера нам не удалось с ним связаться.
Невозможно поверить, что в МОК и федерациях не понимают: нельзя бороться исключительно с анаболиками или только с ЭПО; нужно бороться с допингом вообще, и с псевдоастматиками -- тоже. А если понимают, но бездействуют, значит, имеют корыстные интересы.