6 мин.

Шанхайский экспресс

Традиционно повелось так, что Гран-при вне Европы считаются или веселым вояжем по экзотическим (а главное, теплым) странам, или летними каникулами в Северной Америке. И все говорят: «Ну вот, сейчас закончится заокеанская часть и, наконец, в Старом Свете начнется настоящий чемпионат». При этом многие как-то не обращают внимания на тот факт, что «заокеанских» гонок в календаре чемпионата мира становится все больше и больше. Наверное, даже если в Европе команды будут гоняться только в Монако, а остальные этапы станут проходить на Ближнем и Дальнем Востоках, Америках и в Австралии, то все равно болельщик с опытом изречет: «Ну вот, вернется пелотон в Европу, и мы посмотрим кто чего стоит».

Поэтому не будем отходить от традиций. Выездная, по крайней мере, по отношениям к базам команд, часть чемпионата завершается, и перед битвами на старых добрых автодромах, многим из которых все еще удается избегать деятельных рук господина Тильке, мы увидим Гран-при Китая.

Но не спешите морщить нос и ронять сквозь зубы презрительное «тилькедром». Да, это еще одна трасса немецкого инженера гоночных душ. Да, сама архитектура автодрома уже традиционно пытается передать национальный колорит, начиная от конфигурации, заканчивая оформлением пит-лейна. Да, про нее нельзя сказать, что она очень скоростная или, наоборот, требует виртуозности в медленных поворотах. Как все трассы Тильке она сочетает различные элементы. Но! При этом трасса получилась вполне интересной и уж точно не самой худшей (вспомните Валенсию).

Прямая старт-финиш, как и полагается главному отрезку, позволяет разогнаться выше 300 км/час � как раз перед тем, как пилоты входят в улитку медленных поворотов. После этого следует скоростной первый правый поворот, а потом еще более резкий�тоже правый. Скорость здесь падает до 250 км/час, а перегрузка достигает 2,5g. Едва выйдя из поворота, гонщикам предстоит занять правильную траекторию для следующего виража. Скорости здесь очень низкие (85 км/час), но после скоростной «улитки» будет тяжело попасть в нужную колею теперь уже левых поворотов. Наконец, мучения закончены, и пилоты имеют массу времени (около 5 секунд) для наслаждения жизнью перед среднескоростным пятым поворотом. В конце этого отрезка скорость чуть меньше трехсот и если у кого-то она будет больше, то знайте � это будет тот самый парень, который, подлетая на гравийных барханах, понесется по полосе безопасности к далекому отбойнику. То есть, увлекаться нельзя, так как шестой поворот очень медленный (менее 80 км/час), центробежная сила в момент сброса скорости так и норовит отсоединить голову от шеи и, что более важно, вынести болид на внешнюю траекторию, выбив из-под колес накатанную колею и подарить ее более ловким соперникам.

Дальше идут два плавных затяжных виража, где скорость постепенно возрастает, а потом новая смена декораций. Пилоты уже не будут удивляться (если даже предположить, что некоторые из них здесь уже за шесть лет, накрутив несколько сотен кругов, что-то позабыли), когда асфальт под колесами, до этого стелившийся прямо как стрела, (не совсем, конечно, прямая несколько изогнутая, но ведь это китайская стрела, вы помните?) начнет изгибаться влево. Скорость � чуть за сто, третья передача, и спортсмены минуют связку двух левых. Вылетев после этого на прямую, у них будет время разогнаться до 260 км/час, перед тем как вкручиваться во вторую «улитку». По сравнению с первой она не столь страшна, но здесь нужно будет подобрать правильное соотношение передаточных чисел, потому что связка левый-правый позволяет набирать скорость и потом выкидывает на бэнкинг. Поклонники американских гоночных серий лишь снисходительно улыбнутся на этом месте. Да, бэнкинг здесь не чета тем, что в Индианаполисе, но тринадцатый поворот трассы в Шанхае определенно профильный, что не стоит объяснять пресловутым китайским качеством. Это архитектурное решение позволяет уже на выходе из поворота набрать 250 км/час и выехать на взлетную полосу. Язык не поворачивается иначе назвать эту гигантскую прямую. В конце ее достигается максимальная скорость на трассе в 315-320 км/час. Могло быть и больше, но вы же помните про «улитки» и медленные повороты � инженеры вынуждены искать компромисс в прижимной силе. Будь прямая такой длины в Монце с ее настройками «спилите-антикрыло-чтобы-было-быстрее», болиды бы взлетали еще на середине данного отрезка. Ну и внимательный читатель уже не удивится, узнав, что в конце этой прямой для машин притаилось испытание для тормозов, которое те пройдут в облаках карбона. Перегрузки, возникающее из-за резкого сброса скорости прилагаются бесплатным бонусом. Это поворот номер 14, выводящий почти сразу на пятнадцатый. Короткий разбег и финишный поворот налево под 160 км/час, выносящий участников к светофорам. И вот так 56 раз.

Безусловно, гонщики и инженеры без особых проблем подберут настройки, а большинство участников почти наверняка доберутся до финиша. Помогать будет и ширина трассы � надо отдать должное Тильке: в тех местах, где это возможно, трассы у него очень широкие. Этот нюанс поможет избежать столкновений в медленных поворотах в случае ошибки одного из участников, подарив вместо этого обгоны.

Если посмотреть на недолгую историю трассы, то чего-то необычного мы не увидим, кроме того факта, что за все время проведения Гран-при Китая, его победителями становились разные гонщики. Год дебюта � 2004-й � выдался таким же интересным как новогоднее поздравление президента. На таком фоне китайский дебют получился не самым усыпляющим. Возможно, причиной тому досрочная победа Шумахера в чемпионате мира и, как следствие, признание за Баррикелло права иногда приезжать к финишу первым. Как бы то ни было, первый в истории Гран-при Китая выиграл именно Рубенс, на фоне достаточно интересной борьбы среди других участников. На следующий год Шанхай закрывал сезон и, уже ставший чемпионом Алонсо не потерял мотивации, сумев выиграть гонку. В 2006-м Михаэль Шумахер именно в Китае одержал свою последнюю на сегодня победу. Причем, на сей раз это была схватка за титул с тем же Алонсо. Испанец финишировал вторым, как и год спустя, когда он уступил Райкконену. Та гонка была примечательна не только схваткой этой пары за титул, но и вылетом Хэмилтона в гравийную ловушку возле пит-лейн после детской ошибки. Льюис взял свое в 2008-м, а вот в прошлом году мы увидели первый в истории трассы дубль: Феттель и Уэббер привели своих «Красных быков» к триумфу. И именно в таком порядке эти пилоты финишировали впереди остальных соперников две недели назад в Малайзии.

Учитывая скорость «Ред Булл», можно ожидать повторения прошлогоднего успеха. Но не стоит торопиться. Если смотреть только скорость болидов, то подопечным Кристиана Хорнера следовало вручить все кубки еще в феврале. На деле же, как мы видели, «быки» допускают и не вынужденные ошибки, в то время как соперники не столь уж беспомощны. Помимо естественных претендентов на победу из «Феррари» и «Макларена», можно ожидать сюрпризов и от пилотов «Рено» с «Мерседесом». Да и «Форс-Индия» что-то там пообещала в плане удивить.

Важным нюансом станет и погода. Перенос Гран-при с осени на весну означает не только понятное разочарование организаторов от потери гонкой статуса этапа, на котором можно увидеть появление нового чемпиона, но и новые погодные факторы. До сих пор Шанхай радовал вполне умеренной погодой, лишь раз подарив дождь, что для приморской трассы почти что ничего. На сей раз синоптики обещают дождь и даже град. Опыт подсказывает, что синоптики часто заблуждаются, но выяснить это мы сможем только постфактум.

Все-таки именно «Ред Булл» остается главным фаворитом, а «Феррари» и «Макларены» (именно в таком порядке) � первые кто сможет перехватить победу у Феттеля и Уэббера.

Итак, перед нами Гран-при Китая, который, возможно, ответит на вопрос, какой из пилотов первым одержит две победы в сезоне. А, возможно, подарит нового, четвертого победителя. Ну а потом, как водится, в Европе начнется главная часть чемпионата.

Круг по трассе с Марком Уэббером