13 мин.

Пост номер один

5. Рик Адельман, «Хьюстон»

23 миллиона долларов – это контракт Трэйси МакГрэйди. Именно такая же «сумма» бегала в составе «Хьюстона» вплоть до февральских обменов. И не просто носилась по паркету или отбывала номер, но и ходила в зоне плей-офф, раз за разом снимая скальпы с более талантливых, изощренных и просто сильных соперников. Команде Адельмана не мешало то, что у нее не было ни одного блокирующего игрока, отсутствовали настоящие бойцы с несгибаемым характером, способные в решающие минуты переломить исход поединка за счет индивидуальных действий или же просто игроков действительно звездного калибра. Более того, в его обойме действовал самый низкий регулярно стартовавший центровой в истории лиги, рост которого ниже чем жалких два метра!

Что же позволяло его коллективу действовать столь удачно? Колоссальная самоотдача и истинно командный баскетбол. Именно поэтому тренер решил отправить восвояси Ти-Мака, дабы тот не тянул на себя одеяло, ведь, по мнению рулевого, свингмен не попадал ни под одну из этих двух фундаментальных составляющих. Рик не верил в то, что «френчайз-игрок» сможет играть так, как в «Никс», то есть бегать, даже не выпрашивая мяч у партнеров.

В любой момент у «Хьюстона» мог выстрелить практически каждый. Пока команду недооценивали все вокруг, «ракеты» пользовались этим и наказывали зазнаек, но как только к ним стали относиться всерьез, разбирая сильные и слабые стороны, так сразу у техасцев нарисовалась явная недостача ресурсов. Сдваивания на Лэндри в решающие минуты, потерявший ритм из-за травмы Бадингер, вылетевший Лаури, привычно удручавший Ариза. Одно на другое, второе на третье… Выше головы прыгнуть уже не удалось. Тем не менее, когда показалось, что команде уже ничего не светит, у «Рокетс» открылось второе дыхание. Даже сейчас, когда клуб не выходит в плей-офф, Адельман все равно настраивает своих подопечных на каждый матч, и они наказывают тех, кто уже гарантировал себе места в восьмерке, но старается влезть повыше. «Хьюстону» уже ничего не надо? Да, но Рик в этом сезоне доказал, что он хронически не умеет проигрывать. Новый контракт, подписанный специалистом, свидетельствует лишь об одном: он и впредь не будет сдаваться и все-таки постарается взять Титул здесь, хотя этим летом мог бы получить намного более симпатичные коллективы под свою опеку.

4. Нэйт МакМиллан, «Портленд»

Рулевой «Портленда» совершал очень много тактических ошибок по ходу этого сезона. Ряд его решений вызывал шквал критики, причем она была очень даже обоснованной. Нэйт решался использовать пятерку с тремя защитниками, не обращая внимания на то, как принято воплощать в жизнь такую модель. Он старался ускорить темп, но взамен у него получалось «черти что и сбоку бантик». Причина? Имея одного из лучших «разгоняющих» первых номеров в лиге, он задействовал его на крыле развития атаки, а вел нападение Блейк, не умеющий ни пасовать, ни проникать под корзину. Вместо того чтобы играть классику (Миллер в середине, Рой и Фернандес по краям), как делал бы любой вменяемый тренер, МакМиллан лепил туда Стива, который вообще не должен участвовать в подобного рода экспериментах. Он слишком ограничен. В итоге недовольным оказался звездный Брэндон, а все спихнули на опытного Дрэ. Тогда же главный тренер «Трэйл Блейзерс» отчетливо продемонстрировал и дал миру понять один во пиющий факт: подписание опытного разыгрывающего в межсезонье было исключительно ходом Кевина Притчарда, который, похоже, даже не советовался с подчиненным.

Нэйт упорно гнул свою линию, но жизнь расставила все по местам. Когда публика стала хоронить «Портленд» из-за многочисленных травм, а затем и вовсе заживо закопала из-за повреждения его величества Роя, именно «козел отпущения» под 24-м номером потащил команду на себе и продемонстрировал рулевому, насколько сильно тот заблуждался. С тех времен перед нами предстал несколько иной клуб из Орегона.

МакМиллана не пинал только ленивый. Многие болельщики этого симпатичного коллектива костерят его на каждом шагу, но они же прекрасно понимают, что попадание в плей-офф – это именно его заслуга. Он не дал им раскиснуть, он собрал их, объединил. «Трэйл Блейзерс» ставили перед собой достаточно четкую цель: выиграть дивизион, в обязательном порядке пройти первый раунд и набраться опыта в плей-офф, стараясь выползти в финал конференции на удобных для себя «Лейкерс». Там уж как карта ляжет.

После всех этих проблем со здоровьем, они могли пойти по двум тропам. Первая: бесхарактерная («Клипперс» Майка Данливи) – модель для тех, у кого есть ужасный тренер, не способный завезти своих подопечных и не знающий как вселять в их сердца надежду. Вторая: полная противоположность. Наставник заставляет игроков действовать через «не могу», «умирать» в каждой встрече и ждать возвращения из лазарета кого-то из партнеров, веря, что завтрашний день будет намного лучше вчерашнего.

Именно поэтому «парусники» – позор лиги, а «Портленд» взял 50 матчей в сезоне, несмотря на то, что эта команда должна была брать не больше сорока с копейками, учитывая все их проблемы. И это заслуга не только Роя и Миллера, но и того, кто все-таки смог внедрить в сердца подопечных маленький вирус: ВСС называется… Вера в собственные силы. Иногда он творит чудеса.

И уже мало кого волнует, что «Трэйл Блейзерс» не используют весь созидательный потенциал своей задней линии, а Руди Фернандес промаялся полсезона в непонятном состоянии, потеряв время и тот же ВСС. В Орегоне это принято называть излишками производства. Они и так прыгнули выше головы.

3. Скотт Брукс, «Оклахома-Сити»

Сложно назвать «Тандер» тактически грамотной командой, да и вряд ли подобные словосочетания целесообразно использовать в отношении ребятни Брукса. Агрессивная, наглая, настырная и по-спортивному злая «Оклахома» не просто попала в плей-офф, но и постарается достичь гроссмейстерской планки в 50 побед. Как им это удалось, невзирая на импотенцию в передней линии?

Кевин Дюрэнт. Не нужно придумывать сказок о каком-то якобы небывалом прогрессе Уэстбрука, маявшегося дурью значительную часть сезона, про тактический гений главного тренера или еще про что-то эдакое. Ответ кроется лишь в персоне 21-летнего форварда, умудрившегося в одиночку взбудоражить всех тех, кто хоть как-то причастен к миру баскетбола. Подъем «Тандер» в ранг серьезной команды стал следствием того, насколько быстро Кев справился с давлением, нашел свой дальний бросок и выдал фантастическую серию из 28 матчей, в которых он набирал не менее 25 очков, обогнав Аллена Айверсона и оставив впереди себя лишь какого-то товарища из «Чикаго». Того самого, который не позволяет Прохорову иметь один уникальный статус.

Все остальное уже было наложено на вот эти шедевральные выступления молодой суперзвезды. Его подвиги стали залогом успеха. Фундаментом же можно назвать модель Брукса. Он решил направить весь этот юношеский задор в одно русло, заставив команду применять агрессивную защиту и гнать в нападение на всех парах, иногда даже сломя голову. Уже постепенно в развитии атак стал вырисовываться четкий вектор, бездумных матчей стало меньше, а процент потерь постепенно стал снижаться. Но все равно это коллектив настроения. Стабильности и класса там нет, зато желания хоть отбавляй.

Такое достижение «Оклахомы» уникально во многом благодаря тому, что у Скотта Брукса нет ни одного «большого» уровня стартовой пятерки команды НБА. Бывали матчи, где над его подопечными так издевались на щитах, что телевизионщики всерьез задумывались над тем, чтобы ограничить зрительскую аудиторию, поставить красный квадратик в левом нижнем углу и попросить родителей увести от приемников маленьких детей.

Как бы там ни было, а заслуга тренера все-таки ощутима. Не стоит разгоняться и кричать о том, что этот наставник действительно крут и невероятно хорош. Он еще не прошел проверку огнем, водой и медными трубами. К нему мы все еще относимся как к сенсации, и стоит подождать следующего сезона, где на «Тандер» у соперников будет уже совсем другой настрой. Тогда Скотт и скажет свое веское слово: либо он талантлив, умен и хорош, либо бабочка-однодневка, выехавшая на таланте Дюрэнта. Третьего не дано.

2. Элвин Джентри, «Финикс»

Признайтесь честно: кто из вас не смеялся/не матерился после разнообразных ходов Стива Керра? Кто может поверить в то, что его отец был умнейшим и уважаемым человеком, а из сынишки вышло вот это безобразие? Кто бы ахнул, если бы узнал, что любой из трех детишек генерального менеджера «Санс», будучи в возрасте трех-четырех-пяти лет, собрал бы головоломку на сто элементов быстрее, чем их папаша? Этот человек уже никого ничем не удивит.

Да, он разрушил «Финикс» одним обменом. Затем он стал исправлять ошибки. Значение фразы «ломать – не строить» ему, разумеется, никто не втолковал. Команда, которая подбиралась исходя из атакующего потенциала игроков и редкого вкрапления оборонительных навыков (Шон Мэрион, Раджа Белл, Курт Томас), вдруг по щучьему велению должна была перейти на игру с акцентом на защиту! Вы можете себе представить, чтобы Поповичу стукнуло в голову бегать в «забить за семь секунд» или Фил Джексон отказался бы от треугольного нападения и возжелал бы отдать пальму первенства при построении атак Дереку Фишеру, а Брайанту велел бы стоял в углу и просто ждать мяч? Нет, они ведь умные люди. Но Стив Керр не такой. Поэтому он нанял на работу Терри Портера, и тот, не получив ресурсов, изгадил весь сезон. Стоит ли винить в этом тренера? Нет, как можно клеймить того, кто, не обладая пресловутыми ресурсами, должен был совершить чудо? Экс-защитник «Портленда» отбыл восвояси, а на его место встал Элвин Джентри.

Он был помощником, как у «гуру быстрого баскетбола», так и у «Бога оборонительного», но, получив карт-бланш, все-таки не стал «копировать» стиль Д’Антони. Он немножко облагородил его, введя туда щепотку Грегга Поповича. Таким образом «Финикс» обрел баланс, то, чего команде так не хватало в плей-офф при Майке. «Санс» стали интереснее. Теперь у них нет комплексов касательно игры в защите, и за счет старания «Финикс» выглядит на своей половине достаточно сносно. Эх, если бы еще был подбор! Но, это было бы уже слишком сказочно. Тридцать шестая молодость Стива Нэша добавила наставнику атакующих возможностей, а злость Амаре Стаудемайра подняла перспективы клуба из Аризоны до невиданных за последние года два вершин.

Джентри здорово поработал с молодыми. Он нашел подход к весьма агрессивному Робину Лопесу, заставил Джарета Дадли проливать литры пота, и игроки ответили ему взаимностью. Раньше «близнец» стучал дверью и разбивал стекла при критике со стороны наставника, сейчас он слушает его и здорово выглядит на площадке, ощутив доверие. По крайней мере, так было до проблем со спиной. Форвард, пришедший из «Шарлотт» в прошлом сезоне, вряд ли мог рассчитывать на 24 минуты стабильного игрового времени на какой-либо позиции в любом другом коллективе, выигравшем 50+ матчей, но здесь он воспрянул духом и доказал, что вера наставника в его возможности имела достаточно оснований под собой. Даже «Tragic Dragic» выглядит интереснее и симпатичнее, а «Финикс» в целом добивается очень хороших результатов.

Но возвращаемся к Стиву Керру. Летом он выбросил Шака, чтобы повесить на «Санс» 15 миллионов выкупленных контрактов и получить страшный и ужасающий пик второго раунда 2010-го года от «Кавс». Стоит ли улучшенная обстановка в раздевалке таких затрат? А потери возможности кого-то подписать или обменять до дедлайна из-за угрозы влезть по шею в «налог на роскошь»? Достижение «Солнечными» столь высокой планки в этом сезоне ознаменовало собой то, о чем мы писали выше: талантливые игроки и хороший тренер, ценящий их и умеющий найти к ним подход, способны частично нивелировать то, что в кабинете сидит уникум, который умножает два на два с помощью калькулятора.

1. Скотт Скайлз, «Милуоки»

Еще один человек, которого не сломит глупая политика руководства. Год назад он проделал колоссальный объем работы, но серия травм не позволила его «Бакс» выйти в плей-офф. Летом показалось, что ему просто нагадили в душу, причем не соизволили даже воспользоваться освежителем. Ну вот сейчас «Милоуки» точно упадут в самый низ таблицы, подумалось нам. Признайтесь, не кривя душой: кто так не считал? Но он с радостью убедил нас в том, насколько сильно мы заблуждались.

В нем есть немножко Рика Адельмана. Он тоже ставит понятие «команда» выше, чем «игрок-звезда». Он тоже не умеет уступать. Он даже хотел заканчивать игровую карьеру из-за того, что партнеры в «Пэйсерз» не жаждали побед настолько, насколько и он. Прошли годы, а он все еще такой же заряженный и неуступчивый. Это очень ценная черта характера для тренера, который должен принять молодую, но «проклятую» команду и поднять ее со дна таблицы всеми возможными и невозможными способами.

Став жертвой идиотов из стана руководителей «Чикаго», Скайлз подался в клуб обойму классом пониже, но в итоге сделал ее намного сильнее и интереснее того коллектива, коим являются «Буллз» даже с Дерриком Роузом и прогрессирующим Жоакимом Ноа. Он шел в настоящее болото, а сделал из него коллектив, на который уже смотрят пристально и с долей уважения. Все это было сделано практически без участия Майкла Редда, якобы лидера коллектива из Висконсина. Методы?

Старание, в первую очередь в защите. Скотт очень требовательный наставник. В нем все еще есть тот Скайлз-игрок, его черты. Он не дает своим подопечным сачковать. У него нет незаменимых людей, он не раскидывается карт-бланшами налево и направо, словно знаменитый мальчик с облигациями государственного займа на картине бесталанного художника. «Мы не делаем здесь машины, мы не выдаем гарантий» (С).

Он придерживается принципа здоровой конкуренции, которая на самом деле никому не вредит и лишь идет во благо. Если ты хорош на этом отдельном этапе, то будешь играть больше того, кто выглядит неубедительно, тем самым ты заставишь своего партнера работать усерднее, дабы отвоевать то место, которое ты у него заграбастал. Команда от этого только выиграет. Так и играет его «Милоуки»: таланта там не так уж и много, но зато коллектив растет, прогрессирует, выкладывается на 200 процентов и пытается показывать все, что только можно выходя на паркет в каждой отдельной встрече. В концовке сезона, когда по-настоящему желают побеждать лишь единицы, это особенно ценно.

Именно такая философия стала одной из причин того, что рулевой в свое время повздорил с Денгом и Гордоном, возомнивших себя звездами первой величины. Сейчас он многое прощает Дженнингсу, но и сам Брэндон наверняка понимает, что за человек руководит его партнерами. Он пашет на тренировках, не покладая рук, и это частично скрашивает провальную середину сезона в его исполнении. Не уверен, что такому консерватору и человеку старой закалки, коим мне видится Скайлз, нравятся и постоянные смены причесок от подопечного, и своеобразная игра на публику, но рулевой осознает, что его молодое дарование все-таки особенное. Наверное, поэтому он ему доверяет. Частично переступая через самого себя. Иногда это сделать просто необходимо. Это еще одна положительная черта этого рулевого: он не авторитарен. Все вокруг, от мала до велика, признают, что он прислушивается к мнению любого исполнителя, и, если оно имеет под собой разумную основу, то он обязательно примет его к ра ссмотрению. Как раз поэтому его так любят баскетболисты «оленей»: они получили наилучшую возможность показать себя, зная, что их труд никто не оставит без внимания.

Как говорится, у Скотта есть «полный набор»: результат, прогресс отдельных игроков и команды, минимум ошибок, регулярные попытки самосовершенствоваться и действия вопреки сложившимся обстоятельствам. Будет очень несправедливо, если звание «тренер года» получит его тёзка Брукс из-за того, что он руководит игрой коллектива, где есть суперзвезда, а не Скайлз, поднимающий монолит, команду без ярких светил. Набор просто хороших и старательных игроков, которые не приковывают к себе внимание масс и просто играют в баскетбол.

Год назад американский фарс продемонстрировал нам весь свой потенциал. Во время сезона я не раз заявлял, что именно Стэн Ван Ганди был лучшим в своей категории в прошедшем чемпионате, но приз взял тот, чьи усилия были отнюдь не самыми значительными в подъеме «Кавальерс». Затем в личной дуэли рулевой «Орландо» снял все вопросы. Он просто поглумился над своим визави. Разобрал его на детский конструктор. Заставил вспомнить словосочетание «жалкая пародия». Как будет в этот раз? Посмотрим, осталось совсем немного. Заодно и проверим: умеют ли за океаном проводить работу над собственными ошибками…