8 мин.

Гранаты для сине-гранатовых

Как-то так повелось исстари, что хранители Кубка чемпионов – наши любимые клиенты. Флагманы советского футбола лишали их короны и мантии с хладнокровием удава. Киевское «Динамо» в 67-м выставило за порог розыгрыша «Селтик», а в 77-м – «Баварию», динамовцы Тбилиси в 79-м показали образцы очаровательного футбола «Ливерпулю», а «Торпедо» в 66-м и «Арарату» в 75-м не хватило самой малости, чтобы превзойти «Интер» и ту же «Баварию». Российские чемпионы традицию подхватили. ЦСКА в 92-м взял да и вытолкнул из чемпионской лиги «Барселону», «Спартак» в 98-м и 2000-м, а потом и «Локомотив» в 2002-м уже в самой лиге на равных противостояли «Реалу», и только «Порту» в 2004-м подпортил нам статистику. Так что «Рубин» далеко не первый наш богатырь, которому жребий определил поход в пещеру к непобедимому дракону. Примеров перед глазами у него было пруд пруди – хоть из древних легенд, хоть из вчерашних газет.

С другой стороны, у страха глаза велики (а у некоторых космополитичных болельщиков они и вовсе вечно навыкате). Поэтому многим гуманитариям «Барселона» в сравнении с «Рубином» представлялась живодером-людоедом, а большинству технарей – роботом-убийцей, с которым худосочной казанской козявке не совладать – разве что испачкать его мокрым пятнышком, после того как прихлопнут. Сведения о том, что «Барса» сейчас не очень-то в порядке, что в последних матчах она выглядела скучно и даже немного беззубо, что Анри лечится, Месси расформирован, а Ибрагимович был вынужден ради «Рубина» досрочно выписаться из санчасти, пытались вдохнуть жизнь в остывшее тельце надежды. Но болельщики с круглыми от ужаса глазами напоминали, что речь идет о волшебниках, которые, больные ли, не в форме ли, способны делать чудеса – и надежда снова прекращала отбрасывать тень.

Бояться «Барселону» действительно стоило – но вовсе не того, что она уже целый год несокрушима, и тем более не потому, что располагает мегазвездами и культивирует издевательства над соперником в виде многоминутного контроля мяча и разнообразных трюков с ним. Самой выпуклой загвоздкой в игре клубных королей Европы следовало счесть высочайшее мастерство импровизации, непредсказуемость и нешаблонность действий, против которых не существует тактической вакцины, а у игроков «Рубина» не хватило бы класса. Курбан Бердыев до игры говорил о том же: все изучено в игре «Барсы», все просчитано – но если она начнет заниматься на поле творчеством, казанцам не сносить головы.

В одном «Рубин» подошел к матчу с «Барселоной» на равных – кадровых потерь у него было не меньше. Пусть и несравнимых в плане имен. На левый фланг полузащиты Бердыеву пришлось отрядить правого защитника Калешина, а его место в обороне занял Салуквадзе. Впрочем, не исключено, что тренер казанцев сознательно сделал этот ход – в расчете на то, что подвижный и цепкий Калешин будет стеречь Хави и прикрывать зону от вторжений чрезвычайно подвижного Дани Алвеса (на другом боку поля таких сложностей не предвиделось) и смещений Ибрагимовича. А опеку Месси он поручил Салуквадзе, который не склонен увлекаться подключениями в атаку и предпочитает сосредоточиться на защитных функциях. К тому же перевод налево Калешина позволил разгрузить от беготни по краю Гекдениза и отправить его в переднюю линию атаки, на место захворавшего Бухарова.

Интересно, а была ли в предматчевых разработках Бердыева концепция игры при быстром пропущенном голе? Понятно, что тренеры на такую беду не закладываются, но нельзя же исключать, что противник такого уровня, как «Барселона», способен открыть счет, простите за каламбур, в два счета. Тем более, когда твоя команда впервые играет на стадионе, виденном прежде только во снах да по телевизору, и у нее естественным образом трясутся поджилки. Конечно, «Барса» не принадлежит к числу нахрапистых рысаков, предпочитающих сразу смять оппонента и выйти из дебюта с преимуществом, она любит планомерную осаду, хитрость, ближний бой, а не перестрелку и кавалерийские наскоки с шашками наголо. Но пресловутый быстрый гол можно забить и без навала и штурма, а все той же хитроумной самодеятельностью, которой так опасался «Рубин».

Не прошло и минуты, как сие уже могло случиться. Казанские защитники поначалу так дрожали, что один за другим промахнулись по мячу, Рыжиков тоже шлепнул руками по воздуху, поймав встречный ветер, а мяч благополучно пересек штрафную и лег перед Иньестой – только забивай. В последний миг Ансальди успел-таки ненадолго удлинившейся ногой дотянуться и спасти ворота.

Режиссерам так понравился этот момент, что они запустили его в ротацию с разных камер, словно надеясь, что хотя бы с одного ракурса мяч в ворота проникнет. И – проворонили настоящий гол, успев поймать мяч, влетающий в «девятку», лишь за хвост. Какой же там ударище вышел, с сорока метров-то! Как же удобно мяч улегся на ногу Рязанцеву – словно в нем контуры были выдавлены по очертаниям рязанцевой бутсы. И Рязанцев не ударил даже – он будто гранату швырнул, а та прямо в люк вражеского танка залетела.

На лицах барселонцев читалось недоумение вперемежку с грустью, мол, собирались все сделать по-быстрому, а теперь трудиться придется… В самом деле, почувствовалось, что на «Рубин» «Барселона» должным образом не настроилась (а то! у них тоже бывают такие проблемы!) и действовала без привычной злости. Агрессивно, напористо, жестко – но без лютого исступления. Впрочем, чаще всего «Барса» такая и есть. Просто ей в дебюте редко забивают. А сама она и без злости поколотить может.

«Рубин» это прочувствовал на собственной шкуре. В течение четверти часа у его ворот по меньшей мере четырежды возникла грозная ситуация, причем всякий раз из ничего и почти из ниоткуда. «Барса» перемещала мяч неожиданными траекториями, а форварды в штрафной вырастали, словно грибы – из-под земли. Иначе и не объяснишь, как остался одинешенек перед воротами Ибрагимович – хорошо, что удар с лета у него не получился. Но особенно понравился эпизод с диагональной скидкой мяча назад Педро под удар Алвесу. Рубиновцы момент не прочитали, и защитник бил с линии штрафной без помех. На счастье гостей, попал в сетку с внешней стороны.

После этого казанцы словно вспомнили слова тренерской установки (а Бердыев наверняка просил играть с соперниками как можно плотнее и накрывать удары) – и внезапные появления каталонцев вблизи ворот Рыжикова, а также дальние удары без помех тут же прекратились. До перерыва «Барселона» организовала еще лишь один по-настоящему острый выпад: Ибрагимович после наброса слева мягко и расчетливо катил мяч вдоль ворот, но Месси буквально на шаг к нему не поспел. Коротковаты ноги у малыша, что поделать. Хоть и виртуозны.

А в концовке тайма самый верный шанс забить получил почти не добегавший в этот вечер до чужих ворот (из-за повышенной загруженности в центре поля и в тылу) Домингес. Настырный Калешин в промежутке бдений за Хави пролез мимо трех соперников и получил за эту наглость по ногам. Именно с этой точки Домингес положил мяч в верхний угол киевских ворот, и так захотелось в ту минуту испытать дежа-вю, что одновременно захотелось поесть и покурить. Жаль, что удалось проделать только второе и третье. Потому что штрафной аргентинец исполнил нехитро – прямиком в ладони вратарю.

За перекуром подумалось, что «Барсе» во второй половине первого тайма не хватало двух ключевых качеств – скорости и импровизации. По контрасту с ярчайшей первой двадцатиминуткой каталонцы затем все делали на второй передаче и как-то слишком просто, словно ожидали, что «Рубин» сейчас сам начнет ошибаться. Но казанцы, которых продолжал колотить «нервяк» (из-за чего они по-прежнему махали ногами мимо мяча и грешили неточными передачами), у своих ворот стояли стеной и ошибаться не планировали.

Сразу после перерыва Ибрагимович и его подельник Хави сделали то, за что и играют в «Барселоне». Лучший игрок Евро-08 исполнил идеальный заброс за шиворот длиннющему Навасу (а поди-ка, перекинь такую жирафу), а носитель мусульманской фамилии из неудобного положения впечатал мяч под дальнюю штангу мусульманских ворот. Да так могуче, что Рыжиков только ойкнуть успел, а летящий мяч трудно было рассмотреть даже на замедленном повторе. Так злые клерки закрывают ящики стола после взбучки у начальства.

Злости той, впрочем, хватило ненадолго. «Барселона» опять решила, что соперник сдастся сам, и даже не поторапливала его. Чрезвычайных ситуаций у ворот Рыжикова было вовсе не так уж и много, как ожидалось до игры, хотя статистика ударов неуклонно росла в пользу «Барсы». Но дед, как мы помним, тоже бил-бил, и баба с ним…

А мышка бежала и хвостиком махнула. Одной-единственной вылазки из оборонительной норы «Рубину» хватило, чтобы решить игру в свою пользу. Началось все с обреза неподалеку от центрального круга, мяч подхватил Домингес и бросил его на ход Гекденизу, которого уже никто не мог остановить. Турок домчал до штрафной, достал гранату и метнул ее в дальний верхний угол. Это был третий и последний удар по «сине-гранатовым» воротам.

Только после этого – и то недолго – мы увидели гнев «Барселоны». Запала благодушной по жизни «Барсы» хватило на пару дальних ударов да на выпад Ибрагимовича – самый острый эпизод матча, героиней которого стала перекладина. После чего хозяева опять сбавили темп и даже в концовке, когда требовалось давить и наседать, уныло размазывала сопли передач под носом казанской обороны.

И даже из такой игры чемпион Европы мог уйти с очками, когда уже в добавленное время голова Туре осталась неприкрытой посреди штрафной. Но штанга на ничью не согласилась.

Думаю, после этого матча полчища недругов «Рубина», предрекавших ему полный провал в Лиге чемпионов, должны будут позавтракать собственными языками. Наш чемпион добился в среду великой победы в своей истории – пусть при невеликой собственной игре, при соотношении ударов 24:3 не в свою пользу, и всего лишь в 3 туре группового турнира. Но скептики-то твердили о фиаско! А его уже точно не будет – даже если вдруг «Рубин» проиграет три оставшихся матча. Не будет потому, что уважать себя в Европе чемпион России победой на «Камп Ноу» уже заставил и репутацию заработал. А для новичка Лиги чемпионов этот капитал – подороже очков.