5 мин.

Где взять денег?

Вопреки серьезному тону аналитического материала, не удержимся от шутки, запущенной в мир королевских гонок одним из сотрудников финансового подразделения «Рено». По меткому замечанию экономиста, если «ситуация не изменится, в скором времени главными спонсорами Большого цирка станут пилоты, поскольку «Ф-1» будет существовать исключительно на взносы от суперлицензий». Ирония, обыгрывающая очередное повышение в цене разрешительных документов, невольно заставляет улыбнуться – действительно, продажа прав на участие в состязаниях останется неотъемлемой статьей дохода элитного автомобильного мира во все времена. С другой стороны, поражаешься самообладанию сотрудников французской команды, ведь именно они сильнее всех пострадали от рыночной неразберихи.

Неприятности на ведомство Флавио Бриаторе посыпались еще в конце декабря, когда о крахе объявила компания Mecachrome, участвовавшая в разработке моторов вместе с «трехцветными». После недолгого сражения с финансовым дефицитом боссы фирмы решили искать защиты от кредиторов в суде в рамках закона о банкротстве в Канаде. Следом о прекращении дотаций в программу «Ф-1» заявили еще несколько мелких компаний, поддерживавших команду, но «мушкетеры» старались сохранять лицо. Как сейчас помнится бравурное интервью руководителя IT-отдела «Рено» Грэма Хэкленда, твердившего на все лады – компания спокойно переживет кризис. «Мы известны тем, что не тратим лишних денег. Когда побеждали в 2005 и 2006 годах, у «Рено» был лишь пятый или шестой бюджет среди команд пелетона. В этой конюшне нет «лишнего жира», то есть ненужных людей и избыточных ресурсов. У нас сильные позиции даже несмотря на то, что придется сократить расходы в сезоне-2009», – гордо заявлял функционер.

А уже через пару дней из главного офиса компании пришла новость о «масштабной реструктуризации». Проще говоря, о глобальной череде увольнений, перед фактом которой поставили руководителей конюшни. До дедлайна - конца февраля-начала марта - французам любыми способами необходимо распрощаться со 100-120 сотрудниками. Уже известно, что «под нож» пойдут сотрудники отдела аэродинамики и члены тестовой команды, поскольку ограничения на испытания в туннелях и на трассах, введенные ФИА, позволяет безболезненно отказаться от услуг целого ряда специалистов.

Однако самым серьезным ударом по амбициям «Рено» стало заявление голландской финансовой компании ING о прекращении кооперации после 2009 года. Масштабы трагедии можно уразуметь, лишь воспроизведя всю историю трехлетнего сотрудничества партнеров. Именно материальная поддержка «оранжевых» коллег выручала Бриаторе и Ко в трудную минуту очередного урезания бюджета концерном-донором. Собственно, даже Флав не отрицает существенность вклада партнеров в жизнеспособность конюшни: «Голландская компания великолепно поддерживала нашу команду все это время. ING продемонстрировал настоящую историю успеха, завоевав мировое признание инновационной спонсорской программой в «Формуле-1».

Теперь у Хитрого Лиса остается чуть меньше года для того, чтобы найти новый оплот финансирования (в действенность программы ФИА по сокращению расходов верит, пожалуй, лишь Макс Мосли). В противном случае поручиться за светлое будущее «Рено» смогут лишь оптимисты. Ведь ждать поблажек с «большой земли» (читай – от автоконцерна) не приходится, так как французский автопром нынче в долгах как в шелках. Тревогу забило даже правительство, выделившее компании пятилетний кредит в 3 млрд. евро (при ставке в шесть процентов!) на поддержание производства и сохранение рабочих мест. Верите ли вы в то, что при таких убийственных раскладах Карлос Гон не оставит без внимания и подпитки «формулическую» программу?!

Затянуть пояса пришлось и командам, уповавшим на поддержку банков. В начале года БМВ-Заубер остался без поддержки швейцарских магнатов из Credit Suisse. Поговаривали, мол, они решили изъять капитал из Хинвилла в пользу раскрутки земляка Себастьяна Буэми, однако финансисты вовсе помахали «Ф-1» ручкой. «Настало время сменить приоритеты», – заявили боссы холдинга. Их поддержали чуть не пустившиеся по миру сотрудники шотландского Royal Bank of Scotland, выбившие почву из-под ног Фрэнка Уильямса и его команды. Здесь решение о приостановке помощи может быть принято, несмотря на то, что контракт действителен еще два года. Таким образом, бывшие партнеры разом лишились существенной доли бюджета.

«Это не предел, дальше будет только хуже. Эпоха спонсорской деятельности банков и праздник, с ней связанный, закончились. Вспомните, что творилось в «Ф-1», когда наш спорт покидали табачные концерны… Сейчас ситуация повторяется», – уверен экс-пилот королевского класса, а ныне комментатор швейцарского телевидения Марк Зурер. Правда, он считает, что ситуацию драматизировать не стоит: мол, жизнь продолжается, переживем. Однако, как кажется, сейчас ситуация куда серьезнее, чем раньше.

Ведь недееспособность финансовых фирм, словно эффект домино, провоцирует приостановку ассигнований и из иных областей. В том же «Уильямсе» вслед за RBS и разорившейся исландской компанией Baugur сократил дотации всемирно известный бренд Philips, и команда была вынуждена обратиться за авансовым платежом к Берни Экклстоуну. В противном случае она вовсе бы не пережила нынешнюю зиму! Большой Берни 14,5 млн. фунтов, конечно, перечислил. Но упомянул: деньги выплачены вперед, в дальнейшем бонусов не ждите. Что будут делать «синие», когда придет черед в конце года возвращать очередную часть кредитов, непонятно…

Под угрозой оказалось финасовое положение главного мота пелетона – «Тойоты». После того, как главный благодетель дружины, Panasonic, завершил финансовый год с потерей 1,1 млрд. долларов и принял решение об увольнении 560 сотрудников плюс закрытии двух заводов в Азии, в верхах компании встал вопрос не просто о сокращении «формулической» программы, а о тотальном ее сворачивании. По слухам, решать дальнейшую судьбу автоспортивного проекта будет совет директоров. Однако в благоприятный для Тадаси Ямасины и иже с ним вердикт практически не верится, так как за время кризиса фирма понесла общих убытков на сумму 4,2 млрд. долларов, постановила сократить 15 тысяч рабочих и настояла на закрытии 27 заводов. «Говорящие головы» Panasonic от прогнозов и комментариев воздерживаются, с привычной восточной вежливостью убеждая в твердости позиций и стабильности курса акций предприятия. Однако радикальные меры внутри структурных подразделений гиганта говорят о том, что отнюдь не все безоблачно в восточном королевстве.

Да что там! Даже у «Феррари» с «Маклареном» - казалось бы, идеальных в плане рекламной отдачи команд - возникли проблемы с инвесторами. Британцы лишились поддержки компании Schuco, на протяжении 10 лет шедшей рука об руку с уокингцами. Итальянцы же не удержали в обойме Martini – наверняка, одного из любимейших спонсоров Кими Райкконена. Если так дело пойдет и дальше, ждите очередного повышения цен на суперлицензии…