0

Гран-При Бразилии. Пресс-конференция в четверг

Участвуют: Михаэль Шумахер (Ferrari), Ярно Трулли (Jordan-Honda), Йос Ферстаппен (Arrows-Asiatech), Майк Гаскойн (Benetton), Эйдриан Ньюи (McLaren) не принимал участия в пресс-конференции

Майк, могу ли я начать с вас? До сих пор ваши машины дошли до финиша в трех случаях из четырех, но результаты не блестящий. Почему? Майк Гаскойн: Полагаю - и мы говорили об этом еще до начала сезона - мы не можем расчитывать на многое на старте сезона. У нас совершенно новый двигатель. Мы на самых ранних стадиях его совершенствования. Мы не можем выходить на пределы его надежности. У его разработчиков есть проблемы, очевидные каждому. Но мы очень стараемся. Мы сделали ставку на надежность, чтобы приводить машины на финиш. Нам удалось этого добиться: пусть мы и неконкурентоспособны, но и это придет.

О каком уровне инноваций на данный отрезок года идет речь?

Майк Гаскойн: Renault вернулась в Формулу 1, через год команда будет переименована и они привязываются к этому моменту. Если вы вспомните историю двигателей Renault с их турбонаддувом, пневматическими клапанами - у них было немало революционных новинок в те времена, немало их и сейчас. Они первопроходцы и это справедливо в данный момент, но если вы оцените их историю, они все делают правильно, а раз они делают свое дело правильно, то занимают доминирующее положение и выглядят очень неплохо. Мы настроены на будущее, когда команда будет переименована и удовлетворены тем, как мы прогрессируем.

Можете ли вы согласиться с тем, что вы, грубо говоря, занимаетесь тестами на публике?

Майк Гаскойн: Определенный элемент этого присутствует. Думаю, Renault предпочла бы объявить о том, что они стоят за этой программой, в тот момент, когда бы им этого хотелось. Но если вы предлагаете какие-то новинки, неизбежно что-то идет не так. Но их вполне устраивает, в каком направлении мы движемся. Мы принимаем критику, когда люди говорят, что мы что-то делаем неправильно, но такое в прошлом бывало и с Renault - и они всегда из этого выходили с честью. Думаю, если вы рассчитываете на поддержку кого-то в том, чтобы все сделать как надо в совершенствовании современного двигателя Формулы 1, лучше Renault никого нет. Мы очень довольны тем, как идет дела.

А когда вы рассчитываете сделать шаг вперед? Майк Гаскойн: Думаю, уже скоро. Из-за проблем с надежностью они не могли заниматься тем, что они хотели делать, и приступают к этой работе только сейчас, когда надежность удалось подтянуть. Они начинают совершенствовать свой двигатель. Думаю, это будет непрерывный процесс по ходу всего года и результаты этой работы будут заметны в каждой гонке.

Теперь, когда весь мат на пленке подчищен, не могли бы вы прокомментировать, что это был за напряженный радиообмен, когда "Физи" ругался на старте Гран При Малайзии?

Майк Гаскойн: Так же как и он, мы были озадачены тем, что происходило. Он допустил ошибку и пострадал от этого. Он первый признал, что был не прав и сказал нам об этом. Ему пришлось стартовать с конца поля и он сделал это блестяще - первый круг заканчивал 13-м. В общем, бывает:

Как эти двое выглядят друг против друга, Физикелла и Баттон?

Майк Гаскойн: Положение, в котором они оказались, интригующий вызов для обоих. Джанкарло достиг такого периода своей карьеры, когда он должен справляться с молодыми гонщиками, а задача Дженсона, я думаю, повысить свою конкурентоспособность и он должен сам себя подстегивать - чтобы вырасти до уровня Джанкарло. В общем, он нажимают друг на друга, что только на пользу команде.

Но вы, в то же время, должны их придерживать, чтобы обе ваши машины добирались до финиша:

Майк Гаскойн: Э: да нет. Нам нужно заниматься надежностью, но в начале сезона мы сказали им, что это автогонки. Когда несутся к первому повороту, они не должны оглядываться назад, они должны лететь так быстро, как они могут.

Ярно, для тебя это важный год, год, когда ты на деле хочешь показать, на что ты способен?

Ярно Трулли: "Что ж, я начал неплохо, но по нескольким причинам пока не добился результата. На мой взгляд Jordan неплохо поработал за зиму, создав очень хорошую машину. Приятно видеть их вновь после 1999 года в хорошей форме, это дает мне неплохие шансы. Я должен их использовать как можно скорее.

Достаточно ли хороша машина, чтобы продемонстрировать твои способности? Ярно Трулли: Да, думаю, да. У нас в этом году очень хорошая машина. Надежность в норме. К сожалению, в Мельбурне у меня был отказ и мне пришлось сойти, когда я шел четвертым, но в целом, похоже, с точки зрения надежности машина на высоте. У нас остается масса проблем с коробкой. Над аэродинамикой они напряженно работали всю зиму и добились хороших результатов. У нас хорошая база для начала, для того, чтобы заниматься совершенствованием. И я с оптимизмом вступаю в новый сезон, потому что считаю, что новые инженеры, которых мы пригласили, придадут нам солидный импульс по ходу сезона.

За год у вас произошло немало изменений, в том числе уход Майка Гаскойна, который сидит рядом с тобой. Удалось ли команде сплотиться вновь?

Ярно Трулли: На это требуется время, но я считаю, им удалось добиться того, что мы снова стали командой. Я имею в виду, что организация дела снова стала такой, какой должна быть и каждый хорошо делает свое дело. Оба гонщика работают с новыми инженерами и мы неплохо понимаем друг друга. Похоже, на данном этапе команда демонстрирует, что работает по-настоящему напряженно и движется в верном направлении.

Вы все еще соперничаете с Хайнцем-Харальдом?

Ярно Трулли: Думаю, так бывает в каждой команде, между напарниками происходит что-то вроде войны. Это нормально, но это полезное соперничество, оно идет на пользу команде, оно идет на пользу нам обоим, потому что мы очень серьезно подгоняем друг друга к тому, чтобы постоянно совершенствоваться, как можно скорее доводить машину. В настоящий момент у меня нет никаких проблем с Хайнцем.

Михаэль, как я понимаю, ты здесь уже день или два, вчера немного тренировался...

Михаэль Шумахер: Да, это было очень приятно. Стадион, парни, с которыми мы играли. Я получил удовольствие.

Перечисли, с кем ты играл, сколько голов забил, сколько народу собралось?

Михаэль Шумахер: По одиннадцать с каждой стороны. Вместе со мной играли Зико и Ринальдо и еще какие-то парни, которых я не знаю. Мы выиграли 10:9 - благодаря Ринальдо, это он выиграл матч. Но главное - все получили от этого удовольствие.

Ты вроде бы тоже забил, с пенальти?

Михаэль Шумахер: Да, да, они позволили мне пробить пенальти - преподнесли такой подарок.

Они выглядели лучше, чем те, с кем ты обычно играешь в Швейцарии?

Михаэль Шумахер: Не особенно, но... Это было нетрудно

Вы сыграли полный матч, полтора часа? Михаэль Шумахер: Да, два по 45 минут. Кажется, второй тайм был короче.

И огромный стадион? Михаэль Шумахер: Да, не знаю, сколько народу он может принять. Я слышал, что он самый большой в мире. Сто тысяч? Я был в Риме, там стадион вмещает 80 тысяч, а этот сто. Впечатляет. Но там было всего тысяч двадцать, может, меньше. Но и это немало.

Тут ходило немало разговоров, которые хотелось бы прокомментировать. Возможно, это были лишь слухи. Что, к примеру, ты скажешь об истории с Sauber? Михаэль Шумахер: Не имею понятия. Не представляю, откуда она взялась, но она совершенно нелогична. Я всегда говорил, что не имею никакого желания заняться какой-либо такой работой, стать владельцем команды. Мы шутили. Жан (Тодт), он как-то сказал, слушай, прежде чем купить Sauber, возьмись за Ferrari. Я ему ответил, что для этого мне надо выступать до таких лет, сколько ему сейчас, чтобы заработать достаточно денег, чтобы совершить такую покупку. Нет, в этом нет правды.

Еще говорили о том, что можешь уйти в Toyota. Михаэль Шумахер: Ну, подобные разговоры ходят всегда. Появляется новая команда и автоматически нескольких гонщиков представляют так, будто бы они ведут с ней переговоры. А истина состоит в том, что до окончания нынешнего сезона я не хочу вступать ни в какие дискуссии ни с Ferrari, ни с кем-либо еще, потому что хочу полностью сосредоточится на своей работе - вот и все. Возможно, они предлагали Вилли встретиться, но меня это не касается. Я сказал Вилли, что не хочу участвовать в чем-либо таком. Пусть он делает, что считает нужным, но до определенного момента никаких переговоров не будет и не беспокойте меня ничем таким на эту тему.

Ну и, естественно, здесь в Бразилии много внимания уделяют твоему напарнику, Рубенсу. Расскажи нам о нем, насколько он изменился в этом году, что он представляет из себя как напарник, насколько серьезное соперничество предлагает тебе?

Михаэль Шумахер: Если вы наблюдали квалификацию в Малайзии, вы могли видеть, насколько серьезный это соперник. Он совсем рядом, работает великолепно и поднял свои ставки в начале прошлого года, что, на мой взгляд, более, чем естественно. Надеюсь, я все же останусь впереди, но становится труднее и я этого ожидал. Но как напарники мы работаем вместе. Это естественно, это как в любом партнерстве. Между нами бывали трения, в определенные моменты мы в чем-то не сходились - как, видимо, в Малайзии. Но я не вижу, чтобы что-то от этого ухудшилось. Даже если мы в чем-то не согласны, мы можем присесть рядом, поговорить и найти решение. Я в этом убежден.

Вы уже это сделали?

Михаэль Шумахер: Нет. На это не было времени. До того, как встретиться с ним здесь еще на одной пресс-конференции, я видел его только на фото. Вот и все. Подобные вещи невозможно обсуждать по телефону. В эти дни мы обязательно поговорим. Но даже если этого не произойдет, я не думаю, что это станет большой драмой. Не вижу, как это может повлиять на наши взаимоотношения или нашу работу.

У тебя потрясающая история выступлений здесь в Бразилии. Каждую из своих девяти гонок ты закончил в очках, плюс победи в прошлом году. У Ferrari не такие впечатляющие результаты. Как ты чувствуешь себя накануне этой гонки?

Михаэль Шумахер: Я чувствую себя очень комфортно, потому что знаю, что у меня отличная машина, а это главный фактор, который придает тебе уверенность, либо нет. Зная это, все, что остается сделать - доехать до финиша, выступить как можно лучше и тогда с большой вероятностью ты окажешься на подиуме. Похоже, нас ждут здесь очень специфические погодные условия, так что, давайте подождем, посмотрим, что произойдет в эти выходные. Довольно трудно предвидеть это заранее.

Погода сыграет важнейшую роль?

Михаэль Шумахер: Если неожиданно пойдет дождь, нужно быть к этому готовым, отреагировать на это. В зависимости от того, когда это произойдет, какую позицию ты будешь занимать в этот момент на трассе, это может решить исход гонки.

Майк, вы учитывали это в подготовке к предстоящей гонке?

Майк Гаскойн: Дождь здесь идет ежедневно, а значит, нам нужно об этом помнить. Чем более сложной будет здесь погода, тем лучше для нас. Но с другой стороны, если дождь будет сильным, это станет опасно. Это не самая желательная вещь, это не то, что вам хотелось бы видеть. Нам уже приходилось здесь стартовать в условиях дождя и условия были ужасными. Об этом, безусловно, нельзя не думать.

Йос, ты был очень быстр на первых стадиях в Малайзии. Машина стала лучше, чем была в прошлом году? Откуда взялась такая прыть?

Йос Верстаппен: В целом наша машина лучше работает в гоночном варианте, чем в квалификационном. Ну и дождь, конечно, помог. Как и в прошлом году, наша машина, похоже, неплохо работает в дождь. Посуху она не так хороша, как должна быть.

Значит, ты рассчитываешь еще на одну дождевую гонку? Йос Верстаппен: Пожалуй, на "сухой" старт и затем дождь.

Люди не перестают удивляться, как тебе удавалось уехать от McLaren Йос Верстаппен: Думаю, я правильно выбрал покрышки. Не столь удачно, как Михаэль, но машина шла очень хорошо. Это касается и ее баланса и того, как она разгонялась. Мы это можем.

Твоя политика состоит в том, чтобы на первом круге атаковать жестче? Йос Верстаппен: Думаю, у тебя нет выбора, если ты в квалификации был 18-м. Нужно использовать свои шансы. Обычно я очень хорошо стартую. Вот и там мне удалось отыграть несколько мест. Первые два круга дают наибольшие шансы для обгонов. Если ты хочешь обгонять, делать это лучше всего в эти моменты. Позже будет труднее.

Временами казалось, что ты должен финишировать на более высоком месте. Это не было разочарованием?

Йос Верстаппен: Да. Мы знаем, в чем дело и работаем над этим. В Барселоне у нас были очень неплохие тесты. Мы знаем, над чем надо работать. Инженеры сосредоточились над этим и, надеюсь, скоро будут некоторые усовершенствования. Если это произойдет, думаю, мы сможем использовать нашу машину намного лучше.

Не мог бы ты пояснить точнее?

Йос Верстаппен: Речь, главным образом, касается аэродинамики. Мы знаем, в чем проблемы, и работаем над их решением. Если мы с ними справимся, это позволит намного улучшить наши результаты.

У трех других команд, представленных здесь, тоже есть проблемы с аэродинамикой, вызванные изменениями в регламенте? Йос Верстаппен: Думаю, да. Я не мог определить этого раньше, но в Барселоне стало заметно, в чем дело. Теперь мы решаем эту проблему.

Есть ли у других трех команд, представленных здесь, проблемы, связанные с потерей аэродинамической эффективности вследствие введения нового регламента? Михаэль Шумахер: Особых проблем нет

Ярно Трулли: Новая машина была очень хороша с самого начала. Думаю, зимой наши люди неплохо поработали в тоннеле. У машины неплохая база, но, разумеется, остается место для ее доработки с точки зрения аэродинамики. Майк Гаскойн: Изменения в регламенте - история доказывает, что инженеры способны справиться с ними очень и очень быстро, отступить на шаг назад и решить любые проблемы. Все команда положили на это немало усилий. В принципе, никакой проблемы и нет. Просто нужно сделать машину более эффективной в аэродинамическом отношении. Это одна из важнейших характеристик машины.

Михаэль, многие считают, что Ferrari на голову впереди всех остальных. Ты согласен с этим?

Михаэль Шумахер: Что значит, "на голову"? Если вернуться к гонке в Австралии и посмотреть, где был Култхард и на каком месте он финишировал - это что, "большое преимущество"? Если взять Малайзию, которая была совершенно невероятной гонкой из-за того, что мы удачно выбрали покрышки, тогда да, можно сказать, что у нас солидное преимущество. Но я не думаю, что это так. Давайте посмотрим, чем закончится этот уик-энд.

Вопросы из зала

Майку Гаскойну. Какого рода проблемы ждут Toyota, заявившую о намерении делать шасси и двигатель самостоятельно? Что их ждет? Майк Гаскойн: Да, у них непростая задача. Любая из команд Формулы 1 имеет огромный опыт. Создать новую команду, создать ее в Германии, делать то, что они делают - это очень серьезный шаг. Думаю, их намерения возносятся очень высоко, но перед ними непростая задача. Путь будет долгим. Но до тех пор, пока у них есть желание заниматься этим, пока есть финансовая поддержка, они будут работать нормально.

Вам троим, исключая Михаэля: вы вложили огромные деньги в тесты. Как так вышло, что только Ferrari выбрала такие покрышки, что они принесли ей такое огромное преимущество в Малайзии?

Майк Гаскойн: Мне ответить проще всего: мы не поставили промежуточную резину просто потому, что у нас другой поставщик. Похоже, во время разминки Ferrari испытывала промежуточные покрышки, почувствовала, что они работают хорошо, и сделала правильный выбор. Но все зависит от гонщика и команды. Сделать правильный выбор в тех условиях очень непросто.

Ярно Трулли: Ну а я, когда ехал на пит-стоп, думал, что мне подготовили промежуточные. Оказалось, что это не так. С другой стороны, я не запрашивал их об этом, потому что для меня это был горячий момент - я возвращался в боксы после того, как выбрался из заноса и не запрашивал покрышки. Но утром я их тестировал и определили, что они намного быстрее. Итак, моя первая мысль была о том, что мне нужны промежуточные, но я не запросил об этом команду. Мне поставили нормальные дождевые покрышки и я продолжал гонку на них. Но проблема была в том, что машина была плохо сбалансирована и гонка для меня была кончена.

Йос Верстаппен: Когда я заехал в боксы, я не знал, что уже вышел пейс-кар. Думаю, наиболее безопасным решением было поставить дождевые покрышки. На определенных участках трассы было столько воды, что промежуточные с их небольшим протектором могли быть по-настоящему опасны.

Майк Гаскойн: В конце концов все сильны задним умом. Сейчас все могут судить о том, что произошло: дождь прекратился, вышел пейс-кар. В тот момент, когда наши парни въезжали на пит-лейн, они этого не знали. Если бы продолжился дождь, вся трасса была бы залита водой и это была бы совсем другая история. В момент, когда дождь льет как из ведра, это было не так очевидно.

Майк, два вопроса: у Michelin теперь тоже есть промежуточные?

Майк Гаскойн: Да, есть. Мы их испытывали. В определенных условиях они работают весьма неплохо, но не так выносливы, как должны быть и над этим они теперь должны поработать.

Второе: не стоит ли уточнить для директора гонки в какой момент он должен давать ре-старт? В Малайзии на пресс-конференции у нас были представители шинных компаний и они оба сказали, что нет необходимости везти сюда покрышки для сильного ливня, поскольку в таких условиях гонки не проводятся. Быть может, не было нужды делать ставку на дождевую резину, поскольку вы не гонялись и под дождем, только в условиях, когда трасса подсыхала?

Майк Гаскойн: Что ж, они хотели продолжать гонку и потому выпустили пейс-кар, чтобы обеспечить безопасность. Эта машина сбивает скорость до того момента, пока не станет достаточно безопасно, чтобы снова начать гонку. Это очень непростой вопрос, ведь невозможно предположить, что изменится через пару минут, через пять. Возможно, вы возразите, что гонку надо было остановить вообще, раз столько машин слетели с трассы. Но в любом случае, под занавес это была отличная гонка, многие финишировали, Михаэль ее выиграл.

Как обеспечить продолжение победной серии? Второе, не зацепило ли тебя, когда ты читал в газетах, что Ferrari уже использует тракшн-контроль?

Михаэль Шумахер: Мы очень много работали над тем, чтобы сделать машину такой, как надо, настроить ее и результат, в конце концов, это результат. Ты всегда стремишься к лучшему. Пока мне везло, но где уверенность, что это везение не кончится? Мы очень много работали, у нас лучшая машина, лучший или почти лучший двигатель, никто не знает этого наверняка, но у нас лучшая техника. Рубенс и я тоже работали, не покладая рук. И услышать комментарии, которые принижают значение всего этого, было очень несправедливо. ФИА следит за тем, чтобы машины были в порядке, подтверждает после гонки, что все нормально. Нормально было бы признать, что теперь все очевидно, но кто-то по-прежнему не верит, что это так. Но тогда почему бы не подать протест, чтобы точно прояснить ситуацию? Нет, он распускает слухи, и это самое неверное из решений. От этого невозможно защититься, с этим ничего нельзя поделать.

Что такого особенного в новом двигателе Renault? Мы знаем, что у него большой угол развала. В чем технические проблемы, в чем особенности?

Майк Гаскойн: Да, у двигателя очень большой угол развала цилиндров, он очень низкий и легкий. С точки зрения конструирования шасси это дает очевидные преимущества. Есть некоторые особенности двигателя, которые приводят к вибрациям - и это требует решения. У нас были с этим проблемы и они уверены, что смогут с этим разобраться. Дальше нужно дорабатывать двигатель, делать его более мощным. Я не хочу вдаваться в специфические подробности, но мы полностью им доверяем. Однако впереди еще долгая дорога.

В чем проблема в гонках, которые идут против часовой стрелки?

Михаэль Шумахер: Здесь много левых поворотов с высокими боковыми ускорениями, к чему нужно готовиться специально, чтобы ваш шлем не упирался в боковую защиту.

Насколько изнуряющими являются здешние кочки?

Михаэль Шумахер: Надеюсь, в меньшей степени, чем в прошлом году, потому что, как я слышал, асфальт там уложен заново. Поменять покрытие надо было по крайней мере на главной прямой. Кочки не лучшим образом воздействуют на машины Формулы 1. Как с этим справляться, я не знаю. Они пробовали, но стало только хуже. Посмотрим.

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости