Штраф… Кто прав?
Прежде всего отметим, что особой технической требовательностью автодром в Индии не блеснул. Скорее, куда в большей цене на асфальте Нью-Дели была ритмичность и стабильность прохождения виражей. Держа в уме повороты на несколько участков трассы вперед, спортсменам приходилось не только оберегать покрышки от чрезмерного износа, но и рассчитывать оптимальные траекторные смещения уже в начале связок. Ведь активация системы DRS в изначально комфортной для наступления позиции уже спустя сотню метров вынуждала атакующего прибегать к экстренным мерам для сохранения болида под контролем. Те, кто эту науку усек быстро, времени «по техническим причинам» практически не теряли. А вот горячие головы вместе с секундами оставляли позиции и даже гонки целиком…
Гвоздевая ситуация нашего обзора как раз из последней когорты — собственно, в противном случае, целый абзац характеристикам трассы Будды мы бы точно не уделяли.
В начале 24-го круга Льюис Хэмилтон воспользовался ошибкой Фелипе Массы и подобрался к тому на позволительное для атаки расстояние. Разумеется, с применением DRS — иные в наше время практически не используются, а в ближайшем будущем, наверное, и вовсе будут считаться моветоном («Атаковать без гарантии выиграть позицию? Фу, поручик, как пошло!»). Несколько виражей британец готовил плацдарм для броска — и при походе к четвертому решил: «Вот она, рыба моей мечты!» Но просчитался: метража, достаточного для того, чтобы поравняться с бразильцем ему не хватило. С одной стороны, потому как движение по внутреннему радиусу предусматривало относительно раннее торможение — того требовал профиль трассы. С другой, наличие бразильца, шедшего на полкорпуса впереди, ограничивало маневренность и не оставляло вариантов для атаки поворота. Наконец, сам Масса неосмотрительно резко двинул влево, несмотря на несколько взглядов в зеркала заднего вида. После смещения «Феррари» в левую сторону, сколько бы Льюис не выкручивал руль, ситуацию ничего уже не меняло.
Однако поспешим отказать бразильцу в использовании всего вышесказанного в качестве аргумента для подтверждения своих послегоночных претензий. Бразилец накосячил отнюдь не меньше конкурента, которого жесточайше «протянул» в спичах после гонки.
Во-первых, «захлопывать калитку» таким топорным образом человеку, претендующему на попадание в Топ-5, совершенно негоже. Особенно если он периодически смотрит в зеркала заднего вида, отслеживает динамику хода соперника и сам, если верить словам пресс-релиза, оттормаживается позднее положенного. Согласитесь, ну не мог Хэмилтон — даже при всем желании — в одночасье откатиться на безопасное расстояние за столь короткий срок, сколь бы жестко не тормозил. Да и DRS этому серьезно препятствовал — о чем Масса также не мог не знать (зоны использования системы перед Гран-при пилоты заучивают на зубок).
Во-вторых, пилот «Феррари» сам выбрал внешний радиус для атаки поворота. То бишь сознательно мог регулировать размеры «коридора» между левым краем трека и собственным болидом. Раз уж оставил сопернику места столько, чтобы тот всерьез пошел на абордаж, потом будь любезен, не хнычь — мол, ради меня, луноликого, никто не потеснился и не сбавил скорость.
Кстати, с чего (и это в третьих!) Хэмилтону в той ситуации было добровольно идти на торможение? Да, сферический гонщик в вакууме скорость должен был бы сбавить — так рекомендуют договоренности, достигнутые во время брифингов. Но ведь ситуация на трассе — дело совсем иное. Масса не смещался постепенно, обозначая перекрещивание траекторий, а рванул влево импульсивно. Вместе с тем, учитывайте расстояние между машинами: «Феррари» выигрывала у «Макларена» полкорпуса, что об однозначном перевесе бразильца точно не говорило. Наконец, есть большие сомнения в лучшем сцеплении, имевшемся на внешнем радиусе. Судя по динамике торможения Фелипе, что-то выгадать из этого фактора перед коллизией ему не удалось и близко. Наивно полагать, что случись Хэмилтону замедлиться, ситуация изменилась бы кардинальным образом.
Сказать по правде, эпизод наверняка был бы занесен большинством болельщиков в разряд гоночных инцидентов и «заигран» в памяти через час-другой после финиша Гран-при, однако решение стюардов породило очередную серию словесной вражды между поклонниками пилотов. Выписанный бразильцу проезд по пит-лейн и полное отпущение грехов Хэмилтону в самом деле видится мерой половинчатой. Хотя бы погрозить пальцем британцу стоило, скажем, в виде предупреждения за нерасчетливость атакующего маневра. Другой вариант — отчитать Массу после Гран-при с возможным лишением позиций в Абу-Даби, а не пороть горячку в и без того напряженной гонке. В общем, сделать все, чтобы наказание было непросто соизмеримо проступку, но и равно пропорционально степени вины. А так, получается, осадочек остался…
Кстати, для сравнения, давайте взглянем на обгон Дженсоном Баттоном Марка Уэббера, случившийся в ходе стартового круга. Британец обогнул конкурента в четвертом повороте. Правда, по внешнему радиусу, но без использования DRS. Одновременно он выиграл состязание в жестком торможении, хотя рискнул к нему прибегнуть с баками, полными топлива. На наш взгляд, для Льюиса маневр напарника — немой укор и образчик поведения одновременно. Ведь сопротивляться оззи брался схожим образом, только планировал крестить траектории при выходе из поворота. Проще говоря, Дженс оказался в разы хитрее и техничнее товарища по команде. В том числе, к слову, и в защите, поскольку с 4-го по 7-й круги образцово ограждал позицию от контратак Уэббо. Заметьте, что Баттон выдерживал ритмичность движения даже под давлением извне, тем самым делом подтверждая тезисы о собственном выходе на пик формы внутри коллектива. Если так пойдет и дальше, в следующем сезоне Льюису определенно придется потесниться с ведущих ролей.
В принципе, на это тонко намекает и Мартин Уитмарш. Раньше он без раздумий бросился бы в словесный омут с головой, чтобы защитить лидера от нападок прессы и конкурирующих пилотов. Нынче же руководитель «Макларена» ограничился предложением спортсменам покалякать в узком кругу и разрешить противоречия. А следом признал то, что Хэмилтон чувствует скованность в свете успехов напарника. Возможно, это просто часть воспитательной меры — своего рода психологическое воздействие, чтобы встряхнуть Льюиса и вернуть его в режим голода до побед. Но в то же время давайте не будем исключать и вариант с перераспределением приоритетов. Ведь стабильность, как мы видели в Индии, приводит пилотов на подиум намного чаще, нежели агрессия.
Да, да... Обожаю этих ребят, которые, опережая меня на пол корпуса, перестраиваются из правого ряда в левый так, как будто меня в этом левом ряду нет и в помине :) И хорошо ещё, если поворотник включат одновременно с началом манёвра :) Но они правы! Они ведь впереди! :)
Дмитрий, использование слова «междоусобица» в данном контексте все-таки не совсем применительно. Междоусобица может быть в Феррари или у Хэмилтона с Баттоном, а тут немного выглядит странно, как на мой взгляд.
И еще. Сравнивать с обгоном Уэббера Баттоном на первом круге не совсем корректно и не совсем сравнимо. Первый круг, возможно непрогретые шины и тормоза. Загадочная фраза: «Ведь сопротивляться оззи брался схожим образом, только планировал крестить траектории при выходе из поворота» расшифровали бы, кто там планировал кому сопротивлятся и крестить траектории.
Кто виноват? В большей степени Масса - он знал и видел где находится Льюис, но места для МР4-26 оставить не захотел...
Ох, опасаюсь я, что начнут изводить того, кто всех милей...:)
Масса, конечно, крыл траекторию, но надо быть либо наглым, либо тупым, либо тупым и наглым, чтобы попытатсья там опередить соперника. В том повороте - это неходовое место..
Либо Хэму надо было до конца ехать по внутренней траектории, выдавливая Массу (но идя вровень Масса бы не стал поворачивать в соперника, либо тормозить еще раньше (чтобы попытаться обойти его дальше по ходу круга) - а получилось ни туда, ни сюда - итог - всем известен.
Масса был на полкорпуса впереди, и Хэмилтону там вообще нечего было ловить!!!
Прочитай свой пост про Денниса от 3.11 15:21 и 16:32 да и на вас мне пофиг.
если вы описывали ситуацию с кучей упреков и кучей сомневающихся на Денниса и его решение, то и ответ можете поставить на всех. Деннис это фигура в Ф1, с которой сравнится дай бой еще пару человек, это уже человек легенда и его решения можно обсуждать сколько угодно, но его решения сделали обычную команду - командой топ класса.
2007 год - первый сезон в Ф1:
- напарник - двукратный испанский мачо, который рассказывает в интервью про свою роль в новой команде и сколько десятых на слабенькую машинку он добавил;
- шпионский скандал, по ходу развития которого пришлось не только мотаться на суды в качестве свидетеля защиты, но и быть перед фактом возможной дисквалификации команды и неясных перспектив продолжения карьеры.
Два года с Ковалайненом конечно не показательны.
Но зато перед 2010 сколько было комментариев про черную шайку, которая не хочет/боится сильных напарников, а в итоге напарником становится чемпион 2009-го.
Комментаторы конечно свои предположения резко забыли и перешли на тему задвигания Баттону,
но и тут сели в привычную для себя лужу.
Не в последний раз.
Его функция перед чемпионатом была сравнима с функциями Патрезе 92 или Хилла 93...
ну мол пусть ездит... или что, его на 10 лет строгового за скандал собирались сажать?)))
Это какими же надо инсайдерскими данными владеть из паддока Макдарена, чтобы заявлять про «просто ездил» :-)
Ну да ладно, тренд понятен.
Вы вообще о чем?)))
Рон Денис, как и Френк Уильямс могут на все упреки положить большой болт, так как эти люди сделали свои команды топовыми, они сделали брэнд и выйграли кучу титулов, а когда их упрекают такие как вы на форумах, то думаю они даже и не знают о тысячной процента упреков, а о которых знают кладут на них и правильно делают. Когда сам добьешься хотя бы доли процента что сделал Денис тогда и сможешь его упрекать, пока твои упреки никому не интересны, равно как и тех упрекателей в 2007 году))))
Где я упрекал Рона Денниса?
Хотя и так уже ясно, что основной посыл всех рассуждений - это фобство по отношению к конкретному человеку.
Но тенденция сравнения эпизода Дженсона, да и самомго Дженса с Льюсом в пользу первого мне нравится...:)