6 мин.

Когда рассеялась дымзавеса

В новый сезон армейские болельщики вступали со смешанными чувствами – врожденной любовью к команде и сладкими воспоминаниями об эпохальных достижениях прошлого сезона, с одной стороны, и вполне невнятной игрой на предсезонном турнире в Австрии - с другой. Завершавшая подготовку разгромная победа над Рубином была достигнута в последние минуты игры против заново слепленной из подручного материала команды. Объяснений и отговорок было предостаточно – и позднее по частям прибытие на сборы игроков (правда), и неясность перспектив Влашича, на которого стало принято молиться (полуправда), и хронические проблемы у мозга команды Дзагоева (правда, но не все к этому отнеслись адекватно). Вдохновляло, что в предсезонных декларациях игроков звучала уверенность в светлых перспективах и грядущих победах…

И вот дымзавеса победительных авансов и нашей фаворитской репутации рассеялась, и что же мы увидели в матче с самарскими Крыльями Советов, командой, укомплектованной по нашим меркам средними игроками, но возглавляемая духовитым и неглупым черногорским тренером Божовичем. Совсем недавно мы безжалостно расправились с самарцами 6:0. Правда, у них в этот момент не то было в голове – им предстояли переходные матчи с Нижним Новгородом, и они даже не выставили оптимального состава. Армейцы и на этот раз начали в привычном стиле: территориальное преимущество, перевес во владении мячом, и даже симпатичная острая атака на 13-й минуте. Фернандес хорошо протащил мяч, Чалов пропустил пас на Сигурдссона, тот сходу пробил, немножко промазал, но было все красиво сделано – быстро и четко.

К сожалению, это была чуть ли не единственная такая атака.

ВСЕ дальнейшее протекало по удивительно однообразному сценарию: армейцы владели мячом, неторопливо раскидывали его поперечными передачами, а потом, чаще всего, забрасывали на Фернандеса, который пытался прорваться к воротам по флангу, но безуспешно, либо мелкими передачами пытались войти в штрафную по центру, но сбивались уже на первой или второй передаче. Самарцы же отвечали быстрыми резкими контратаками, которые еще в первом тайме выглядели куда более опасными, чем наше тягомотное давление.

Во втором тайме шило окончательно вылезло из мешка. После перерыва Крылья перешли к активным действиям, просто зажали армейцев на их половине поля и подали подряд несколько стандартов. А гол на 51-й минуте забили после заброса в нашу штрафную, где их форвард Соболев принял мяч в окружении Фернандеса и Васина, развернулся, укрыв мяч корпусом, и пробил в дальний угол под самую штангу. Акинфееву было очень трудно дотянуться.

Наши бросились отыгрываться, прижали самарцев, но это опять были не рапирные проколы обороны, а продавливание ее по центру трамбовкой. Единственным результатом этого натиска стал неплохой удар Влашича по воротам, который угодил в боковину сетки ворот. А очень вскоре еще одна быстрая атака Крыльев Советов вроде бы оборвалась сейвом Игоря, но мяч от линии ворот при попустительстве защитников выбросили в центр штрафной, а там Васин срубил набегающего самарца. Соболев без проблем уложил Акинфеева в один угол, а мяч в другой.

Замены в попытках отыграться ни к чему не привели. Бийол, единственный из запасных имел несколько полувозможностей, но не воспользовался ни одной из них. Последние минуты прошли в такой же тягомотине, как и весь матч… И теперь можно подвести невеселые итоги.

Строго говоря, ничего слишком неожиданного не произошло. Турнир в Австрии, который многие болельщики ругали, похоже, потому что он их сильно огорчил, на самом деле был очень полезен, потому что обнажил многие наши недостатки. То, что в центре нашей защиты непорядок, ВО ВСЕХ МАТЧАХ турнира было совершенно ясно. Наши беки систематически проигрывали в единоборствах, проигрывали в скорости, теряли позиции. Я бы не стал утверждать, что так литически сказался уход Бекао – он тоже был отнюдь небезгрешен в конце сезона. Нет, просто суммарный уровень нашей защиты, так браво дебютировавшей прошлой осенью, прогрессивно снижается, как будто тогда они разом выпалили максимум своего таланта, а теперь никак не могут восполнить исчерпанные ресурсы. Такое бывает с не слишком талантливыми игроками, удивительно только, как синхронно они выдали тогда свой максимум.

Васин, Магнуссон и Чернов – все замечены в неспособности к долгой концентрации и стабильно теряют ее во втором тайме. Хёрдур к тому же обзавелся еще один серьезным недостатком – чудовищными по неточности пасами, которых я, не очень гонясь за точностью статистики, насчитал в матче против Самары четыре. Минимум дважды это были опасные обрезы. Виктор Васин – герой моих ночных кошмаров в прошлых сезонах – сейчас выступает в качестве стержня обороны и успешно демонстрирует свою непригодность к этой роли. Я не обвиняю парней во вредительстве, парни играют, как умеют, основная моя претензия – к главному тренеру: качество нашей защиты перед сезоном было ясно и мне, и, не сомневаюсь, множеству болельщиков. Никогда не поверю, что Виктор Михайлович видел меньше нашего, и не понимаю, как можно было при таких обстоятельствах СОКРАЩАТЬ число оборонцев? В прошлом сезоне номинально защитников, со Щенниковым и Фернандесом, было пятеро, теперь – четверо, а Марио уже официально играет вингера/правого края. Неужели лишний игрок так занадобился в атаке, ведь профессиональный нападающий в команде все равно один? И неужели наш тренерский штаб рассчитывал атакующей активностью разгрузить лажающую оборону? Но тогда надо было поставить острокомбинационнцю игру, а не имитировать гидравлический пресс, вдавливающий соперника в его ворота, тем более, что вдавить его туда никак не удается.

Такое впечатление, что над нашим тренерским штабом тяготеет императив давления на чужие ворота, необходимости любой ценой играть первым номером… В результате, тактика армейцев загоняет их в игровую и психологическую ловушку: преимущественное владение мячом и переход команды на чужую половину поля чуть ли не в полном составе при отсутствии отлаженной быстрой комбинационной игры приводит только к уплотнению до предела защитных порядков соперника. Вследствие этого наши атакующие в отчетном матче постоянно встречались с десятью самарскими оборонцами, оттого-то подавляющее большинство ударов армейцев не доходило до линии ворот, сблокированные защитниками, все время находившимися в непосредственной близости от бьющих. Что ж, если у тебя нет системы позиционного нападения – играй резкими выпадами, в которых участвует немного форвардов, но скоростных и техничных – от остальной массы все равно толку немного, так хоть от оборонительных задач их отвлекать не будут...

При переходе же Крыльев в контратаки их встречало, как правило, максимум четверо наших, и лишь затем к ним присоединялась парочка хавбеков. При недостаточной скорости, технике и разворотливости армейских защитников это создавало самарскому фактурному форварду Соболеву достаточно комфортные условия для атак на ворота Акинфеева. И снова, вывод кажется очевидным: если у тебя нет высокоКАЧЕСТВЕННЫХ защитников – бери большим КОЛИЧЕСТВОМ.

Это – то, что в силах сделать тренер с тем человеческим материалом, которым он реально располагает. Необходимость усилить состав тоже очевидна всем, но это – вне компетенции Ганчаренко. В команде ОДИН форвард, достойный так именоваться, но и он обладает рядом недостатков, среди которых ограниченная способность брать игру на себя. Менеджменту клуба следует признать, что на скамейке команды сегодня НЕТ игроков, способных усилить атаку в критический момент. Выход для этой цели полузащитника Бийола и замена Сигурдссона, который, бывает, забивает на Марадишвили, который и в молодежке-то результативностью не отличался, это доказывает со всей очевидностью.

Я не склонен петь панихиду по команде – ребята могут собраться, доберут форму те, кто не прошел фактически предсезонки из-за травм и игр сборных, с Влашича постепенно свалится груз ответственности за уплаченные за него сумасшедшие для клуба деньги, вернется, дай бог, Алан… Но выводы по структуре игры, по-моему, надо делать сейчас – немедленно.