10 мин.

Константин Парамонов: «Меня бесполезно приучать к поражениям. Я не люблю проигрывать»

Когда в редакции "Собаки.ru" мне предожили выбрать героя для проекта, посвященного 23-ему февраля, я почему-то сразу подумала о Константине Парамонове. Редакция, полностью состоящая из женщин, удивленно округлила глаза и спросила: "А это кто?". Я уже думала отмахнуться, мол, да ладно вам... А оказалось - не ладно. Они действительно ничего о нем не слышали. "Но он же - ЛЕГЕНДА "АМКАРА!" - я уже не выдержала и okey google - Константин Парамонов. Телефон "промямлил" нечто невразумительное - редакцию я не убедила. Черт.

Издательница, дабы проверить, что я ничего не придумала, позвонила своему мужу - он, слава богу, подтвердил мои слова насчет значимости этого человека для пермского футбола. В общем, на интервью меня все-таки отправили. 

К сожалению, многие вопросы оказались специфичными и непонятными "рядовому читателю" глянцевого журнала, поэтому публиковаться интервью будет в изрядно порезанном виде. А перед вами сейчас полная его версия. Я должна была больше говорить с главным тренером амкаровской молодежки о жизни, семье и всякой такой ерунде, однако получилось немного не так... Может, потому что я знала, что говорю с легендой пермского футбола?

Главный тренер молодежного состава ФК Амкар

Как вы решили стать профессиональным футболистом?

Я рос спортивным ребенком: играл в дворовый хоккей зимой, летом – в футбол, ходил на дзюдо и бокс, на рукопашный бой, занимался горными лыжами. Когда я был в детском саду, бабушка водила меня заниматься футболом на «Звезду». А чуть позже, я совершенно спонтанно, за компанию с соседским мальчишкой, пришел записываться в СДЮСШОР «Звезда». В итоге – меня взяли, а его нет. Однако, несмотря на занятия футболом, я решил попробовать себя и в других видах спорта. Например, в конькобежном. У меня, кстати, неплохо получалось, я занимал призовые места на некоторых соревнованиях. Тренер не хотел меня отпускать, говорил, что пойдет жаловаться в краевое министерство спорта, но я все-таки выбрал футбол.

Каким качеством как на поле, так и в жизни должен обладать успешный футболист?

Главное – быть ответственным. Если берешься за какое-то дело, нужно выполнять его с полной отдачей. Я постоянно это говорю своим подопечным. Нельзя добиться высоких результатов, если смотреть на все сквозь пальцы и думать: «И так сойдет!» Мне удалось стать легендой клуба, хотя я никогда не стремился к этому, только благодаря трудолюбию и ответственности. 

Расскажите, как вам удалось пройти вместе с клубом путь от, по сути, заводской команды до участника Премьер-лиги, борющегося с сильнейшими клубами страны.

В 1995 году распалась команда «Звезда», мы заняли последнее место в лиге, нас прекратили финансировать. В то же время обороты набирал «Амкар». Мой детский тренер Геннадий Александрович Токарев тогда работал там селекционером, и руководство клуба предложило мне продолжить карьеру уже в «Амкаре». Благодаря тренеру Сергею Оборину мы боролись за призовые места во второй лиге. В 98 году мы вышли в первую лигу. Усилился состав, пришли иностранцы. Впрочем, мы по-прежнему оставались сплочённой командой: вместе отмечали различные праздники, ходили с детьми на прогулки в парк, а главное – продолжали ответственно играть в футбол. И вот, в 2003 году «Амкар» вышел в Премьер-Лигу. Скажу честно, что первая и вторая лиги мне как игроку дались намного легче. Именно там я забил большинство своих голов за «Амкар». К сожалению, когда мы вышли в премьер-лигу, я снизил требования к себе, стал меньше забивать. Я об этом сейчас очень жалею. И поэтому учу своих ребят – так делать ни в коем случае нельзя.

Что чувствует человек, когда несколько десятков тысяч людей на трибунах скандирует его фамилию?

Мурашки бегут по всему телу, и ноги становятся ватными, тело немеет. На какое-то время даже теряешь концентрацию, но потом собираешься и с новыми силами рвешься в игру.

Что же для вас значит быть легендой?

Это, безусловно, большая ответственность. Приятно, что люди узнают на улицах, здороваются, желают удачи. То поколение, более взрослое, которое ходило на матчи, они особенно помнят меня, знают и говорят множество слов благодарности за те времена, которые я провел в «Амкаре». Я понимаю, что не зря прожил какую-то часть своей жизни.

Как вы находили в себе мотивацию, играя на протяжении такого количества лет в одном клубе?

Я скептически отношусь ко всему новому. В то время у меня уже была семья. Рано женился, в 20 лет у меня родился первый сын. В свой первый сезон в «Амкаре» я сразу забил 34 гола и не раз слышал, что какие-то клубы начали обращать на меня внимание. Впрочем, не было никакой конкретики. Однако предложение от калининградской «Балтики» я все-таки принял. Мы с семьей, а в то время у меня уже было два маленьких сына, решили попробовать переехать. Прошло полтора месяца, я подписал контракт, мы поняли: нам будет тяжело. Я решил – поеду домой. Позвонил в клуб, а наш гендиректор Юрий Гребенюк сказал: «Мы так и думали, что ты вернешься». Меня устраивало в Перми все: во-первых, дети росли дома, а у нас с женой всегда была помощь бабушек-дедушек, а во-вторых, уверенность, что в семье все стабильно и хорошо, помогала мне спокойно играть в футбол. 

Главный тренер молодежного состава ФК Амкар

Расскажите о ваших хобби.

Хобби – это моя работа. Мне хочется как можно быстрее узнать многое о тренерской профессии, научиться видеть футбол изнутри. Освоить различные премудрости, научиться воплощать все тактические замыслы. Понять, как правильно готовить игроков не только физически, но и эмоционально. Ведь это очень важно: уметь построить доверительные отношения тренер-игрок. Хочется стать успешным тренером, работать на более высоком уровне с теми командами, которые ставят определенные задачи, чтобы с командами можно было решать что-то. Работа должна приносить удовлетворение, а я хочу добиваться успехов, завоевывать медали.

Как вам в жизни пригодилось ваше умение «читать игру»?

Я просчитываю многие ситуации наперед, вижу несколько вариантов развития событий. Иногда становится немного смешно: что я предполагал, так и случилось. Научился обращать внимание на многие вещи, происходящие вокруг. Оцениваю ситуацию: что может быть опасно, а что наоборот интересно, стараюсь избегать нелепых ситуаций из серии «упал – очнулся – гипс». Особенно, когда рядом близкие люди.

Смотря на молодых футболистов, вы видите в них отличия от вашего поколения?

У них большие проблемы с концентрацией. Мы, несмотря на то что большую часть времени были предоставлены сами себе, не сидели за компьютерами целыми днями, мы постоянно развивались физически, в основном проводя время на улице, лазили по деревьям, придумывали различные игры, в том числе спортивные. Например, был у нас аналог городков только с обычными жестяными банками и толстыми ветками с деревьев. Многие работать рано начинали, лет в 17 шли на завод. Да, сейчас молодежь умнее, техники различной много у них. Но мы раньше становились мужиками, готовы были за себя и семьи ответственность нести. Меньше было отвлекающих факторов: игр компьютерных, телефонов, социальных сетей. Например, мои футболисты не могут полностью сконцентрироваться на тренировках, игре. Постоянно кажется, что мысли не тем заняты.

Ваш средний и младший сыновья тоже занимаются футболом. Можно ли говорить о возможном появлении футбольной династии Парамоновых?

Я не ставлю перед собой такую цель. Футболистов среднего уровня в России очень много, но не многие достигают каких-то высот. Все зависит от случая: кому-то помогает удача, кому-то – связи, кто-то действительно много вкладывается. К сожалению, многие после дубля заканчивают с футболом. Я, конечно, желаю Евгению (средний сын, вице-капитан молодежной команды «Амкар») успехов в футболе. Потому что я вижу, что он хочет играть, но ему нужно больше работать.

Во время учебы для получения тренерской лицензии Pro вы проходили стажировки заграницей. В чем принципиальные отличия подготовки молодых футболистов там и здесь?

Во-первых, это инфраструктура. Например, в Испании на базе Сарагосы в ряд стоит 7-8 полей, на которых одновременно могут тренироваться дети разного возраста, а уже через дорогу – 2-3 поля именно для молодежной команды и для основы. Кроме того, совершенно по-другому организован тренировочный процесс: главный тренер футбольной школы составляет программу тренировок для всех на целый год на протяжении всего времени обучения, другие тренера подходят к нему перед занятием, берут нужный конспект, изучают и спокойно проводят тренировки, следуя определенному специально разработанному для этого возраста детей плану.

Какая главная проблема подготовки молодежи в Перми?

Конечно, погодные условия. Дети теряют 5-6 месяцев в году, потому что нет крытых полей. Вот сейчас построят манеж. Только как его будут делить? У нас очень много желающих там заниматься. Хотя польза, несомненно, есть: уже хоть кто-то эти 5 месяцев не будет пропускать тренировки на поле.

Вы как-то говорили (интерью)  , что вам нравится фраза Марчелло Липпи: «Задача тренера – 24 часа быть занозой для своих футболистов». Несмотря на ежедневные 24 часа тренерской работы, на что еще вы стараетесь регулярно находить время?

На мою семью. Помогаю супруге по дому, забираю младшего ребенка из школы. К сожалению, когда я завершил карьеру, у нас стало меньше возможностей, например, для семейных путешествий. Раньше каждое лето мы снимали домик на базе в Юго-Камске, собирались несколькими семьями, отдыхали, рыбачили.

Что общего в роли тренера и отца?

Это ведь все воспитание. Дома воспитываешь своих детей, на тренировках – игроков. Ребята приходят из юношеского футбола в молодежный, их нужно перестроить, подготовить к более серьезной конкуренции, к мужской игре. Объяснить, почему сейчас важно, например, больше внимания уделить физической подготовке, а не тактике или наоборот.

Если кому-то из воспитанников нужен житейский совет, поможете?

Конечно, помогу. Я им не раз говорил: «Если вам нужна будет какая-то помощь, обращайтесь». Впрочем, сейчас молодежь ведь и без взрослых все знает, все умеет.

Как справляетесь с ошибками?

На самом деле я очень вспыльчивый и буквально взрываюсь при каждой неудаче. Несмотря на то, что быстро отхожу, все равно принимаю все очень близко к сердцу. Моя супруга, друзья и родственники – моя опора и успокоение в такие моменты. Я очень амбициозный человек, поэтому учусь делать правильные выводы из каждой неудачной ситуации. Очень трудно было смириться, когда в роли тренера, я начал проигрывать с разгромным счетом. Для меня любой проигрыш – это больно. Я даже ребятам сказал:

Считаете ли себя настоящим патриотом города и клуба?

«Амкар», пермский футбол, сам город – это моя жизнь. Не зря ведь меня назвали легендой именно здесь. Когда в декабре 2010 года президент «Амкара» Валерий Чупраков объявил о добровольном переводе клуба в первый дивизион из-за финансовых проблем, болельщики попросили поддержать их на митинге против этого решения, как я мог отказаться? 

Вы поднимались на фансектор к болельщикам. Что вы ощущали?

Мне было интересно посмотреть на людей, которые живут клубом, футболом. Казалось бы, у всех своя работа, семьи, увлечения, но, когда они на стадионе, у них одна цель – поддержать любимый клуб. Когда я стоял на тумбе, к ним лицом, смотрел, как они кричат –  чувствовал их воодушевление, отдачу. Я понял, что болельщики ощущают, когда игроки на поле не выкладываются на сто процентов. Им обидно. Они всей душой и сердцем хотят помочь команде выиграть, но не получают ничего взамен.

Какие цели вы сейчас ставите перед собой, к чему стараетесь прийти?

Моя главная задача – развить индивидуальности моих игроков, раскрепостить их, научить играть в футбол. Дать им возможность заиграть на высоком уровне, чтобы в «Амкаре» играли все-таки и воспитанники клуба. Мне хочется, чтобы моя работа приносила удовлетворение, а главное – чтобы был результат. Руководство команды уже обратило внимание на двух моих подопечных: Рустама Вазитдинова и Антона Гооге. Их собираются привлекать к работе с основным составом. Заиграют или не заиграют они там – это, конечно, другой вопрос. Но я уже чувствую некоторое удовлетворение. Если же они достойно проявят себя, подпишут контракты – я буду счастлив. Значит, не зря я здесь работаю. 

 

P.S. Константин вместе с пресс-атташе "Амкара" немного чистили место для съемки. Да, фото в тексте, кстати, тоже сделаны мной для журнала.