14 мин.

Сага о среднем классе

Основная тема «Общества Белого Креста» была обозначена в затравочной статье. Сегодня я попробую внести ещё немного ясности в тёмный вопрос причин успехов и наоброт, случающихся со сборными второго эшелона. В круг света попали Словакия, Швейцария, Германия, Латвия, Белоруссия и Норвегия. Начнём с исторического обзора.

Вариантов сравнения результатов команд, которые (за вычетом Словакии) не выигрывают ни титулов, ни медалей, может быть достаточно много. На этот раз я решил посчитать результаты «дуэлей» каждого с каждым – если команда А заняла место выше, чем команда Б, то счёт их встречи становится 1:0. И так 20 раз, по 5 раз в 4 года. Команды ранжируются по числу «побед», в случае равенства учитывается результат «личной встречи».

1997-2000. Все в сборе

Солнцеворот в мировом хоккее случился в 1998 г. (Нагано и 16 сборных на ЧМ), но для ровного счёта мы начали обзор с ЧМ1997. Результаты первого раунда таковы.

1997

Латвия на первом для себя ЧМ в высшем дивизионе заняла седьмое место – результат, который до сих пор этой команде удавалось только повторить, но не превзойти. И это был единственный случай, когда Латвия стала лучшей среди шести рассматриваемых сборных. И единственный случай, когда Швейцария (четвёртое место в дивизионе В) стала худшей.

Впрочем, швейцарцев это вряд ли расстроило – на хозяйских правах они вернулись в элиту в 1998 г. Тогда же к группе сильнейших присоединились выигравшие чемпионат в дивизионе В белорусы. Таким образом, впервые все фигуранты собрались вместе.

Швейцарцы на домашнем турнире заняли четвёртое место – Ральф Крюгер уже в первом своём сезоне установил персональный рекорд – а вот немцы вылетели в квалификацию, и следующий чемпионат мира, в Норвегии, прошёл без их участия. В 2000 г. немцы добыли таки путёвку в элиту, но – естественно, остались в общем рейтинге худшими.

От словаков ждали многого, но они потратили несколько лет на изучение обстановки, и только в 2000 г. осознали себя как медальную экзистенцию –  только в финале их остановили чехи.

Для белорусов наиболее удачным стал 1998 г. На олимпиаде они стали седьмыми (лучшие в шестёрке), на чемпионате мира – восьмыми. Ну а норвежцы худо-бедно держались за место в высшем дивизионе ЧМ. В том числе и за счёт того, что им довелось принять этот турнир в 1999 г.

2001-2004. Словакия и остальные

2001

Если кого-то и смущает причисление Словакии к среднему классу, то причиной такого смущения являются их результаты на ЧМ2002 (золото), ЧМ2003 (бронза) и ЧМ2004 (четвёртое место). На этом фоне остальные смотрелись блекло.

Швейцарцы на старте отрезка пережили кризис, пропустив плей-офф ЧМ2001 и ЧМ2002. На ОИ2002 случился кризис «фон Аркса»: Крюгеру пришлось отчислить из сборной лучшего своего хоккеиста. Кровопускание, как ни странно, пошло команде на пользу, и на двух следующих ЧМ сборная Крюгера попадала в восьмёрку.

Немцы выступали стабильней. Три раза забирались в плей-офф чемпионате мира (2001, 2002, 2003) и – в первый и последний раз в своей истории – добрались до олимпийской восьмёрки. В 2004 г. стали девятыми – пропустив вперёд Швейцарию и Латвию, которая второй раз в своей истории забралась так высоко.

Норвежцы с белорусами покинули элиту в 2001 г. Первые там и застряли аж до ЧМ2005 (до следующей серии), белорусы выбрались наверх, но в 2004 г. снова выбыли в пердив. Может быть, недоброжелатели из соседних стран над ними смеялись – но в феврале 2002 г. от души хохотались белорусы, попавшие в полуфинал олимпийского хоккейного турнира.

2005-2008. Царство Крюгера

2005

Взявшие неплохой разбег в 2003-2004 гг. швейцарцы продолжали в том же бодром духе. На «локаутном» ЧМ2005 они стали восьмыми, а потом произвели переполох в Турине: обыграв в групповом турнире Канаду и Чехию, заняли второе место в своей группе – и итоговое шестое место в общей классификации. Этот турнир стал, наверное, пиком карьеры Крюгера, хотя за ним последовали ещё ЧМ2007 (восьмоё место) и ЧМ2008 (седьмое место). Таким образом, швейцарцы попадали в плей-офф на четырёх из пяти турниров, и эта завидная стабильность принесла им первое место в нашей таблице.

Пресытившиеся победами словаки начали медленно, но верно превращаться в классических середняков, а на ЧМ2008 и вовсе решили сыграть в релегации. Белоруссия отметилась рекордным шестым местом на ЧМ2006 – первый турнир Глена Хэнлона – а норвежцы, выиграв турнир в пердиве в 2005, к 2008 г. наконец-то попали в восьмёрку (Рой Йохансен к тому времени был их главным уже 8 лет).

Немцы в том же 2005 г. выбыли из элиты, в 2006 г. – первый турнир Уве Крупа – нашли в себе силы вернуться к лучшим, но выше девятого места (ЧМ2007) не поднимались. Латвия тем временем скромно держалась в предбаннике плей-офф.

2009-2012. Смутные времена

2009

Вот здесь – самое интересное, поскольку здесь начинается «эпоха КХЛ». Много говорилось о том, что вступление в нашу лигу двух «Динамо» даст дополнительный импульс сборным Латвии и Белоруссии. Однако единственным их успехом, по большому счёту, стал только ЧМ2009, на котором обе эти команды попали в ¼ финала. Дальше успехов не было, и в итоге обе команды оказались на дне нашей турнирной таблицы.

Швейцарцы тем временем решили сменить главного тренера. Единственным позитивом для них стал 2010 г. (8 место на ОИ, 5 место на ЧМ), а нынешнее 11 место – худший результат с 1997 г.

В помутневшей водичке преуспели немцы и норвежцы. Уве Крупп набрался опыта и в 2010 г. (пятый год работы) вывел сборную Германии в исторический домашний полуфинал, подкрепив успех 7 местом на ЧМ2011.

Словаки не преуспели с Гленом Хэнлоном, в то время как Рой Йохансен вошёл во вкус 10 место (выше Латвии и Германии) на ОИ2010, затем 6 место на ЧМ2011 – впервые норвежцы стали лучшими в шестёрке – и 8 место на текущем ЧМ (второй результат в нашей группе).

Эффект "длинного тренера"

Теперь, собственно, к выводам. Они не могут быть глобальными и однозначными. Тем не менее, кое-какие закономерности просматриваются.

Первая вполне вписывается в рамки поговорки о терпении, труде и трении. Если тренер работает со сборной достаточно долго – он добивается успеха. Уве Крупп учился на ошибках достаточно долго. В процессе обучения он привёл немцев к 15 месту  на ЧМ2009 – быть бы им в пердиве, если бы не домашний чемпионат мира. Круппа простили, и он отплатил за это на следующих двух турнирах, на пятый-шестой год работы.

Ральф Крюгер бодро начал, но потом были смутные 2001-2002 гг., в которые уместились «провалы и скандалы» в сборной. Однако ему так же удалось сохранить место главного, и в 2003 г. (пятый год работы) он начал сумасшедшую серию, продолжавшуюся до 2008 г. – шесть попаданий в плей-офф за семь турниров (!!!), рекордное шестое место на ОИ2006.

Рой Йохансен работает со сборной Норвегии двенадцатый год. Удивили в этом году французы – Дэйв Хэндерсон в команде восемь лет.

Конечно, бывают и другие ситуации, есть и эффект «первого сезона» (Крюгер добился наивысшего успеха в первый год, Хэнлон, Симпсон (пока), вот и Вуйтек успешен на первом же турнире) – но бывает это через раз. Эффект от продолжительной работы тренера почти гарантирован.

Постолимпийский год

Теперь ещё раз – хронология наибольших успехов на чемпионатах мира. Швейцария – 4 место (1998). Словакия – чемпион (2002). Белоруссия – 6 место (2006). Германия – 4 место (2010). Латвия – 7 место (1997, 2004, 2009). Норвегия – 6 место (2011).

Я думаю, присутствующие заметили здесь некоторую закономерность, которую подкрепляет рекордное восьмое место Дании и пятая (второй результат за историю) позиция Швейцарии в 2010 г. По вполне понятным причинам пост-олимпийский чемпионат мира – лучшее время для команды второго эшелона. Так что ставка Белоруссии на ЧМ2014, пусть и сделанная по другим причинам, сделана правильно. Тем более, что и швейцарцы, и немцы в своё время попадали в четвёрку на домашних турнирах (что, впрочем, не помешало им проваливаться в других случаях).

Оценка сил и турнирная задача

Важной проблемой для команды не из «топа» остаётся проблема психологии. Проблема осознания своего места в мировой иерархии. В декабре сего года моя фраза о том, что Швейцария – команда более классная, чем Белоруссия – вызвала негативную реакцию зала. Прошлогодние 1:4 в матче этих команд были восприняты как событие трагическое, символ глубочайшего упадка белорусского хоккея. Допустим, болельщики, им положено переживать. Но вот Кари Хейккиля говорит: «Картина очевидна: в группе три явных фаворита. Но швейцарская и словацкая дружины примерно нашего уровня».

Посмотрите ещё раз на приведённые выше таблички. Ни разу по итогам четырёхлетия Белоруссия не стояла выше Швейцарии. Общий счёт 15:5 в пользу швейцарцев. Даже на провальных ЧМ2011 и ЧМ 2012 Швейцария оказалась выше. Как, откуда в Белоруссии родилась мысль о том, что Швейцария – одноклассник – понять сложно. Фактов, которые указывали бы на такое положение дел, как минимум немного. Фактов, говорящих об обратном, куда больше.

Между тем, от осознания своего места идёт постановка турнирной задачи. А постановка турнирной задачи в целом определяет душевное состояние тренера и игроков. Вот белорусы оказываются в группе, где – по чесноку-то – пять более классных команд. И ставят задачу попадания в плей-офф, то есть хотят обойти как минимум две из них. Интересно, как бы в Белоруссии восприняли слова, скажем, Симпсона о том, что Швейцария должна бороться за второе-третье место в группе.

Что бы изменилось, если бы белорусы осознали себя как более слабого соперника? Да многое изменилась. И тактика, и психология. Если бы настрой на игру со Словакией или Швейцарией был такой же, как на игру с Финляндией – мы слабее, но мы больше хотим победить – результаты могли бы быть иными.

Обратная ситуация – характерная для швейцарцев – недостаточное внимание к тем, кто вроде бы стоит ниже. Выходить на матч «в настроении фаворита» опасно даже для фаворитов (всего турнира, а не только матча). В случае середняка болезнь такая смертельна. В нынешнем году это доказали швейцарцы и белорусы в матче против Франции, год назад латыши в игре с Данией и белорусы с теми же французами. Наконец, и датчане на ЧМ2012 поспешили «обыграть» Италию.

На проходной плей-офф сейчас – несколько склочных персонажей, семь-восемь, претендующих на всего то два места. И всем фигурантам следует осознать простую вещь: попадание в восьмёрку есть большой успех, сродни медалям для фаворитов. А места 9-10 – это не провал (как считают, например, швейцарцы), а вполне себе пристойный результат.

Как взять медали

Главный вопрос для середняка. Едва ли над ним задумываются норвежцы (надеюсь, латвийцы тоже не забивают себе голову – опасно, см. предыдущий пункт). Но вот для швейцарцев он актуален, да и белорусы ставят медальные задачи. Залп крылатыми фразами.

Кадры решают всё.

Массовость рождает мастерство.

Собрать информацию по персоналу шести национальных сборных за последние 16 лет – статистический подвиг, который мне не под силу. Я ограничился четырьмя последними крупными турнирами (ОИ2010, ЧМ2010-2012), подсчитав общее число хоккеистов, прошедших через сборную, и сделав разбивку по числу турниров, в которых каждый сборник принимал участие. Итоги таковы:

игроки

Разница видна сразу. У Словакии ресурсы явно богаче, при этом только Швейцария выдерживает структуру, сходную со словацкой: твёрдое ядро (три-четыре турнира) сравнительно невелико, и есть основательный резерв (те, кто сыграл на одном или двух турнирах).

 

Дальше картина меняется. Немцы так же прогнали через сборную много игроков, но их основа (18 человек) так же основательна, как и у трёх других сборных. Которые, надо заметить, очень похожи.

Сами по себе эти числа не плохи и не хороши – если у какой-то страны выдался урожайный на таланты год, то она вполне может отыграть четыре турнира и в 25 человек, причём отыграть успешно. Более того, стабильность состава - причина всех нынешних норвежских радостей, без сомнения.

Эти числа характеризуют глубину резерва. Возможность поддержания приличных результатов при крупных потерях, вызванных теми или иными причинами. Швейцарцы, например, успешно пережили постолимпиский ЧМ2010. У них тогда, как у «больших», было резкое обновление состава. Всего 8 человек ванкуверского созыва прибыли в распоряжение Симпсона – и это считая Тобиаса Штефана, не сыгравшего на Олимпиаде ни одной минуты. Если от норвежцев через год останется 8 человек - они попадут в пердив.

Откуда эти кадры берутся? Из национального чемпионата. Сильный национальный чемпионат – опора сильной сборной. Эту фразу не стоит трактовать в том смысле, что подготовка игроков для сборной есть цель лиги – это просто факт.

Однако у швейцарцев не просто сильный чемпионат. Чемпионат у них уникальный. Самая богатая лига Старого Света – и самый жёсткий в Европе лимит на легионеров, всего четыре человека. При таком раскладе как минимум два швейцарца выходят на лёд уже с первой секунды матча. А сильные легионеры (чемпионат-то богатый), выполняя важную функцию «повышения соревновательного уровня», в то же время отбирают не так много рабочих мест у аборигенов.

В Германии ситуация иная, в 1994 г. немцы создали первую в Европе безлимитную лигу. Коренные жители в итоге были оттеснены в третью-четвёртую тройки клубов, а сборную начало отчаянно мотать вверх-вниз. Наберётся десяток немцев, сумевших пробиться через фалангу легионеров в национальном чемпионате – будет хорошо. Не наберётся – будет плохо.

Этот подход – основа из родного чемпионата – назовём  автаркией. Его придерживаются Швейцария и Германия, когда-то, отчасти, его придерживалась Белоруссия. Но сейчас она, вместе с сестрицей Латвией, пытается стать монокультурой: основу сборной составляют игроки «базового клуба», выступающего в более сильной, по сравнению с национальным чемпионатом, лиге.

Как мы уже отметили выше, пока плодов такого перехода не видно. Скажу прямо, идея «базового клуба» кажется мне бесплодной изначально. И проблема не в «засилии легионеров», мучающих минское «Динамо». При всём уважении к нашей КХЛ – уровень третьей-четвёртой пятёрки клубов слишком далёк от уровня чемпионата мира  в высшем дивизионе (предив - дело другое, вот Казахстану и помогло). Монокультура же предполагает, что в сборную попадут игроки третьей-четвёртой пятёрок, с легионерами ли, без них.

Тут интересно сравнить ситуацию со сборными Словении и Венгрии. Обе эти страны представлены в EBEL, но если словенцы имеют там два клуба, то Венгрия – один. В итоге словенцы могут набирать сборную на основе первых двух пятёрок каждого клуба, Венгрия же живёт по принципу «монокультуры». Словенцы на сегодня стали «челноками», командой, держащейся на границе элитного и первого дивизионов. Венгры в элиту попали один единственный раз и на один единственный год. Переход от «моно-» к "стерео", заявка второго клуба в КХЛ, вне всяких сомнений, сильно бы помогла Белоруссии. Один Минск не спасёт.

Как же Норвегия? – спросите вы. Ни сильной лиги у них нет, ни базового клуба. Норвежцы держатся третьего пути – пути экспортёра. Так же движутся датчане. Переезд в Швецию – главный путь повышения мастерства хоккеистов, хотя и Германия с Финляндией не забыты. Кроме того, и норвежцы, и датчане пользуются плодами длительного нахождения в элитном дивизионе. Ежегодно и Бэкмен, и Йохансен берут на ЧМ одного-двух юниоров (помните, 1-2 человека в год?), потом берут этих же (важно - этих же) молодых людей на следующий турнир, ну а потом они становятся игроками основы.

По тому же пути шли латвийцы. С появлением рижского «Динамо» просто собравшие дома сильных игроков, трудившихся за рубежом. Это здорово для Риги и тамошних любителей хоккея, но это как минимум не лучше для сборной.

Какой путь правильный? Да никакой. Возвращаясь к уехавшему уже далеко вверх вопросу – «Как взять медали?» – мы должны вернуться к Словакии. Которая является крупным экпортёром (когда-то снабжавшим НХЛ, сейчас, в большей степени, КХЛ) и, до недавнего времени, сохраняла более или менее приличный национальный чемпионат. Синтез двух подходов - основа успеха. В этом отношении Словакия всегда была близка к топовым европейским сборным. Вступление «Льва» в КХЛ было всего лишь бонусом к сложившейся структуре, а вот как пойдут дела дальше, с присоединением «Слована» (и проблемами внутри чемпионата), сказать пока сложно.

Конечно, Словакия превосходила ту же Швейцарию не только – даже не столько – количеством, сколько качеством. Той самой школой, которой в Швейцарии пока нет. Обсуждать вопросы качества подготовки хоккеистов мы здесь уже не будем, за рамками темы нашей беседы.

Отметим только, что Швейцария сейчас – впервые в своей истории – встаёт на путь совмещения автаркии с экспортной версией. В текущем сезоне в НХЛ впервые сформировалась приличная швейцарская колония (7 человек), которая в следующем году пополнится, вероятно, ещё парой хоккеистов. И хотя на ЧМ2012 представители НХЛ принесли сборной Швейцарии больше бед, чем пользы – в целом это едва ли можно считать правилом. Остальным представителям шестёрки по части экспорта пока радоваться нечему.