4 мин.

«Переименование в «Etihad Арену» обсудим в 2017-м». Самая необычная сделка России

Владислав Воронин выяснил, как «Химки», играющие во втором дивизионе, подписали контракт со спонсором «Манчестер Сити».

Во вторник прогремела самая удивительная новость о российском футболе за последние месяцы. Авиакомпания Etihad Airways, которая спонсирует «Манчестер Сити» и скоро будет платить 25 миллионов евро в год «Интеру», вдруг заглянула во второй дивизион. Etihad подписал контракт с «Химками» и в будущем, возможно, купит права на название «Арены Химки».

В пуле спонсоров подмосковного клуба Etihad занял место рядом с фитнес-клубом СССР, чайханой «Урюк», пиццерией Ti Amo, «Первой Химчисткой» и производителем воды «Шишкин лес».

Как, зачем и почему все это случилось – мы выяснили у генерального директора «Химок» Тажутдина Качукаева. Ему 33 года, раньше он был руководителем агентской компании Football PRO, которая ведет дела молодых футболистов. В «Химках» Качукаев работает с мая.

– Как удалось подписать контракт? Даже в премьер-лиге у большинства команд нет спонсоров уровня Etihad.

– «Химки» стараются работать по стандартам современного менеджмента. А почему нет подобных партнеров у большинства клубов премьер-лиги? Может, сами клубы ничего для этого не делают и не создают причины, чтобы реализовать задуманное. Мы сами инициировали переговоры – и не только с Etihad Airways. За неполных 5 месяцев моей работы мы провели более 70 рабочих встреч с коммерческими структурами и холдингами – начиная от сектора промышленности и заканчивая сферой логистики.

– Вы говорили, что «пришли, чтобы совершить революцию в российском футболе». Этот контракт – первый шаг по вашему плану? Что дальше?

– Первым шагом можно назвать наше уверенное лидерство в чемпионате и победы над клубами ФНЛ и премьер-лиги в Кубке России. Поиск и подбор коммерческих партнеров – это уже стратегия клуба.

– Что именно привлекло Etihad? У них контракты с топовыми командами, а «Химки» – во втором российском дивизионе.

– Я бы сказал, что их не привлекло, а мы убедили Etihad в том, что в России виден экономический прогресс в сфере спорта и бизнес-процессы возможны. Всемирная Универсиада в Казани, Олимпийские игры в Сочи, международные турниры по различным видам спорта, успешное выступление российских спортсменов и российской спортивной школы в мире, положительная динамика ключевых видов спорта, прежде всего футбола и хоккея. Новый стадион «Открытие Арена» и завершающие строительство стадионов ЦСКА и «Краснодар», конечно, грядущие Кубок конфедераций-2017 и ЧМ-2018 – эти события и стали ключевыми в обсуждении сотрудничества.

– Вы возмущались, что многие клубы стоят на месте, а развитию российского футбола мешают системные проблемы. И сейчас посреди этих проблем, во втором дивизионе, будет клуб с рекламными щитами Etihad. Как-то удивительно.

– Согласен, что с имиджевой точки зрения крайне необычно видеть бренд Etihad Airways на стадионе российского клуба второго дивизиона, играющего против, условно, «Коломны», при всем уважении к этому коллективу. Но не будем забывать, что «Химки» играли в премьер-лиге и были финалистами Кубка России.

– Этот контракт существенен для бюджета?

– Предусмотрено содействие в предоставлении авиабилетной программы во время зимних и летних сборов. Не каждый представитель второго дивизиона может себе позволить провести даже один выезд на зарубежный сбор.

– Если «Химки» выйдут в ФНЛ, Etihad будет серьезно вкладывать деньги в клуб?

– О потоке инвестиций в развитие клуба речи пока нет и не может быть. Сначала мы должны показать свою состоятельность, закрепив ее не на словах, а на деле. Должны быть конкурентоспособны среди остальных клубов ФНЛ, чтобы привлечь дополнительные финансовые средства от коммерческих партнеров. Если «Химки» будут в лидирующей группе ФНЛ, то будем обсуждать с Etihad Airways и другими нашими партнерами дополнительные финансовые возможности и их целевое назначение. Для начала надо занять первое место во втором дивизионе по итогам сезона. Пройдена только половина пути.

– Спонсор хочет построить большой клуб в России?

– Финансовые вложения необходимы в развитие не только футбола в России, но и других видов спорта. Мы хотим здоровую нацию. Когда видим массу примеров вывода денег или их неэффективного использования – начиная от строительства стадиона «Зенит-Арена» и заканчивая суммой отступных для Фабио Капелло, – то потенциальные инвесторы просто не верят в наши слова о созидании. И то, что мы заинтересовали иностранную компанию – это не от хорошей финансовой ситуации в стране.

– Что должно случиться, чтобы «Арену Химки» переименовали в «Etihad Арену»?

– Переименование «Арены Химки» возможно, но только в случае эффективного коммерческого предложения от Etihad Airways. Обсуждали данный вопрос с руководством компании и пришли к мнению, что вернемся к нему зимой 2017 года.

Фото: пресс-служба ФК «Химки»