22 мин.

2004. Игра третья

Раз на дворе декабрь - значит, пора играть. И, главное, выигрывать. Журналисты "СЭ" уступать не привыкли, и два подряд поражения от знатоков из элитарного клуба "Что? Где? Когда?", которые команда редакции потерпела в 2002-м и 2003-м (5:6 и 4:6), весь минувший не давали нам покоя. Даешь третий матч!

И грянул бой. На сей раз игра прошла не в редакции, как прежде, а в Нескучном саду, в знаменитом Охотничьем домике - то есть на поле знатоков. Тренерский штаб "СЭ", в свою очередь, тоже применил тактическую новинку: мы обратились за помощью к друзьям редакции, знаменитым спортсменам, - именно они придумывали вопросы. Правда, на саму игру из "легионеров" приехал только бронзовый призер Афин саблист Алексей Якименко - остальные отсутствовали по сугубо уважительным причинам: кто-то из звезд спорта уже отдыхал в теплых странах, кто-то находился за рубежом в расположении своих команд, кто-то лечился от травм, тогда как Егора Титова не отпустила на суперматч вечерняя тренировка, которую проводил главный тренер "Спартака".

Капитаном команды знатоков (кстати, уже в третий раз!) был Владимир Белкин - один из старейших игроков элитарного клуба. Кроме него на поле вышли обладатель двух Хрустальных сов Александр Рубин и Леонид Тимофеев (оба - ветераны матчей с "СЭ", причем Тимофеев в 2003-м был признан MVP встречи и получил в качестве приза годовую подписку на нашу газету). Плюс три дебютанта: игрок элитарного клуба с 1997 года Сергей Виватенко, обладатель Хрустальной совы в осенней серии игр 2004 года Илья Новиков и лучший игрок женской команды сезона-2004 Елена Орлова.

Ведущим по обоюдному согласию сторон был назначен корреспондент отдела футбола "СЭ", он же - игрок элитарного клуба Борис Левин. Чтобы никто не обвинил нас в предвзятости, вопросы на игровом столе в произвольном порядке расположила десятилетняя дочь фоторедактора "СЭ" Татьяны Дорогутиной - Даша (между прочим, страстная поклонница передачи "Что? Где? Когда?"). Наконец, зрителями стали многочисленные сотрудники газеты, которые приехали в Нескучный сад после окончания рабочего дня.

Но - хватит предисловий. К делу! Ведь уже звучит гонг.

Ведущий: - Попрошу Дашу запустить волчок. Так, смотрим. Против знатоков играет чемпионка мира и Европы по фехтованию на рапирах Екатерина Юшева.

Новиков: - Видимо, условия хранения чая и этих самых нори очень похожи.

Виватенко: - Или они в воде раскрывают свой вкус, как чай...

Тимофеев: - А если таким образом продавцы пытаются уйти от лишних налогов?

Белкин: - То есть?

Тимофеев: - Ну, за торговлю водорослями в Японии налог выше, а торговцы пускают их в оборот как сушеную траву типа чая.

Новиков: - А может быть, в Японии любой сушеный сыпучий товар продается по одной категории?

Виватенко: - Вообще-то в Японии очень мало земли и многие заведения строятся на воде. Может быть, чай продается именно в таких магазинчиках на воде, где и водоросли? То есть наоборот: чайные магазинчики - как приложение к морским?

Тимофеев: - Вряд ли. Давайте подумаем, чего такого особенного в чайных магазинчиках может быть?

Орлова: - А может, "чайный" - от слова China - то есть Китай, китайский?

Белкин: - О !

Виватенко: - Нет, China - это все-таки английское слово, а не японское.

Новиков: - Я тоже не думаю, что здесь нужно искать второй смысл слова "чайный".

Белкин: - Осталось десять секунд. Что решаем?

Новиков: - Наверное, все дело в условиях хранения...

Ведущий: - Время. Прекратили обсуждение - и я жду, Владимир, кто будет отвечать на вопрос. Согласитесь, очень многое зависит от того, кто возьмет на себя ответственность за первый ответ в игре.

Белкин: - Илья Новиков ответит.

Новиков: - Допустим... Давайте я изложу версию команды...

Белкин(тихо, но жестко): - Излагай свою...

Ведущий: - Не подсказывайте. Илья, так какую версию вы предпочтете?

Новиков: - Свою.

Ведущий: - Я делаю первое и последнее предупреждение команде знатоков. Во время ответа игрока остальные члены команды должны сидеть молча. Илья, я вас слушаю.

Новиков: - Поскольку условия хранения сушеных водорослей и чая примерно одинаковы (и то и другое - сушеная трава), то нори и чай хранятся на одних складах и в одних и тех же магазинах продаются.

Ведущий: - Но это же не версия команды! Почему вы, самый молодой игрок в команде, идете против мнения ветеранов - да еще в самом начале игры? Даю вам шанс исправиться и изменить ответ.

Общий смех за столом.

Новиков: - Капитан дал мне карт-бланш, и я сделал выбор в пользу своей версии.

Ведущий: - И что же будет, если вы использовали этот карт-бланш во вред команде?

Новиков: - (Улыбается.) Значит, будут бить меня впятером.

Ведущий: - Что ж, я принимаю вашу версию. А теперь внимание - правильный ответ от Екатерины Юшевой. Дело в том, что условия хранения сушеных водорослей и чая идентичны, потому-то они и продаются в одних и тех же магазинах. Как команда ни уводила Илью от верного ответа, он все-таки дал его!

Аплодисменты в зале.

Белкин: - Илюша, не обращай внимания на выпады ведущего. Если я даю отвечать тебе, значит, ты вправе выдвигать свою версию.

Ведущий: - Таким образом, знатоки отражают выпад Юшевой и открывают счет в игре - 1:0 в пользу элитарного клуба. Крутим волчок.

Ведущий: - И против вас, Владимир Белкин, выступает полузащитник лондонского "Челси" и капитан сборной России по футболу Алексей Смертин. Внимание, вопрос.

Рубин: - Не Стивенсон ли, ребята?

Тимофеев: - Капитан нынешней команды... Какой из двух - "Челси" или сборной России?

Орлова: - А как зовут капитана "Челси"? В сборной-то Смертин сам капитанит...

Тимофеев: - Терри... Джон Терри.

Виватенко: - Вспоминайте, какие книжки английских писателей были популярны в советское время? Причем герой должен быть положительный.

Новиков: - Почему это?

Виватенко: - А других не печатали... И главное, звать его должны Джон!

Новиков: - Главное в другом - герой должен быть общим для многих книжек этого писателя. Сериал какой-то.

Рубин: - Вальтер Скотт...

Орлова: - Ребята, было сказано, что Смертин зачитывался его книгами.

Рубин: - Да, а потом стал одноклубником. ..

Белкин: - Чьим? Героя или автора?

Виватенко: - Автора. Давайте думать, кто из английских писателей жил и творил в Портсмуте. Это ведь на юге Англии...

Новиков: - А в какое время жил этот автор?

Виватенко: - В XIX веке, наверное...

Новиков: - А кто у нас писал о скачках?

Белкин: - Дик Фрэнсис...

Ведущий: - Время вышло. Кто отвечает на этот вопрос?

Белкин: - Я попробую ответить, капитан Владимир Белкин. Итак, кого мне нужно назвать?

Ведущий: - Самого известного вратаря в истории клуба "Портсмут".

Белкин: - Зовут его, скорее всего, Джон... А фамилия у него... Пусть будет Стивенсон.

Ведущий: - Джон Стивенсон. Это кто такой? Писателя звали Роберт Льюис... Вы невнимательно слушали вопрос, господин Белкин. Джоном звали героя этого писателя-вратаря, бывшего одноклубника Алексея Смертина. Джон Уотсон - один из главных героев многих произведений Артура Конан Дойла. И правильный ответ - Артур Конан Дойл. Причем не просто вратарь, но и основатель клуба "Портсмут", в воротах которого он играл под фамилией Смит. Таким образом, полузащитник "Челси" сравнивает счет в нашей игре. 1:1.

Аплодисменты.

Ведущий: - Теперь я могу выдать небольшой секрет: перед началом игры этот вопрос бурно обсуждался в отделе футбола "СЭ", и мнения разделились: ровно половина считала, что знатоки ответят на него с ходу, тогда как вторая половина была уверена, что вы не "возьмете" его никогда. А у нас третий раунд!

Ведущий: - И в игру вступает чемпион мира по игре "Что? Где? Когда?" 2004 года, корреспондент отдела информации "СЭ" Ровшан Аскеров.

Белкин: - Их семеро. Чего у нас семь? Цветов радуги... Посмотрите, никак это нельзя применить здесь?

Рубин: - Нет.

Новиков: - Они все были сколько-то там кратными чемпионами мира или Олимпийских игр?

Виватенко: - Друзь был чемпионом мира, это я знаю точно.

Орлова: - Но может, это был какой-то итальянец, который обыграл Рагулина и не пустил его в какой-то Зал славы?

Белкин: - Итальянцы в хоккей наших не обыгрывают.

Виватенко: - А может, у Рагулина есть какие-то итальянские корни? Фамилия такая была - Рагуллини... А если по первым буквам имен или фамилий смотреть что получится: А - Александр, О - Ольга, М - Мика... Нет, глупость какая-то получается...

Белкин: - А они не по алфавиту идут?

Рубин: - Не по алфавиту. А может быть, каждый следующий в этом списке на один раз был больше чемпионом мира, чем предыдущий?

Виватенко: - Давайте посчитаем. Друзь однажды был... А Завьялова? Два? А Хаккинен...

Рубин: - А если это Шумахер, который семикратный чемпион мира, не пустил Рагулина...

Новиков: - Отпадает - Шумахер не итальянец. Или я не прав?

Белкин: - Значит, нам нужен итальянец, который выигрывал чемпионаты мира больше, чем Рагулин.

Виватенко: - Нет, мы просто утонем, перебирая фамилии. Таких людей может оказаться громадное количество - особенно в "мелких" видах спорта.

Белкин: - Тогда давайте считать количество титулов. Там есть двукратный, трехкратный, пятикратный...

Новиков: - А может, нужно назвать вовсе не спортсмена?

Тимофеев: - С чего ты взял?

Новиков: - Не знаю. От балды. Тут в вопросе цифр много - двукратный, трехкратный... Какого-нибудь Феллини нужно назвать, который снял "Восемь с половиной".

Белкин: - А что? Похоже...

Ведущий: - Время! Кто отвечает, Владимир?

Белкин: - Илья Новиков.

Новиков: - Никакого другого подходящего итальянца, кроме Федерико Феллини, мы не придумали.

Ведущий: - Но Илья, именно вы сказали, что все эти люди - многократные чемпионы мира. И предлагали искать ответ в этой плоскости. Что же ушли от этой идеи? Давайте порассуждаем: Александр Друзь сколько раз выигрывал титул чемпиона мира?

Новиков: - Однажды.

Ведущий: - Верно. А Ольга Завьялова?

Новиков: - Наверное, дважды...

Ведущий: - Нет, тоже однажды. А вот Мика Хаккинен - дважды - в 1998 и 1999 годах...

Новиков: - Тьфу ты черт! Фибоначчи!

Ведущий: - А вот это верный ответ. Продолжим ряд: трехкратный чемпион мира Пеле, пятикратная чемпионка мира Ольга Слюсарева, восьмикратный чемпион мира Василий Трофимов. Получается ряд 1-1-2-3-5-8... Как вы понимаете, 10 в этот ряд не входит. Это так называемый ряд Фибоначчи. Счет стал 2:1 в пользу "СЭ" и спортсменов России.

Аплодисменты в зале.

Ведущий: - Стрелка выбрала вам, господа знатоки, вопрос от бронзового призера Олимпийских игр саблиста Алексея Якименко. Внимание, портреты фехтовальщиков.

Тимофеев: - Вид оружия?

Рубин: - Так, что мы об их оружии знаем? Сабля рубит, а остальные - колют.

Белкин: - Цифры с титулами не совпадают?

Орлова: - Нет - тут есть ноль под одним портретом.

Рубин: - А если речь идет о гранях в клинках? Смотрите, под портретом Позднякова - ноль. Сабля - круглая в сечении...

Белкин: - Я понял, еще какие версии будут?

Новиков и Орлова: - А у шпаги всего две грани? Как такое может быть?

Орлова: - А может, в этих видах есть какие-то характерные приемы, которые напоминают цифры 0, 1 и 2?

Тимофеев: - А может, связано с зонами поражения?

Рубин: - В шпаге можно колоть по всему телу, в рапире только в туловище, а в сабле - выше пояса.

Ведущий: - Время отвечать. Чуть подскажу вам: вы верно определили виды оружия, а также опознали, кто из них кто. Кто же из вас, господа знатоки, объяснит нам значение цифр под портретами?

Белкин: - Отвечает Александр Рубин.

Рубин: - (После длительного молчания.) Цифры означают количество зон поражения, допустимых в этих видах оружия.

Ведущий: - Но под портретом Позднякова стоит 0. Что же, по-вашему, саблисты вообще не поражают соперников в бою? Как же они тогда выигрывают?

Рубин: - Саблисты рубят, а шпажисты и рапиристы - колют. Поэтому у саблистов число зон, куда можно именно колоть, - 0. А вот у шпажистов на одну зону укола больше.

Ведущий: - Итак, ваш ответ: ноль зон уколов, одна зона и две зоны. А теперь внимание, ответ дает сам автор вопроса, присутствующий в зале. Пожалуйста, Алексей Якименко!

Якименко: - Недавно фехтование было, если можно так выразиться, электрифицировано, и теперь каждый удар или укол фиксирует лампочка. Чтобы лампы эти загорались, в клинках проходят специальные шнуры, которые при уколе замыкают, когда кончик рапиры или шпаги коснется зоны поражения соперника. В сабле таких шнуров нет, поскольку в этом виде удар наносится любой частью клинка, а не только его концом. Вы верно поняли, что ответ стоит искать в числе зон поражения, но правильный ответ - количество шнуров в оружии. Поскольку в рапире колоть можно только в колет, то шнур один, а в шпаге зона поражения - все тело соперника, и шнуров - два.

Ведущий: - Своим рубящим ударом Алексей Якименко довел счет в матче до 3:1 в пользу "СЭ". Отрыв становится угрожающим. А мы начинаем пятый раунд.

Ведущий: - Волчок указал на вопрос баскетболиста команды НБА "Юта Джаз" Андрея Кириленко. Внимание!

Рубин: - Ограничил зарплату новичкам?

Виватенко: - А может, наоборот, увеличил?

Белкин: - А сколько всего команд в лиге?

Тимофеев: - Или Стерн сделал то, что в НХЛ сейчас хотят сделать, - ввел ограничение зарплат?

Белкин: - Или систему драфта ввел. Сказали же нам, что он и конкурентоспособность повысил.

Тимофеев: - А расовый вопрос тут ни при чем? Может, он уравнял в правах черных и белых игроков. Потому и конкурентоспособность повысилась.

Орлова: - То есть и зарплату стал им платить вне зависимости от цвета кожи?

Тимофеев: - Типа того...

Белкин: - А еще в 1984 году в Лос-Анджелесе проходила Олимпиада.

Рубин: - Это не имеет значения. Профи тогда на Играх не играли.

Белкин: - Технические детали опускаем, это все могло повысить зрелищность, а нас спрашивают про финансовое состояние и конкуренцию...

Новиков: - Все-таки давайте подумаем, почему лига могла развалиться?

Белкин: - Что он мог придумать? Ввел четыре периода? Не подходит...

Виватенко: - Я думаю, все-таки Стерн что-то с зарплатами начудил.

Новиков: - А если увеличил время рекламы в трансляциях и количество щитов на площадках?

Белкин: - Вряд ли. Реклама и до Стерна не была в НБА на последних ролях.

Ведущий: - Время! Кто отвечает?

Белкин: - Попробую озвучить свою версию.

Ведущий: - Если вы не против, Владимир, давайте сперва побеседуем. Итак, я вам сказал, что НБА была на грани банкротства, спортивная конкуренция тоже упала. И вот новый комиссар призван спасти гибнущее дело. И денег сэкономить, и конкуренцию среди команд повысить. Каким одним шагом этого можно добиться?

Белкин: - Видимо, Стерна не устраивало, что соперничество в НБА сводилось к выяснению отношений между двумя-тремя командами, собравшими всех суперзвезд. Ему хотелось, чтобы звезды были равномерно распределены по клубам. Поэтому Стерн в 1984 году ввел систему драфта... Это позволило бы выравнять общий уровень лиги...

Ведущий: - Вы опять мыслите в верном направлении. Но система драфта существовала вне зависимости от Стерна.

Белкин: - Ну-у, может быть, комиссар НБА в принудительном порядке сам распределял звезд по клубам в зависимости от их силы...

Виватенко пытается что-то подсказать Белкину.

Ведущий: - Все в команде, кроме Владимира, молчат! Я и так позволил себе максимальный либерализм в этом раунде. Итак, Владимир, каким одним шагом можно и финансовые дела НБА поправить, и способствовать тому, чтобы один клуб не собирал под своими знаменами всех самых-самых?

Белкин: - Видимо, в каждом клубе есть фонд зарплаты, а Стерн ввел ограничение на этот фонд и установил эдакий максимум, потолок заработной платы. И ряду суперклубов пришлось расстаться с дорогостоящими игроками.

Ведущий: - Наконец-то! Жесточайшими пытками я все-таки вырвал у Владимира Белкина верный ответ на этот вопрос. Стерн действительно начал свою деятельность на посту комиссара НБА с того, что ввел так называемый потолок зарплат, то есть то, чего пока безуспешно добивается глава НХЛ Гэри Бэттмен. И я обращаюсь вновь к Алексею Якименко, который в нашем зале представляет интересы спортсменов. Алексей, вы согласны принять ответ Владимира Белкина и засчитать в этом раунде победу знатокам?

Якименко: - Несомненно.

Ведущий: - Значит, счет становится 3:2 в пользу спортсменов и редакции "СЭ". И для того, чтобы игроки и зрители отдохнули и пришли в себя после столь нервного раунда, я объявляю музыкальную паузу. Главный меломан нашей редакции, первый заместитель главного редактора Владимир Титоренко предлагает всем перевести дух под новую песню Адриано Челентано.

(Интересно, что статистика игр "СЭ" против знатоков свидетельствует: после паузы знатоки играют гораздо сильнее. Так, в 2002 году тайм-аут был взят при счете 3:0 в пользу журналистов, а в 2003-м при ничьей 3:3. В обоих случаях перерыв пошел на пользу элитарному клубу.)

Ведущий: - Музыкальная пауза закончена. Начинаем шестой раунд.

Ведущий: - И против вас играет футболист - торпедовец Игорь Семшов.

Белкин: - Досрочный ответ. Отвечает Сергей Виватенко.

Виватенко: - АЕК - это аббревиатура, которая означает что-то вроде Ассоциация эллинов Константинополя. А ПАОК - это тоже аббревиатура. Что она означает, я точно не знаю, но буква К в названиях обоих клубов расшифровывается как Константинополь. То есть основатели команд были родом из Константинополя.

Ведущий: - Ну что ж, вы выиграли этот раунд. Действительно, К - это Константинополь, родина создателей ПАОК и АЕК. Современный Стамбул. Счет становится 3:3 - и у знатоков в запасе дополнительная минута. Седьмой раунд.

Ведущий: - Прихотливый волчок выбрал для вас блиц - три вопроса по 20 секунд на размышление от сборной России по спортивной гимнастике. Очко будет засчитано знатокам, только если они ответят на все три вопроса. Внимание! Сборная гимнастов и гимнасток рискнула посостязаться со знатоками в знании русской литературы.

Белкин: - Нет у Пушкина рифмы к Онегину. Там он ни разу не стоит в конце строфы.

Новиков: - Точно. Я не могу вспомнить ни одной. Как там: "Деревня, где скучал Онегин...", нет, "где скучал Евгений". Да, Онегина он не срифмовал...

Ведущий: - Время!

Белкин: - Наш ответ: фамилия Онегин у Александра Сергеевича в романе нигде не стоит в конце строфы.

Ведущий: - Я не спрашивал вас, где он стоит и где не стоит. Я просил назвать самую распространенную рифму к этой фамилии у автора романа.

Белкин: - Отвечаем: нет такой рифмы.

Ведущий: - Верно. Пушкин ни разу не зарифмовал своего героя.

Белкин: - Никак не звали. Ответ такой же - никак.

Виватенко: - Да, он ведь революционер, особенный человек, и все личное, вроде имени, для него не имело значения.

Орлова: - Он везде в романе проходит как Рахметов "особенный человек".

Ведущий: - Время!

Белкин: - У Чернышевского он назван только по фамилии - Рахметов. Имени у него нет.

Ведущий: - Что я могу сказать? У Чернышевского он назван просто Рахметов, вы правы. А теперь вопрос номер три.

Тимофеев: - Двенадцать?

Белкин: - А по-моему, никто не пришел.

Тимофеев: - А поэма-то у него называется "Двенадцать". Вот эти 12 человек и пришли.

Виватенко: - Да никому Блок не был нужен после революции. Я тоже думаю, что никто не пришел на эту лекцию.

Новиков: - Двенадцать - это разумное количество для чтения лекции, а вопрос-то с подвохом. Я думаю, что пришел всего один человек. Ну не читал бы он перед пустым залом лекцию.

Орлова: - Действительно, один человек - это очень хороший ответ. И в логику блица вполне ложится... Ну не может три раза быть ответ "ничего". Не верю я в это.

Ведущий: - Время!

Белкин: - Отвечает Сергей Виватенко.

Ведущий: - Итак, Сергей, скажите нам, сколько было слушателей на этой блестящей лекции Блока?

Виватенко: - Блок пришел, но никто не пришел его слушать.

Ведущий: - То есть, по-вашему, Блок читал лекцию в пустом зале?

Виватенко: - Не нужен был Блок никому в это время. Не о литературе народ думал.

Ведущий: - И все-таки, согласитесь, довольно странно выглядело бы чтение лекции в пустом холодном зале. То есть, по вашей логике, общая идея блица такова: не было рифмы, не было имени, не было слушателей...

Виватенко:(Нервно.) - Ничего не было!

Нервный смех в команде и в зале.

Ведущий: - Нет, все-таки один слушатель, и здесь Илья Новиков и Елена Орлова правы, у Блока в тот день был. И вот для него - единственного - Блок и прочел свою блестящую лекцию. Ну не сумасшедший же Блок читать лекции для пустых лавок, шкафа или трибуны. Вы проигрываете блиц, и счет становится 3:4. Спортсмены опять выводят команду "СЭ" вперед. Восьмой раунд.

Ведущий: - Против вас играет обладатель Кубка Стэнли хоккеист Валерий Каменский. Внимание, черный ящик!

Виватенко: - Старшинов - спартаковец, Харламов - ЦСКА...

Белкин: - Один центрфорвард, другой - левый крайний. Дальше что имеем?..

Новиков: - Информацию содержит...

Тимофеев: - Амплуа игроков что-то нам вообще могут дать?

Виватенко: - Давайте анализировать: что может нести информацию, что может внушать уверенность, а что дарить удовольствие?

Рубин: - Информацию книги содержат. Может, там энциклопедия хоккея, куда занесены имена Старшинова и Харламова?

Белкин: - История хоккея... Настоящее, прошлое, будущее...

Тимофеев: - Может, призы какие-то хоккейные, которые каждый из них получал... Ну, там приз "Известий", например... Так "Известия" - это газета...

Виватенко: - Отлично, Ленька! Точно, газета же содержит информацию!

Тимофеев: - Удовольствие - это пиво. Кубок "Балтики".

Виватенко: - А уверенность внушает РОСНО. Страховая компания!

Тимофеев: - Тогда в черном ящике - газета, пиво и страховой полис.

Ведущий: - Что ж, откроем черный ящик и посмотрим, что там лежит. А там у нас - газета "Известия", бутылка пива "Балтика" и страховой полис РОСНО. Каждый из перечисленных нами в вопросе персонажей выигрывал в свое время традиционный декабрьский хоккейный турнир, который с 1967 по 1996 год носил название - "Приз "Известий", с 1997 по 2003-й - Кубок "Балтики", а с этого года - Кубок РОСНО.

Браво, господин Тимофеев! Вы в блестящем стиле сравниваете счет. 4:4 - и вся борьба только начинается.

Ведущий: - И теперь вам противостоит игрок "Спартака" Егор Титов, который мечтал сойтись с вами лицом к лицу, но главный тренер клуба не отпустил его с тренировки. Скажите, госпожа Орлова, вы любите черную икру?

Орлова:(Улыбается.) - Можно. А вы угощаете?

Ведущий: - Пока нет. А вы, господин Новиков, как относитесь к партянкам?

Новиков: - Отрицательно.

Ведущий: - А кто-нибудь из вас видел черную икру в партянках? Нет? Вы в этом уверены?

Орлова: - Что такое портянка вообще в данном контексте?

Новиков: - Если мы это видели, значит, это что-то очень обыденное.

Орлова: - И почему в портянках икра?

Тимофеев: - Почему он ожидал в портянке хлеб-соль увидеть?

Белкин: - А что напоминает икра зернистая?

Виватенко: - Может, действительно какой-то образ, а не реальная икра?

Белкин: - А если перевод поискать? Caviar по-английски - икра... Никаких ассоциаций не возникает?

Новиков: - Дело было в студии звукозаписи. Может, здесь покопать?

Белкин: - А чего он испугался?

Новиков: - Так он ждал, что ему преподнесут хлеб-соль. А дали черную икру.

Орлова: - Причем почему-то в портянке.

Виватенко: - Так, может, портянка это сленг какой-то?

Орлова: - Да, причем, видимо, музыкальный. Да и икра - вещь дорогая. Вряд ли кто-то стал бы Маршала кормить икрой в Америке. Здесь есть какой-то образ, который мы не можем нащупать.

Ведущий: - Время отвечать.

Белкин: - Мы берем вторую минуту. Повторите, пожалуйста, вопрос.

Ведущий: - Запросто.

Белкин: - Ага, значит, он ждал, что в портянке будет хлеб-соль...

Виватенко: - А может, портянка и икра - это клички?

Орлова: - Чьи?

Виватенко: - Музыкантов.

Новиков: - Может, Маршал боялся, что икрой испортит себе голос?

Орлова: - А хлебом с солью не испортит?

Новиков: - Может, хлеб-соль - нейтральные продукты...

Тимофеев: - Да нет, тут точно все на сленге. А вдруг портянка - это какой-нибудь список?

Орлова: - А икра на что похожа?

Виватенко: - Вот длинные списки называют портянками.

Ведущий: - Время. И вторая минута завершилась. Отвечайте, господа знатоки.

Белкин: - Отвечает Илья Новиков.

Ведущий: - Перед тем как вы начнете отвечать, я хочу сказать несколько слов. Вы подумайте, неужели музыкант Александр Маршал пришел в студию звукозаписи, чтобы поесть икры или хлеба с солью? Он в партянке ждал хлеба с солью, а ему подали черную икру.

Новиков: - Возможно, он пришел туда записывать музыку или даже петь...

Ведущий: - Может быть...

Новиков: - И хлеб-соль ему, судя по всему, не помешали бы, а насчет икры он опасался, что, поглощая ее без закуски, может посадить себе голос.

Ведущий: - То есть взяли натуральную портянку, положили туда икры...

Новиков: - Ну, портянкой, видимо, назвали какое-то полотенце.

Ведущий: - Сразу видно, что вы, господин Новиков, отрицательно относитесь к портянкам. А вот Лена Орлова, которая хорошо относится к черной икре, никогда не позволила бы положить ее на портянку. Вы пытались понять, что музыканты могли назвать портянкой, вернее партянкой. Так вот, партянкой музыканты называют партитуру.

Все дело в том, что Маршалу принесли партитуру, в которой не было ни одной целой или половинчатой ноты - то есть белых, которых и музыканты называют хлебом-солью, зато были сплошные четвертушки, восьмушки и шестнадцатые - мелкие черные кругляши, как зерна черной икры, играть которые сложнее. Вот Маршал и удивился. Егор Титов побеждает в этом раунде и доводит счет до 5:4. Теперь каждый вопрос может стать последним. Следующий раунд.

Ведущий: - Играть будет двукратный олимпийский чемпион велогонщик Вячеслав Екимов. Внимание, вопрос.

Белкин: - Какие мы знаем известные польские фильмы и режиссеров? "Ва-банк"...

Тимофеев: - "Похитители велосипедов" - это польский фильм?

Рубин: - Нет, итальянский.

Тимофеев: - Ответ, по-моему, все же должен быть как-то связан с велосипедами.

Новиков: - А были спортсмены, выигравшие титул посмертно?

Виватенко: - Вводные какие-то странные: спортсмен-победитель, какой-то клуб в Лондоне и американский писатель...

Орлова: - А режиссеров польских каких знаем?

Виватенко: - Анджей Вайда.

Рубин: - Кшиштоф Кесьлевский.

Белкин: - И есть еще какой-то американский писатель...

Новиков: - О, у Кесьлевского есть фильм-трилогия "Три цвета времени". А нет ли американского писателя тоже потомка трех рас - негров, индейцев и белых? Какой-нибудь Эдгар По. У него же фамилия приемного отца, кажется...

Белкин: - А при чем тут лондонский клуб джентльменов?

Орлова: - Уникальный член клуба...

Виватенко: - Нет, потомок трех рас отпадает. При чем тут тогда какие-то соревнования?

Ведущий: - Время! Ответ знатоков. Итак, Владимир, есть бельгийский спортсмен, который за победу получил титул, ставящий его в один ряд и с героем польского режиссера, и с уникальным - повторяю, уникальным - членом лондонского клуба джентльменов... И есть американский писатель, которого с рождения называют так же, как этого бельгийца. Только ван Лиерде выиграл титул, а американец при рождении получил это прозвание. Назовите этого писателя.

Белкин: - Илья Новиков.

Ведущий: - Ну, давайте, Илья, порассуждаем вместе. Итак, что же это за соревнования?

Новиков: - Мы так решили, что это какие-то велосипедные соревнования, раз вопрос задает велогонщик.

Ведущий: - Ну, велосипед тоже нельзя исключать. Но есть виды спорта, которые живы не велосипедом единым. Продолжайте.

Новиков: - Да, например, триатлон.

Ведущий: - И что? Ведь вам нужно назвать американского писателя.

Орлова хлопает в ладоши и пишет на бумажке "Железный человек", пытаясь показать эту бумажку Новикову.

Ведущий: - Прекратить подсказки! Итак, Илья, называйте писателя!

Новиков: - Фенимор Купер.

Ведущий: - На самом деле Люк ван Лиерде действительно стал чемпионом в триатлоне - и получил титул "Железный человек". Уникальным членом клуба джентльменов "Карлтон" стала Маргарет Тэтчер - "железная леди". Фильм поляка Анджея Вайды так и называется "Человек из железа", а американский писатель, который при рождении от родителей получил железную фамилию, - Роджер Желязны. Счет становится 6:4 в пользу "СЭ" и спортсменов России. Сборная спортсменов и журналистов впервые обыгрывает знатоков элитарного клуба! Фактор "своего" поля не сработал!

После матча жюри в составе Владимира Титоренко и обозревателя "СЭ", олимпийской чемпионки Елены Вайцеховской определило лучшего игрока команды знатоков. Им стал Сергей Виватенко: его знания в области истории греческого футбола позволили команде сравнять счет и почувствовать уверенность после провального старта. Виватенко была торжественно вручена подписка на "СЭ" на 2005 год, в конце которого команды знатоков и спортивных журналистов, объединивших усилия со спортсменами, вновь сойдутся за игровым столом.

Это ведь уже традиция. А хорошие традиции надо беречь!

Продолжение следует.

http://www.sport-express.ru/newspaper/2004-12-30/6_1/?view=page