4 мин.

Отфутболить спонсора. Где искать деньги большинству российских клубов?

Сезон окончен. Ищем спонсора на следующий.

Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что по такой схеме сегодня выживает абсолютное большинство отечественных клубов. Существует, конечно, вариация «Сезон окончен. Договариваемся со спонсором о размере бюджета на следующий». В этом случае даже можно сказать, что клубы живут. Но существует риск и весьма не малый, что рано или поздно нового спонсора все-таки придется искать.

Требуются спонсроры

Бесплодные поиски.

Экскурсия по официальным сайтам наших футбольных клубов наталкивает на мысль, что в предыдущем абзаце я все-таки ошибся. Ибо складывается полное ощущение, что абсолютному большинству клубов дополнительные деньги не нужны. Информации для потенциальных партнеров либо нет совсем, либо ограничивается словами «мы открыты для сотрудничества, звоните нашему менеджеру». Наверное, в офисах этих клубов телефоны не смолкают.

Звонок менеджеру

- Алло, здравствуйте! Я хочу дать денег вашему клубу! 

Да щас. Есть, конечно, и исключения из правил. Это, естественно, наши топ-клубы, которые уже успели приобрести философию и миссию, а на сайтах имеют презентации для потенциальных партнеров (но не спонсоров!). У этих с деньгами точно все ок. Но мы, по традиции, говорим о более скромных клубах. У них тоже есть попытки привлечь деньги.

«Факел» публикует весьма объемное письмо к Уважаемым бизнесменам. «Балтика» весьма подробно перечисляет, где может разместить рекламу. «Томь», видимо сделала вывод после финансового кризиса и предлагает потенциальным партнерам даже изучить целевую аудиторию. Вот только фраза «Единственная команда премьер-лиги за Уралом»… Либо давно не обновляли раздел, либо нужно бежать ставить на томичей во втором «стыке».

Понравилось в этом плане «Тосно» с предложением «Написать спортивную историю Ленинградской области вместе». Вот только я сходу не смог вспомнить,  в каком городе нынче «Тосно» пишет историю области? Ну, да ладно.

Мы прожрем ваши деньги!

Самое грустное, что именно так сегодня можно кратко сформулировать предложение клуба потенциальному спонсору. Какую бы рекламу не обещали взамен, сколько бы совместных акций не провели, суть финансовых вливаний будет именно такой.

прожираем деньги

Добавьте сюда несмолкающие разговоры про заоблачные контракты спортсменов-игровиков и, по моему скромному мнению, мы получим причину нежелания частных компаний помогать клубам.  Какой смысл выделять условные тридцать миллионов (рублей, рублей), если за год их натурально проест два с половиной десятка спортсменов, столько же административных работников, а потом – ни денег, ни славы. Сезон окончен, ищем спонсора на следующий.

Разрыв порочного круга

Можно, конечно, заменить слово «спонсор» на «партнер» или «рекламодатель», но мне кажется смысл от этого изменится не особо.

А как насчет инвестора?

Как насчет инвестора?

Да-да, не спонсора, не партнера, а именно инвестора? Компанию, которая вложит деньги в клуб, ради материальной выгоды. Невозможно? Мы не Европа? Но… может просто не пробовал никто? Презентовать клуб, как инвестпроект? Давайте прикинем, что можно предложить.

1. Инвестиции в стадион

Это самый сложный пункт. Во-первых, потому что строить новый дорого. Во-вторых, потому что, откровенно говоря, мы еще не научились толком зарабатывать на эксплуатации стадионов. Но, ведь когда-нибудь научимся?

2. Инвестиции в тренировочную базу

Не так затратно, как стадион. А в отсутствие команды базу можно превратить в туристический объект. Со всеми вытекающими.

3. Инвестиции в академию

Кстати, мне на глаза попадался весьма подробный бизнес-план футбольного интерната. Здесь, конечно, с инвестором нужно будет делиться частью выручки с продажи футболистов.

4. Инвестиции в медицинский центр

Прямо здесь мне попадалась заметка о том, что в России не хватает центров реабилитации после травм. Так что, если у вашего клуба таковой появится, то скорее всего, помимо футболистов там будут восстанавливаться и совершенно посторонние люди за совершенно определенные деньги.

Ну, и бонус-трек. Инвестиции в состав. Этакая футбольная биржа. Инвестор покупает клубу футболиста, а через пару сезонов забирает себе деньги от трансфера.

Вместо заключения

Инвестиционный подход даст клубу:

а) улучшение инфраструктуры (которая у нас хромает на обе ноги)

б) возможность самостоятельно зарабатывать за счет эксплуатации «инвестиционных» объектов

в) возможность экономить на наличии собственной инфраструктуры

Да, найти инвесторов так же нелегко. Да, найти инвесторов, которые располагают достаточными финансами – тем более. Но, если найти того, кто готов вложить хотя бы десятую часть суммы, можно уже смело стучаться в кабинеты власти и называть пароль: «Софинансирование». А уж там-то…

Продолжение следует…