18 мин.

Сожжено и заброшено: один из самых странных этапов в истории Джиро

Первая неделя Джиро д’Италия подошла к концу, подтвердив очевидный факт – Тадей Погачар крушит всех в погоне за розовой мечтой, имея на своем счету уже три победы на этапах. Словенец откровенно устал отвечать на вопросы журналистов о своей ненасытности, отшучиваясь тем, что, вероятно, рано закончит карьеру, чтобы от него не успели сильно устать.

Куда интереснее выглядит ситуация в борьбе за белую майку лучшего молодого, которую, наконец, Погачар в силу возраста выиграть не может. Здесь сразу три главных претендента в лице местного фаворита Антонио Тибери, уже заработавшего себе имя бельгийца Эйтдебрукса и попавшего в скандальную ситуацию на старте гонки голландца Аренсмана.

«Все в команде продолжали в меня верить, и я вернулся! Просто были два плохих дня в начале. На горном этапе до Прати-ди-Тиво мы хотели иметь двух человек в отрыве, и я хотел быть одним из них. Но как только я приподнимался из седла для ускорения, полпелотона уже кричало мое имя, сообщая о том, что я пытаюсь уехать. Что ж, пожалуй, это стоит рассматривать как комплимент. В итоге, я доехал с лидерами, и с каждым днем чувствую себя лучше. И хотя мы пока идем на подиум с Герайнтом, что хорошо, не забываем и о первоначальной задаче победить на Джиро. И я с удовольствием пожертвую своими шансами ради успеха Томаса», – прокомментировал итоги недели Таймен Аренсман.

В целом, словам голландца можно верить, за одним небольшим исключением. По риторике первых дней очевидно, что он не готов окончательно расставаться со своими амбициями и работать исключительно на британского капитана. В целом, также себя в подобных ситуациях ранее проявляли и Тибери с Эйтдебруксом – они готовы помогать, но все же не забывают и о личных интересах. Юношеский максимализм и амбиции трудно замаскировать и оставить в стороне.

Но если итальянец с бельгийцем на этом Джиро безоговорочные лидеры своих команд, то Аренсман из-за временных потерь в начале гонки – только второй номер в INEOS. Придется ли ему идти на жертвы ради Томаса? И справятся ли со своими капитанскими полномочиями его соперники? Ответы начнем получать уже на ближайших этапах, профили которых рассмотрим ниже. Но прежде вспомним положение в ключевых классификациях Джиро д’Италия по итогам первой недели.

Генеральная классификация (Maglia Rosa): 1. Тадей Погачар (Словения), 2. Даниэль Мартинес (Колумбия) +2:40, 3. Герайнт Томас (Великобритания) +2:58, 4. Бен О’Коннор (Австралия) +3:39, 5. Киан Эйтдебрукс (Бельгия) +4:02, 6. Антонио Тибери (Италия) +4:23

Очковая классификация (Maglia Ciclamino): 1. Джонатан Милан (Италия) – 174 балла, 2. Кэйден Гроувз (Австралия) – 116, 3. Олав Коой (Нидерланды) – 115

Горная классификация (Maglia Azzurra): 1. Тадей Погачар (Словения) – 104 балла, 2. Даниэль Мартинес (Колумбия) – 52, 3. Симон Гешке (Германия) – 36

Молодежная классификация (Maglia Bianca): 1. Киан Эйтдебрукс (Бельгия), 2. Антонио Тибери (Италия) +0:21, 3. Таймен Аренсман (Нидерланды) + 1:28

Киан Эйтдебрукс попробует отстоять белую майку

14 мая (вторник). Помпеи – Кузано-Мутри, 142 км (горный этап, сложность 3*). Трансляция: 13:45-18:45 мск

Если недалеко от так называемого «подводного города Помпеи» не территории частично затопленного Байи состоялся финал этапа в воскресенье, то во вторник пелотон Джиро стартует уже из самого настоящего города Помпеи. И это будет один из самых странных дней в истории «Корса Роза».

Несмотря на то, что судьба города трагична, ученые утверждают, что большинству его населения все же удалось спастись. По их прикидкам в Помпеи жило от 10 до 20 тысяч человек, но в ходе раскопок нашли лишь около 2 тысяч человеческих останков. Дело в том, что извержение Везувия проходило в два этапа, и во время первого он извергал лишь горячий газ и пепел, ложившийся на городские крыши. По сути, это было последнее предостережение местным жителям, и многие поспешили уйти. Здесь в основном оставались старики, калеки, рабы и матери с детьми, которые попросту не могли быстро покинуть гибнувшие Помпеи.

Надеемся, что гонщики во вторник смогут беспрепятственно покинуть город и отправиться на маршрут горного этапа по региону Кампания до Кузано-Мутри, по крайней мере так официально заявляют на официальном сайте Джиро, но фактически финиш будет на заброшенном горнолыжном курорте наверху. Этап получил всего 3 звезды сложности от организаторов, хотя является коротким по протяженности с двумя приличными горами в конце. Как правило, такие дни предполагают острую борьбу и неожиданные развязки. Но в его профиле есть неожиданные нюансы, о которых мы скажем позже.

Начало этапа гладкое как стол, почти ни одной неровности на первой трети маршрута. Только за 90 километров до финиша дорога начинает постепенно идти вверх, а первая категорийная гора встречается гонщикам и вовсе в пределах последних 70 километров. Подъем получил название Кампосауро (6,1 километра со средним градиентом 7,8%), и он впервые проходится в рамках Джиро, притом не полностью.

На самом деле, убежище Кампосауро находится значительно выше. Оно было перестроено из бывшей лесной казармы, и теперь принимает гостей, предлагая им в ресторане изящные блюда: треска с гороховым кремом и чипсами, козий сыр с ломтиками трюфеля, котлеты из оленины с майонезом из фундука, и ко всему этому всегда готовы предложить вино из их богатой коллекции, находящейся в погребе. Поначалу шале работало только в летний период, но теперь, вроде как, оно круглогодично.

Подъем к убежищу Кампосауро около 11 километров

Подберем слюни с пола и вернемся к гонке. Высшей точкой является даже не само убежище, а находящаяся рядом часовня Санта-Барбары. Это совсем скромное место с деревянным алтарем и небольшим колоколом, который был благословлен архиепископом из соседнего Беневенто. И если бы ехали до самой макушки, то весь подъем составил бы 11 километров со средним уклоном в 8%. То есть, на Джиро отрезали фактически половину горы, включая самый сложный участок с постоянными двузначными градиентами.

Так или иначе, после половинчатого подъема Кампосауро последует длинный спуск, затем некатегорийное восхождение к городку Гуардия-Санфрамонди со «Спринтом Интерджиро» и подъезд к тому самому Кузано-Мутри, где разыграют бонусные секунды. В общей сложности это все займет около 40 километров пути и приведет к подножию финальной горы дня.

Скажем откровенно, выбор ее довольно неожиданный. Победа на этапе будет разыгрываться на подъеме Бокка-делла-Сельва (17,9 километра со средним градиентом 5,6%), который в последние годы уже несколько раз задействовался на Джиро, но каждый раз был промежуточной горой на маршруте, и имена ее покорителей (итальянец Бисолти и бельгиец Госсенс) вам не так много скажут.

Откровенно говоря, если бы поехали в обратном направлении – то есть сначала Бокка-делла-Сельва, а затем подъем на макушку Кампосауро, то это выглядело бы куда логичнее. Длинный относительно пологий, но выматывающий подъем, за которым следует более короткий и крутой – это классика Гранд-Туров. Но организаторы Джиро решили отличиться и сделать все наоборот. Посмотрим, что из этой задумки выйдет на деле, но на бумаге этап подходит либо отрыву, либо лучшему горному спринтеру из солидной группы. Либо Погачару, который может уехать везде.

Сам по себе, Бокка-делла-Сельва – это бывший скромный горнолыжный курорт для начинающих всего с двумя простенькими трассами, общая протяженность которых составляла около 3 километров. Чуть более десяти лет назад все было заброшено, поскольку, по слухам, власти двух провинций, на границе которых склоны расположены, не договорились друг с другом. И сейчас здесь просто детишки катаются на санках и учатся ходить на снегоступах в короткий зимний период, а летом занимаются треккингом.

Профиль 10 этапа Джиро

Достопримечательность этапа: Гуардия-Санфрамонди, где будет разыгран «Спринт Интерджиро» – это по своей сути средневековая деревня с замком, стоящая на возвышении над долиной. В ней в последние годы уже обустраивались финиши и женской и мужской версии «Корса Роза», а в этом году ее сделали промежуточной точкой на маршруте.

Городок знаменит своим винным фестивалем Vinalia, который проводится здесь уже на протяжении 30 лет в середине августа. Разумеется, программа этого праздника довольно обширна и не ограничивается исключительно дегустацией всевозможных винных напитков. Это еще и фестиваль вкусной еды от известных шеф-поваров, различные культурно-развлекательные мероприятия и детские познавательные программы.

Впрочем, сразу за винным фестивалем, раз в семь лет проходит еще и большой христианский покаянный обряд, посвященный обнаружению статуи Мадонны с Младенцем в чистом поле, длящийся целую неделю. В различных кварталах города с участием добровольцев проводятся мистерии, то есть театрализованные религиозные сцены, которые в воскресенье объединяются в единую грандиозную процессию и даже соревнуются друг с другом. Помимо этого, каждый квартал формирует свой хор.

Затем к ним всем присоединяются бьющие себя по спине флагелланты и другие представители «бичующихся», в основной массе остающиеся анонимными, поскольку они носят белые капюшоны. Если среди них есть дети, то они носят черные мантии и шапки. Весь обряд заканчивается шествием статуи Мадонны с Младенцем по городу. Когда ее забирают из церкви, звучит выстрел пушки, и все встают на колени, затем идет само шествие, и в конце статую возвращают на место в церковь.

Мероприятие, конечно, очень своеобразное, и поначалу о нем знали только жители города. Но постепенно молва о нем разнеслась по всей Италии, и теперь эти торжества входят в число крупнейших событий региона Кампания. К слову, последний обряд состоялся с 21 по 27 августа 2017 года, поэтому заинтересовавшимся стоит поспешить на мероприятия 2024 года.

Даже как-то неудивительно, что рассказ об этом странном по своей организации этапе заканчивается описанием подобных слегка диковатых традиций. Из уничтоженного города Помпеи через причудливую средневековую по архитектуре и своим обычаям Гуардия-Санфрамонди к заброшенному курорту… Нет слов.

Обряд в Гуардия-Санфрамонди

15 мая (среда). Фояно-ди-Валь-Форторе – Франкавилла-аль-Маре, 207 км (равнинный этап, сложность 2*). Трансляция: 12:45-18:45

Если называть вещи своими именами, то в среду нас ждет длинный транзитный этап, который должен закончиться ничем иным как спринтом. А главным его достоянием является то, что половина его будет проходить вдоль берега Адриатического моря, и если погода смилостивится, то мы насладимся прекрасными видами курортной Италии.

Единственный подъем дня начнется на сороковом километре пути – это будет восхождение к городку Пьетракателла (8,4 километра со средним градиентом 5,4%). Считается, что когда-то это были две деревни Петра и Кателла, который впоследствии срослись и образовали единую муниципальную территорию. Над долиной также возвышался замок, но теперь можно найти лишь его остатки. По факту, жизнь здесь замерла – как и много лет назад, на скале стоят каменные дома, тесно прислоненные друг к другу и пересекаемые узкими мощеными улочками. Кто-то находит это романтичным и красивым, но, в целом, нечто подобное можно найти почти в любом уголке Италии.

После преодоления Пьетракателлы дорога постепенно будет идти вниз, и по графику часа через полтора должна будет вывести гонщиков на берег Адриатики в районе Термоли – единственного морского порта в регионе Молизе. Непосредственно в районе мыса стоит Старый город со швабским замком, а более современные постройки находятся либо севернее, либо на небольшом удалении от моря. Также неподалеку можно встретить множество тех самых «трабокки», деревянных помостов для рыбалки, о который мы подробно писали в прошлом году, представляя стартовые локации Джиро-2023. Также Термоли с его пляжами можно считать морским курортом, но скорее локального значения – здесь в основном отдыхают сами итальянцы, живущие неподалеку.

Термоли и «трабокки»

Чем еще может быть интересен Термоли, так это тем, что отсюда круглогодично отправляются суда на архипелаг белоснежных островов Тремити – единственный в Адриатике для Италии. Это место считается настоящим раем для дайверов, поскольку там действительно богатый подводный мир, а также есть пещеры и даже затонувший древнегреческий корабль. Впрочем, и на самих островах есть что посмотреть: маяк, аббатство, старинный некрополь, и конечно же рестораны с блюдами из свежевыловленной рыбы и морепродуктов.

Легенда гласит, что родились эти острова от рук Диомеда, и когда-то даже носили его имя. Как известно, царь Аргоса был вынужден сбежать из города из-за происков неверной супруги и отправился в Италию. Когда он бросил в море три гигантских валуна, привезенных с ним из Трои, то те таинственным образом превратились в три крупнейшие острова Тремити. И поначалу Диомед высадился именно здесь, прежде чем отправиться на материковую часть Италии в поисках более плодородной земли. Впрочем, есть и альтернативная версия, что эти три валуна были брошены им позднее, чтобы очертить границы своих новых владений. Так или иначе, заканчивались легенды тем, что умер Диомед именно на итальянском архипелаге в Адриатическом море.

Возвращаясь к гонке, отметим, что после выезда на побережье в Термоли каравану Джиро останется еще ровно 90 километров равнинной дороги до финишного створа в Франкавилла-аль-Маре. Всего расчетное общее время этапа при не самых высоких скоростях составляет в районе пяти часов, но если не сформируется хороший отрыв, то день превратится в неспешную прогулку вдоль моря, которая может значительно затянуться и едва уложиться в телевизионные графики. По крайней мере, лично я бы на месте гонщиков не выкручивал газ на этапе протяженностью 200+ километров, который имеет очевидный безальтернативный финал.

Маршрут 11 этапа Джиро

Достопримечательность этапа: На 172-м километре пелотон выедет к местечку Фоссачезия-Марина, который должен быть очень хорошо знаком Филиппо Ганне, Герайнту Томасу, Таймену Аренсману и многим другим, поскольку год назад именно здесь брала старт Джиро-2023 индивидуальной разделкой. В среду пелотон «Корса Роза» поедет ровно по тем же дорогам и в том же направлении Ортоны, только в этот раз не будет заворачивать на холм с замком. У спортсменов останется немного времени поностальгировать.

От Фоссачезия-Марина ведет дорога к аббатству Сан-Джованни-ин-Венере. Считается, что она появилась еще в древнеримские времена и использовалась монахами-бенедиктинцами для черпания воды. Сам монастырь появился на месте храма Венеры, который существовал здесь еще до нашей эры. Современное же строение, которое можно увидеть сейчас, датируется XIII веком.

Некогда аббатство было связано подземными туннелями с деревней Рокка-Сан-Джованни, обнесенной крепостными стенами. Длина подземных путей была не менее пяти километров, и в случае опасности монахи могли безопасно покинуть монастырь, спрятавшись в специально выстроенной цитадели. Но во время бомбардировок Второй мировой войны многие постройки были разрушены, в том числе безвозвратно утеряно и большинство туннелей.

От аббатства Сан-Джованни-ин-Венере отходит небольшая аллея со средиземноморскими елями и соснами, которая заканчивается Бельведером, откуда открываются панорамные виды на расположенный внизу город, побережье Коста-дей-Трабокки и мыс Д’Аннунцио на севере. Тихо, спокойно и красиво.

Аббатство Сан-Джованни-ин-Венере

16 мая (четверг). Мартинсикуро – Фано, 193 км (холмистый этап, сложность 3*). Трансляция: 13:15-18:45

Двенадцатый этап Джиро имеет крайне коварный профиль. Он не может внести серьезные перестановки в генеральную классификацию гонки, но определенно способен потрепать нервы фаворитам. Не стоит обращать внимания на то, что за день набор высоты составит всего 2 тысячи метров по вертикали при большой протяженности этапа. Гораздо важнее, как эти метры будут набираться.

Начнется все с приятного 50-километрового велопробега по идеально ровным дорогам из городка Мартинсикуро, расположенного на самом севере региона Абруццо, прямо на границе с Марке. Если пойти из него на север вдоль берега моря, то вскоре можно оказаться в знаменитом Сан-Бенедетто-дель-Тронто, а если на юг, то легко добраться до Торторето и известного аквапарка Onda Blu. Идеальное расположение посреди известных курортов Адриатики.

Как только дорога отвернет в сторону от моря, начнется непростая и очень коварная часть дистанции, состоящая из десяти небольших подъемов, большинство из которых не имеет никакой категории. Тем не менее, эти короткие, но достаточно крутые стенки, идущие одна за одной, провоцируют гонщиков на постоянные атаки. Достаточно вспомнить, как в воскресенье на этапе до Неаполя подобные холмики превратили концовку в неконтролируемое действо. Но если тогда таких «горбов» было четыре, то в четверг их будет десять.

Формально такой профиль не исключает возможность спринта на финише, но мастера классик однозначно постараются забрать этот этап себе. Кроме того, в такой суматохе кто-то из генеральщиков наверняка попробует обмануть своих коллег и сбежать от них во время одного из восхождений.

Пожалуй, единственный шанс избежать полного хаоса – далеко отпустить отрыв для розыгрыша победы на этапе. Но сформировать его при таком количестве «голодных» спортсменов и команд будет очень трудно. Никто никого не будет отпускать. Поэтому есть вероятность, что весь день превратится в ад для спортивных директоров, которые попросту будут не успевать отслеживать постоянно меняющуюся ситуацию в гонке.

Маршрут 12 этапа Джиро

«Мы много обсуждаем безопасность, но порою выглядим как клоуны в цирке. И вообще здорово, что после всего этого есть день отдыха, когда я почти никого не увижу из пелотона. Да, я стал ворчливым стариком», – говорил после финиша этапа в Неаполе Герайнт Томас. Что же мы услышим из уст британца в четверг, когда караван приедет в Фано?

Финишный город известен еще со времен Древнего Рима под названием Храма Фортуны. Он находился на важнейшей дороге, соединявшей столицу с Римини как раз в месте ее выхода к берегам Адриатического моря. И из-за этого важнейшего стратегического положения город неоднократно был местом различных битв. Особенно сильно он был разрушен и разграблен во время наполеоновской оккупации Папской области, в состав которой Фано на тот момент входил.

Аналогичная судьба ждала его и позже во время Второй мировой войны. В 1934 году здесь была создана единственная в регионе фашистская сельская деревня, состоявшая из 115 фермерских домов. Здесь выращивали фасоль, перец, помидоры, но основной упор делался на цветную капусту. Притом делали этот настолько успешно, что впоследствии ее еще долгие годы с большой выгодой экспортировали в Северную Европу.  Правда, в настоящее время от той деревни осталось не так много, да и доля обрабатываемых участков значительно сократилась.

Финальным из десяти подъемов дня является восхождение к церкви Монте-Джове (1,2 километра со средним градиентом 9,2%) на самый высокий из холмов в окрестностях Фано, который еще никогда не был задействован в истории Джиро. Первый храм здесь был построен еще в начале XVII века, в скором времени его даже посетила королева Швеции. Но из-за неустойчивости грунта строение просело, и в 1741 году церковь была полностью реконструирована.

Говорят, что с верхотуры холма можно увидеть не только всю прибрежную полосу вместе с городом Фано, но и длинную цепь Апеннин во главе с одной самых известных гор региона – Монте-Катрией, которая в последний раз входила в маршрут «Корса Роза» 15 лет назад. Тогда первым на вершину забрался Дамиано Кунего. В этот раз горы будут в Марке будут куда более скромными, но многочисленными.

Церковь Монте-Джове впервые на маршруте Джиро

Достопримечательность этапа: Фано является третьим по численности населения городом региона Марке, поэтому неудивительно, что здесь ежегодно проводится множество различных крупных событий и мероприятий. И если начинали мы рассказ о новой неделе Джиро с довольно странных привычек в Гуардия-Санфрамонди, то здесь все более приземленно.

В Фано проходит один из самых старых карнавалов в Италии, который может посоперничать даже со знаменитым Венецианским. Первые его документальные упоминания относятся к 1347 году, однако, некоторые ученые предполагают, что он значительно старше и берет свое начало от традиционных праздников Древней Греции или Древнего Рима.

Вся программа карнавала занимает обычно три воскресенья в феврале и начале марта, чтобы уложиться до Великого поста, и сопровождается различными концертами, выставками и детскими поделками. По центральной улице города проезжает разноцветная повозка со специально украшенными вагонами, с которой в толпу скидываются тонны сладостей и конфет. Ребятишки бегают с раскрытыми вверх ногами зонтами и ловят все эти «вкусняшки».

Традиционную маску карнавала называют Пупо, но она не изображает какого-то одного конкретного персонажа, а скорее является собирательным образом, созданным народным воображением в течение нескольких веков. Есть версия, что в ней есть намеки на французское господство, которое таким образом высмеивалось местными жителями. Сейчас же Пупо каждый год символизирует новую личность, чьи пороки в чем-то схожи с французской манией величия. Завершается весь праздник в последнее воскресенье карнавала, когда большую куклу-символ торжественно сжигают, что символизирует время прихода Великого поста.

В настоящее время в Фано проводится также летний карнавал в июле, правда, уже менее пафосный. Он зародился в 1952 году, а постоянно проходит с 1959 года. На нем используются те же самые повозки, оставшиеся с зимы, но уже не присутствуют ни куклы, ни «дождь из сладостей». Тем не менее, туристов привлекает праздничная атмосфера карнавала, и они с удовольствием приходят посмотреть на его летнюю «облегченную» версию. А после этого в Фано уже начинается постепенная подготовка к карнавалу следующего года.

Карнавал в Фано

От автора: Одним из почетных гостей и настоящих любимцев карнавала в Фано долгие годы являлся величайший мотогонщик мира Валентино Росси, малая Родина которого находится неподалеку от этих мест. Традиционно изображения «Доктора» и номера 46 можно встретить на различных атрибутах одежды и аксессуарах жителей даже в обычные дни. Конечно, со временем этого стало меньше, но все равно любовь к Валентино не пропадает. Не могу сказать, бывал ли Росси на карнавалах в Фано в последние годы, но раньше его там встречали регулярно.

Пользуясь случаем, передаем привет всем любителям другого двухколесного вида спорта. Насколько известно, в их числе и Сергей Курдюков, который когда-то даже комментировал мотогонки. И хотя Вале сейчас перешел на четыре колеса, и в этом году даже должен дебютировать на легендарной гонке 24 часа Ле-Мана, в сердцах фанатов он навсегда останется гением и легендой чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам.

Если нравятся наши материалы, то подписывайтесь, ставьте лайки и пишите комментарии. Ведь это блог не только о велоспорте, это блог о жизни и всем, что с ней связано. А седло и два колеса нам просто дают повод вместе культурно развиваться.

Photo: giroditalia.it, wikiloc.com, regione.campania.it, omniadigitale.it, lorenzotaccioli.it, lavenir.net, eremomontegiove.it, tourismmedia.italia.it, motogonki.ru