6 мин.

За «Рубином» по бездорожью и разгильдяйству

Хорошо жить, знаете, где? Наискосок от школы неплохо. Ну, потому что уж грамотным так и так окажешься. И еще неплохо жить неподалеку от цирка. Внутри, может, шекспировские драмы разыгрываются, калигулические страсти – а нам весело: захотели – сходили. А уж там номер за номером, слона с руки корми, за воздушными гимнастками подсматривай...

Наступающий сезон в нашем футболе все больше обещает именно на цирковом поприще. Дело даже не в том, как рассматривать происходящее, с какой политической или экономической платформы (а они вправду могут быть разными) – смешного много в принципе, потому что налицо деградация самих принципов проведения турнира, а также всего, что его окружает. Вот ведь ситуация с показом чемпионата – она же в куда большей степени забавная, чем сложная или подавно трагическая. Всех волнует (и меня в том числе волнует), станет ли показывать российское первенство канал «Россия 2». И дай ему Бог удачи. Но разве не смешно то, что беспокойство на этот счет, да и вообще хоть какую-то ясность позиций и устремлений проявляют все, кроме самого канала? По-моему, это как минимум трогательно.

А если мы вспомним, что происходило три года назад, когда летали громы и молнии и даже президент грозно говорил: «Намутили!» И даже в прошлом году было некое подобие бури, она вроде как начиналась – вот, опять публичным каналам не дают... Но уже тогда в теме появился надрыв. А теперь и совсем ничего нет. И все без посторонней помощи, как-то само устроилось. Деградация темы, согласитесь, налицо.

Со спасением команд примерно то же. За календарный год подвисали трое; по никому не понятным причинам одна тихо и мирно накрылась медным тазом, а две другие вроде бы спасены, но между первой и второй – дистанция какого же размера! Для «Томи» собирали пул из семи спонсоров (кажется). Для «Крыльев» – уже из 22х. Ну, еще одну спасем в случае чего, а дальше-то уже по ларькам придется шерстить. Ну, да ладно; тема истоптанная. Деньги не наши, и репутация не наша, а мы на хороших местах и в цирке, нам же весело! Что еще дальше случится?

Но ржать уже пора прекращать. Потому что вообще-то это кошмар, конечно. С самых разных сторон виден тупик. О финансировании совсем пропащих я уже пошутил, и попробуйте пошутить наоборот – не выйдет. Теперь продлено трансферное окно; где это видано, что это за ересь – менять за несколько дней до старта основополагающую часть регламента соревнований, которая вообще-то определяла весь смысл работы в межсезонье... Это нигде не видано. Теперь это видано у нас. Причем решение принято разу после того, как состоялось собрание клубов по регламентным вещам – собрали, а потом через несколько часов уже вслед распущенному по своим делам собранию объявили.

Вот скажите: вы вообще знаете такую область спорта, где не просто главный вектор протекционизма, а весь протекционизм направлялся бы не на достижение все более высоких результатов лучшими, а на поддержку тонущих, причем по вполне объективным показателям? Наверняка не знаете. А знаете, почему не знаете? А потому, что известны обычно победители. А спорт, в котором наблюдается вот такой перекос в пользу слабых, причем вопреки любому здравому смыслу (ибо какой же здравый смысл для турнира в целом может быть в произвольном изменении протяженности трансферного окна) – такой спорт неизбежно деградирует. И уж точно не будет развиваться в сторону конкуренции с сильнейшими.

И вы напрасно думаете, что дело тут в типичном эгоизме сильного (идентифицируемого страной немедленно как типично столичный эгоизм). Это не эгоизм. Любое соревнование балансируется правилами. И мы можем что угодно говорить о том, как важен футбол для самарского региона – мне, кстати, не рассказывайте, я обожаю этот город, я бывал там за последние пятнадцать лет раз сорок... Но вы подумайте о том, что в чемпионат России допущен клуб-инвалид, в конкурентоспособности которого есть огромные и обоснованные сомнения. Что будет, если Самара повалится, если она не сможет бороться на уровне премьер-лиги? А получится то, что как минимум с одним вылетным местом вопрос будет решен, и между остальными борьба пойдет уже только за одну позицию вылета, а это значит резкое увеличение «болота», а это значит – дорога разврату договорняков, а это подлтачивает уже не что-нибудь, а борьбу за титул, конкуренцию сильнейших клубов... Ну, все взаимосвязано потому что. И как мы станем прогрессировать в этой связи, кто знает? В какую сторону? Кто будет брать верх в этой борьбе?

Надо признаться: действия, предпринятые футбольными властями с момента окончания прошлого сезона, приводят пока исключительно к ухудшению общей ситуации. А реальные проблемы не решаются, например, уж вот сколько было сказано о проблемах судейства, уж как они диагностировались в прошлом году, – а с ноября по март не было сделано вообще ничего, и сейчас даже такой здравый человек, как Гинер, единственным поводом для оптимизма видит смену руководства РФС. А это ведь типичный «авось». Мы надеемся на новую власть всегда, потому что про старую знаем, как она работала, а про новую – нет. Ну, давайте надеяться. Но пока констатируем, что Сергей Фурсенко при всем академическом замахе своей предвыборной программы даже в ней ничего конкретного о проблемах судейства и его организации не сказал.

Не хочу дальше сгущать краски. Впрочем, и раньше не сгущал; просто хочу сменить тему. Ведь не только и, слава Богу, не столько обо всех этих бедах на старте думается.

Думается, интрига турнира ясна: я бы сформулировал ее так – погоня за «Рубином». Казанцы, что показывает вся их практика, не просто действующие чемпионы и не просто двукратные чемпионы; они действительно лидеры нашего футбола, команда с наилучшими спортивными показателями. И не нужно говорить о среднем возрасте, потому что это слишком, во-первых, очевидно. Не более очевидно, чем молодость Карпина и его команды, не менее очевидно, что Спалетти требуется время на адаптацию, что прогресс ЦСКА пока не очевиден, ну, и так далее, и тому подобное...

Проблемы «Рубина» самому клубу, безусловно, яснее, чем нам. Вы скажете: ясность не гарантирует, что они будут решены. И вы правы – самое трудное в футболе именно в создании команды-династии, в том, чтобы без существенного падения качества вырастить из-под одной команды другую. Но «Рубин» вообще-то готов к этому, лучше быть готовым нельзя. Посмотрите, сколько под составом у Бердыева молодежи: это и Касаев, который выглядит в основе уже совершенно дееспособно; это и Баляйкин – игрок, может, не слишком яркий, но физически вполне созревший для «лошадиного» флангового амплуа и добавивший в опыте, и молодой великан Портнягин – для нас загадка, но внутри команды уже проведший два года и неспроста подпускаемый уже к основе. И новобранец Натхо тоже молод. И Рязанцев, дай Бог, чтобы слухи о тяжести его травмы оказались преувеличенными...

Ну, а Семак – это же русский Бенджамин Баттон. С годами молодеет. И не случайно он коллекционирует вино – он ведь сам как вино.

И еще у Бердыева теперь есть фартовый пиджак.

Не нужно относить все вышесказанное к тому, что «Рубин» в этом тексте объявляется незыблемым фаворитом. Во-первых, это не требует написания текста – ясно и так. А во-вторых, здесь-то речь немного о другом: «Рубин» остается как бы критерием успеха. Он как команда и как клуб опережает каждого из своих преследователей: «Зенит» и «Локомотив» в сыгранности, «Спартак» в опыте, ЦСКА в надежности. И каждый клуб, чтобы опередить «Рубин», должен разобраться со своими проблемами, сделать шаг вперед. Получится он таким, чтобы компенсировать отставание от флагмана – будет борьба и будут серьезные шансы. А не будет...

Борьба, конечно, будет все равно. Вот только поведут ее другие, и неизбежно – с «Рубином».

Вот эту борьбу, эту гонку очень хотелось бы видеть в идеальных спортивных условиях. С квалифицированным судейством, в равных и не меняющихся в соответствии с «есть-мнением» правилах турнира... Гонка-то почти формулическая. Способная двинуть наш футбол вперед.

Но пройдет она по бездорожью и разгильдяйству.

И не надо говорить, что мы от этого станем сильнее, что трудности закаляют. Было бы так – Лигу Чемпионов играли бы на огороде.

Сильнее становятся от порядка. Очень хочется быть оптимистом.

Если у вас возникли вопросы не только друг к другу, но и ко мне – приглашаю в конференцию, обсудим.