4 мин.

Футбол на распутье. О перспективах РФПЛ

Трансферные окна – время, когда любители футбола концентрируются не на игре, а на том, что ее окружает. Спросите любого завсегдатая sports.ru о главных футбольных событиях января, и он, конечно же, вспомнит о самом громком трансфере.

Год 2015 станет очень интересным для тех, кто обсуждает на различных форумах трансферную политику. Из-за введения нового лимита на  легионеров по формуле 10+15 и падения курса рубля по отношению к иностранным валютам общественность, с большой долей вероятности, станет свидетелем оттока части легионеров в другие чемпионаты. Конечно, основное действо произойдет летом, но уже в январе мы сможем увидеть начало конца действующей футбольной доктрины «плати паспортистам больше и покупай иностранцев подороже».

Виктор Обинна, как один из самых ярких примеров неудачных приобретений

Надеюсь, что простые футбольные болельщики, которые ходят на стадионы, работают над материалами о своих любимых (а иногда и ненавистных) клубах и создают то, что называют футбольной атмосферой, выиграют от этого. Меньше переплат за игроков – меньше недовольства клубной политикой и большее количество по-настоящему удачных трансферов. Меньше выплат по зарплатам – больше игроков будут стараться на поле, чтобы доказать, что именно они достойны повышения оклада или перехода в чемпионат, где платят больше. Меньше денег в футболе – меньше дорогих иностранцев и больше молодежи, которая голодна до побед.

Всё это должно привлечь на стадионы больше людей, пусть и не сразу. Болельщики являются краеугольным каменем современного футбола. Будут болельщики – будут и деньги. Это факт, который не обсуждается. А повышенный спрос на российский футбол докажет владельцам телеканалов, что это направление является очень многообещающим, а значит, в него надо инвестировать. Как минимум качество трансляций улучшится, но если повезет, простой любитель футбола сможет наблюдать не 1 матч в неделю (в лучшем случае) на общедоступном телевидении, но 2-3.

Чем больше трансляций, тем больше можно добавить рекламы, которая, естественно, будет стоить в перерывах матчей чуть больше, чем  обычно. Реклама приносит деньги компаниям, занимающимся телевещанием, а значит, дорогая реклама, на которую есть спрос – настоящее Эльдорадо. Отрицать, что реклама во время спортивных телетрансляций не рентабельна, - нонсенс. Если бы это было так, то между первым и вторым таймами матчей рекламировались только сериалы для домохозяек. На деле мы имеем пиво и настораживающе часто рекламируемые таблетки для мужчин.

Однако мы немного отвлеклись… Болельщик не только смотрит матчи, но нередко приобретает клубную атрибутику, чтобы лучше почувствовать свою связь с клубом. На примере таких клубов как Реал, Бавария и Челси можно очень хорошо увидеть, что продажа мерчендайзинга может принести клубу солидные доходы, если правильно вести бизнес. Конечно, у перечисленных клубов составы подобны звездному небу, но даже если у команды нет звезд мировой величины, болельщики все равно будут скупать футболки. Просто потому, что захотят почувствовать себя частью команды. 12-ый номер не просто так считается номером болельщиков. Можно возразить, что условный Дмитрий Полоз не Неймар, чтобы покупать желтую футболку с его фамилией, но задайте себе один вопрос. Кто мне ближе? Игрок, который выступает на другом конце континента за команду, которая мне не особенно нравится? Или простой парень из родного города, с которым я могу случайно пересечься в торговом центре и на игру которого я приду в это воскресенье в час дня? Уверен, что многие со мной не согласятся, но, думаю, что определенное зерно сомнения я смог заронить во враждебную почву.

Российский футбол из-за уже упомянутых факторов может прийти к западноевропейской модели футбольного бизнеса, где клубы зарабатывают сами, а вмешательство правительства – минимально. Другими словами, сложившаяся ситуация не только может отбросить российский футбол назад, но, при правильном менеджменте, перевести его на новый уровень.

Высшая Лига Португалии - пример для тех, кто хочет сделать российский футбол прибыльным

Сейчас наш футбол на распутье. Есть 3 возможных пути развития. Оптимистичному посвящены предыдущие абзацы. Второй путь – все останется так, как есть сейчас, и особой разницы мы не увидим. Третий путь – взгляд пессимиста. Он подразумевает, что почти у всех клубов будут проблемы с деньгами, они распродадут самых лучших игроков, а руководство не научится ничему, и через пару лет, когда снова появятся деньги, мы сможем лицезреть то же самое.

Лично я оптимист и, к сожалению, мечтатель. Надеюсь, что наш футбол сможет пройти через очищение огнём всё это и стать лучше. Перейти на новый уровень.

Однако до этого момента нам еще предстоит пройти определенный путь. Сначала должны быть решены локальные задачи, более подробно которых коснусь я в следующем материале.

Спасибо за внимание к первому материалу 2015-ого года. С прошедшим!