4 мин.

«Моё золото теперь где-то в Прибалтике». Как высшее руководство обмануло трёхкратного чемпиона ОИ Санеева

Виктора Санеева очень уважают в секторе для тройного прыжка. Оно и понятно — других трёхкратных олимпийских чемпионов эта дисциплина не видела. Однако и это достижение — не тот максимум, на который был способен легкоатлет. Уроженца Абхазской АССР дважды лишили олимпийской мечты.

Запоздалый атлет

Футбол в родном для Санеева Сухуме был очень популярен, а потому с ранних лет мальчишка гонял мяч с друзьями, а после пошёл на серьёзные тренировки в футбольную секцию. Команда Виктора набирала обороты и вскоре стала одной из лучших в республике. Однако Санеева это мотивировало не сильно — он к тому моменту обрёл новую страсть.

Подросток прознал о баскетболе и просто влюбился в игру. Тренировался фанатично, и уже в 1962-м, когда спортсмену было 16 лет, его пригласили в команду Абхазии. Ему пророчили неплохое будущее: он должен был как минимум попасть на карандаш тренеров сборной СССР. Но всё закончилось, когда Санеева выцепил Акоп Керселян — тренер легкоатлетической секции, который приметил Виктора очень давно.

«Акоп Самвелович знал меня по восьмой школе, я там два года учился. Мне было где-то 10 лет, когда я уже мог спокойно прыгать на четыре метра. Но легкой атлетикой я стал заниматься очень поздно, только в 16 лет», —вспоминал Санеев в интервью «Спутник Абхазия».

Победа над рекордсменами мира

Санееву потребовался всего год, чтобы стать лучшим прыгуном страны. Такого мастера не могли не включить в сборную, но первая победа на Олимпиаде отложилась до 1968-го. Зато по красоте своей она не уступала той же победе сборной СССР по баскетболу в 1972-м. Сам Виктор несколько раз говорил, что Игры в Мехико были его любимыми.

Тогда в секторе было действительно жарко. И совсем не от палящего мексиканского солнца, а от шквала мировых рекордов, показанных итальянцем  Джентилле, бразильцем Пруденсио и советским спортсменов Санеевым, разумеется. Итальянский легкоатлет показал новый лучший в мире результат ещё в квалификации — 17 м 10 см. Рекорд не простоял и суток — в первой же попытке финала Джентилле опережает самого себя на 12 см. Через два раунда дело в свои руки берёт Санеев, который улетает на 17 м 23 см. Спокойно смотреть на это Пруденсио не мог и тоже выдал рекордную попытку — 17 м 27 см. Последним, благо, смеялся спортсмен из СССР, который в своей заключительной попытке показал 17 м 39 см, не доступив в районе 20 см при отталкиваний!

Олимпиады в Мюнхене и Монреале прошли куда спокойнее — их советский прыгун выигрывал на классе, спокойно обходя соперников.

Всё сломалось на Играх-1980

Мировая звезда Санеев должен был стать тем самым атлетом, который завершает эстафету огня и зажигает главный факел на стадионе. Но всего за несколько дней до старта домашней Олимпиады он получает известие, что планы у руководства изменились: теперь финишером в эстафете будет Сергей Белов, один победителей ОИ-1972 в составе сборной по баскетболу.

«Глава Московского Горкома КПСС Гришин потребовал, чтобы торжественную миссию выполнил русский парень, а не уроженец Сухуми. Об этом мне сообщили уже потом», — вспоминал Санеев об инциденте.

Его сильно задело такое отношение властей и в сектор он вышел очень злым, хотя физическая форма была уже не та. Виктор допрыгнул до серебряной награды на своей четвёртой Олимпиаде, а позднее узнал, что ему полагалось золото...

Уже эмигрировав в Австралию, спортсмен изучал материалы тех Игр и вдруг наткнулся на прыжок победителя соревнований Яака Уудмяэ из Эстонии. Прыгун заступил добрых сантиметров десять, которые и принесли ему чемпионство.

«Уже тогда всё в стране дышало политикой. Отношения с Прибалтикой были натянутые. Может быть, это сыграло свою роль. Но моё четвёртое золото находится теперь где-то в Прибалтике», – сказал как Санеев, который искренне считает себя обманутым.