7 мин.

Олимпиада-80. Подготовка города

Московская инфраструктура в 1980 году не отличалась хорошим развитем. Гостиниц не хватало, общественный транспорт был переполнен, в магазинах - пустые прилавки. Готовясь принять огромное количество гостей, Москва стала перед выбором: либо наращивать мощности гостиничного хозяйства и транспорта до нереальных пределов, либо ударить лицом в грязь перед всем миром. Решение было найдено. Москву закрыли.

В решении Секретариата ЦК КПСС было сказано: «... учитывая интерес к Олимпийским играм, которые проводятся в СССР вперве, можно предположить, что летом 1980 года значительно возрастёт поток приезжающих в г. Москву в неорганизованном порядке советских граждан из других рородов страны. Такой приток иностранцев и советских граждан создаст серьёзные трудности в их размещении, организации питания и иных видах обслуживания...» Меры были беспрецендентными:

  • все министерства и ведомства обязали не проводить в Москве с 15 июня по 15 августа никакие международные, всесоюзные, зональные, областные совещания и конференции, исключались без особой необходимости все инициативные командировки с мест и вызов в Москву работников, если это не было связано с обслуживанием Олимпиады;

  • Центральный совет по туризму и экскурсиям обязали отменить все туристские маршруты и поездки на всех видах транспорта в Москву и Московскую область из других регионов страны, в том числе и автобусные экскурсии в выходные дни из близлежащих к Москве городов;

  • МВД СССР обязали ограничить въезд в Москву по шоссейным дорогам иногороднего транспорта, в том числе транспорта индивидуального пользования;

  • Минавтодор, Мосгорисполком и Мособлисполком обязали создать необходимое количество автостоянок в местах размещения спецпостов ГАИ;

  • МВД СССР, Минавтотранс и Главинтурист обязали разработать маршруты объезда Москвы для автотранспорта;

  • Министерство гражданской авиации и МПС СССР обязали ограничить транзитные перевозки пассажиров через Москву;

  • Министерство высшего и среднего специального образования просили рассмотреть вопрос об изменении сроков проведения вступительных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения Москвы;

  • также предполагалось создать условия для организованного проведения каникулярного периода 1980 года не занятыми в сфере обслуживания Олимпиады-80 студентами вузов, учащимися среднеспециальных учебных заведений и ПТУ, школьниками старших классов, предусмотреть их выезд из Москвы на практику, сельхозработы, в стройотряды, спортивные лагеря. Кроме того, максимальное количество школьников Москвы и области предполагалось отправить в пионерлагеря.

Москва опустела...

Автодороги

К Олимпиаде в Москве построили несколько новых автодорог, в основном там, где это было необходимо для обслуживания олимпийских объектов: «Северный луч» от Самотёчной площади к Останкинскому телерадиокомплексу, трасса к аэропорту Шереметьево.

Олимпиада-80

Но основная нагрузка легла на существующую дорожную сеть. Из 3450 км московских дорог свыше четырёхсот выделили в олимпийские трассы. На них уделялось повышенное внимание безопасности движения, были установлены новые указатели, в том числе с пиктограммами олимпийских объектов.

Организация движения транспорта у стадионов

По всем олимпийским объектам были составлены специальные схемы движения на период проведения соревнований. В первую очередь уделялось внимание доставке спортсменов и судей на соревнования. Соответственно, олимпийские трассы должны были обладать высокой пропускной способностью. Кроме того, доставка спортсменов и судей на спортивные мероприятия должна происходить без каких-либо задержек и эксцессов. Но на церемонию отрытия и закрытия Олимпийских игр в Лужники должны были направяться 26 тысяч участников Олимпиады и членов олимпийской семьи — тренеров, врачей. А ведь ещё было 100 тысяч зрителей.

Для доставки всех их должно было потребоваться огромное количество машин и автобусов. И если отпустить на подъезд и парковку каждой из них по 10 секунд, то оказалось бы, что первых участников церемонии надо подвозить за несколько часов до её начала. Поэтому на подходах к Лужникам ввели ограничение движения автотранспорта и обустроили, как их тогда называли, резервные полосы для олимпийского транспорта.

Кроме того, у каждого стадиона были выделены специальные места для парковки олимпийского транспорта. Сами парковки были режимной зоной, доступ посторонних лиц к ним не допускался, что обеспечивало высокую безопасность спортсменов. Спортсмены выходили из автобусов и попадали сразу внутрь стадионов.

Зрители должны были прибывать на соревнования в основном на общественном транспорте: метро и автобусах. Особое внимание уделялось безопасности пешеходных подходов к спортивным сооружениям. Например, ещё при проектировании спорткомплекса «Олимпийский» в проект заложили широкие пешеходные переходы между станцией метро и стадионом.

Все пешеходные маршруты были снабжены удобной навигацией с пиктограммами, что облегчало поиск нужного объекта посетителями, в том числе не знающими языка. Движение личного транспорта в зоне проведения спортивных мероприятий ограничивалось.

Операция «Зебра»

В дни Олимпиады повышенное внимание уделялось безопасности иностранных гостей, в том числе и при передвижении по улицам. Вот что говорил начальник управления ГАИ Москвы генерал-майор милиции А. Ноздряков: «Несколько слов о так называемой операции „Зебра“, проводящейся в канун Олимпиады и посвящённой взаимной этике водителей и пешеходов. Дело в том, что в Москву приедут сотни тысяч людей, привыкших к несколько другим традициям пешеходной дорожки. И, если пешеход привык, что как только он ступил на „зебру“, его пропускают, а водитель, наоборот, привык, что пропускают автомобиль, то это непонимание может привести к тяжёлым последствиям».

Правда, его старания оказались почти напрасными: большинство людей, которые привыкли к «иным традициям», Олимпиаду бойкотировали.

Метрополитен

Метро к Олимпиаде мало готовилось. Организаторы сделали всё возможное, чтобы минимизировать самостоятельное передвижение иностранцев по городу. Тем не менее, голосовые объявления станций продублировали на английском языке, а гостям Олимпиады выдали двуязычные схемы, на которых был также указан номер справочного телефона, по которому им должны были оказать помощь, если кто-нибудь заблудится.

В дни открытия и закрытия Олимпиады количество поездов на Кировско-Фрунзенской линии увеличивалось до 40 пар в час вместо обычных 36 пар.

Наземный общественный транспорт

Здесь практически ничего не менялось. У олимпийцев был свой транспорт, а у москвичей свой. Многие спортивные объекты находилось вблизи станций метро, а вот к остальным были устроены специальные автобусные маршруты. Тем не менее, все члены «олимпийской семьи» были обеспечены правом бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта, кроме такси.

Такси

Перед Олимпиадой среди таксистов выделили отдельные группы, которые должны были обслуживать олимпийцев. Им выдали новую форму и обучили английскому языку. Также была создана отдельная круглосуточная диспетчерская по обслуживанию олимпийских заявок.

Аэропорт Шереметьево

До Олимпиады в СССР никогда не принимали столько иностранных гостей единовременно, а советские граждане летали за границу только в командировки и на отдых в Болгарию. Поэтому и необходимости в крупном международном аэропорту не было.

Олимпиада-80

Построенный к Олимпиаде терминал был рассчитан на пропускную способность 2100 пассажиров в час. Общая площадь здания составила 85000 кв. м, вокруг здания разместился 31 самолёт, причём 19 из них размещались непосредственно у здания вокзала, давая возможность пассажирам проходить из самолёта сразу в аэропорт. Тогда это было для нашей страны достаточно новым.

Олимпиада-80

Но самым главным было то, что новый аэровокзал был оснащён самой современной досмотровой аппаратурой. Это позволяло производить сплошной досмотр всех пребывающих в нашу страну иностранцев, и тем самым не допустить проникновения в страну «подрывной и экстремистской литературы». Участников игр встречали непосредственно в аэропорту гиды и переводчики, помогали в транспортировании и разгрузке багажа. В Олимпийскую деревню спортсменов доставляли на специальных автобусах.

Олимпийская деревня

Сама по себе Олимпийская деревня — обычный московский микрорайон. Не очень большой, застроенный типовыми панельными домами тех лет. У него была лишь одна особенность — широкая пешеходная улица в центре. Такого в Москве раньше не делали. Пешеходные пространства не были в традициях советской архитектуры.

Олимпиада-80

Естественно, что для безопасности спортсменов вся территория Олимпийской деревни была огорожена. По периметру разместили несколько КПП. Это не было чем-то присущим только советской организации Олимпиады. Так стали делать везде после терактов с захватом спортсменов-олимпийцев.

Олимпиада-80

По территории пустили небольшие автопоезда, сделанные на базе РАФиков. Двухвагонные составы могли перевозить по 40 человек каждый, двигались по установленному маршруту, но останавливались по требованию. Работали они с 7.00 до 23.00, но после 23.00 одна из машина всё равно продолжала работать. После окончания Олимпиады эти автопоезда эксплуатировались на территории ВДНХ.

Олимпиада-80
Олимпиада-80

Движение автотранспорта по Олимпийской деревне не допускалось, по ней ездили только пассажирские автопоезда и багажные электрокары. Надо сказать, что не все спортсмены, соревнующиеся в Москве, жили в Олимпийской деревне. Для спортсменов-конников в виду специфики их видов спорта была построена специальная мини-деревня возле конно-спортивного комплекса «Битца».

Источники: http://metroblog.ru/, http://www.raf.ucoz.lv/, http://denisovets.narod.ru/, http://miltina.mybb.ru/, http://www.proskurov.info/, http://www.gost743.ru/.