5 мин.

Самая трудная работа в мире

«Неважно, что говорят люди, когда  уйду, решение о преемнике точно буду принимать не я»

Вы думаете заголовок посвящен президенту Штатов, балансирующих на грани коллапса и мирового господства, или может быть это работа спортивного директора «Ювентуса», ведь надо столько денег отмыть купить хороших игроков, состав укрепить. А может быть трудней всего быть каким-нибудь Кириякосом, тебе далеко за 30, ты постоянно портачишь в защите, да еще и Магат так гоняет на тренировках, что кишки выворачиваются опосля. Неа – все мимо. Самая трудная работа современности – быть сэром Алексом, а еще труднее стать его преемником.

Завтра круглая дата, великая дата – сэр Алекс Фергюсон отметит 25-летие во главе клуба. Сумасшедшая цифра. Были, конечно, тренеры с 40-летним стажем по другую сторону Канала, но многих из них только и помнят за эти цифры, сэр Алекс другой. Когда мы говорим о нашем тренере, прежде всего, восхищает то, чего ему удалось добиться с клубом. Он – живое олицетворение «Манчестер Юнайтед». Если бы из ныне здравых проводили конкурс «мистер Юнайтед» или «самый красный нос дьявол», кому как любо, сэр Алекс за явным преимуществом и по баллам и по активности стал бы победителем этого гран-при, обойдя и Райна Гиггза, и Пола Скоулза, и сэра Бобби. Кто-то из толпы обязательно бы усомнился в беспристрастности судейского коллектива, у него уже, мол, морщины на лбу, да и осанку не так держит, но, а как? Как остаться объективным, когда перед тобой он.

Мы часто позволяем себе пожурить команду, сказать, что, мол, САФ сегодня с составом не угадал, кто-то даже выругается, абсолютно не задумываясь о том, что сэр Алекс в ночь перед матчем спал раза в два меньше нашего, если вообще спал. Доработать до 70 лет, будучи футбольным тренером уже достойнейший результат, а все что дальше – за гранью. А ведь давление, которое испытывает тренер накануне, в процессе и после большинства матчей можно сравнить разве что с пробитием последнего, пятого пенальти на Чемпионате Мира. Только там это мучение длится пару минут, а тут 90 и почти каждую неделю. А после некоторых матчей это давление нагнетаемое прессой и болельщиками может дойти вообще до нечеловеческих пределов, наверняка, чувствуешь себя героем мультфильма, на которого, то кувалда упадет, то динамит под столом взорвется, а ты все сидишь и отвечаешь на вопросы, почему сегодня команда показала такую игру. Однако только это и роднит тебя с рисованными зверюшками, просигналить «бип-бип», оставить пыль после себя и чихающих задавак из Daily Mail не получается, но сэр Алекс об этом и не думал. У него точно была возможность уйти, убежать, но он человек другой породы.

Некоторые люди не живут столько, сколько сэр Алекс руководит «Юнайтед». Просто вдумайтесь в эту цифру – 25 лет. Двадцать пять лет назад Харри Реднаппу было 39, он был курчавым амбициозным тренером и не пил столько виски. Двадцать пять лет назад Мик Маккарти и Стив Брюс были в самом расцвете сил, а Манчини так и вовсе 21 год и он только учился играть в футбол. Да даже человек, которого все ассоциируют с АПЛ не в меньшей степени, чем самого Фергюсона – Арсен Венгер – двадцать пять лет назад переживал вылет из первой французской лиги с «Нанси». Двадцать пять лет назад  Андре Виллашу-Боашу было девять, он учился в школе, и едва ли думал, что когда-то будет искренне сожалеть тому, что проиграл очную встречу сэру Алексу. Двадцать пять лет назад на политических картах значились СССР и Югославия, но не было Германии, люди узнали, что такое компьютерный вирус, хотя некоторые не знали и о существовании полового, цены на нефть за один баррель составляли 10 долларов, а в мире продолжали идти Афганская и Ирано-иракская войны. Кто еще не уверен в том, что сэр Алекс – эпоха?

Трудно быть сэром Алексом Фергюсоном, но с не меньшими проблемами столкнется его преемник. Каждый видел эту картину – шотландец выходит из туннеля на «Олд Траффорд», весь стадион встает и аплодирует ему, забывая о том, что оттуда еще должны выйти Руни, Видич или Гиггз. Едва ли можно себе представить, что при виде еще кого-то без малого 80 тысяч людей могут подскочить со своих мест и захлопать в ладоши, словно по приказу волшебной палочки. Кому будет все равно, рукоплещет или освистывает его сегодня толпа? Кто готов взять за грудки Джейми Каррагера или завалить медведя одной левой? Кто бы ни был этим человеком, ему предстоит пройти через все круги ада. Наверное, можно высказать довольно тривиальную мысль, что «Юнайтед» нуждается в человеке с опытом, желательно опытом победителя. Тут возникают невольные ассоциации с Жозе Моуриньо, с тренером насколько гениальным, настолько и противоречивым. Можно со стопроцентной долей уверенности сказать, что половина из Вас, прочитав сейчас его фамилию скорчила лица от неприязни, вторая сверкнула улыбкой. И мне если честно нравится португалец, но не на мостике «красных». Нет, до «Интера» я был обеими руками «за», но посмотрите, что он делает с командами. Он их выжимает, питается их энергией, он – футбольный вампир, и пусть он даст мгновенный результат и конкурентоспособную команду, но видеть «Юнайтед» на обочине будет куда больнее, чем видеть его без трофеев.

Есть второй вариант, сделать своего Пепа.  Рой Кин практикует, Гари получает лицензию, а Сульшер уже даже выигрывает. Скоулзи? Едва ли, он наверняка предпочтет сидеть где-нибудь посередине между Ланкаширом и Йоркширом под проливным дождем, просматривая 10-летнего пацана, нежели находиться в центре постоянного внимания. Есть еще и более менее маститые представители тренерского цеха, пропитанные манкунианским духом – Брюси или Хьюз, но это уже не из оперы про золушку. И, конечно, Гиггзи. Я вообще не имею ни малейшего представления, какой из него может выйти тренер. Вот, например, Кин – типичный представитель старой школы, чем-то похож на Ферги – крики, маты, по щам если что. Сульшер – это нынче модный тренер-психолог, всем игрокам свой в доску, такой братан в раздевалке. А вот какого типа Райан (так и хочется сказать сэр Райан) я сказать не могу, одно очевидно, его вклад в историю «Юнайтед» не менее весом, чем у сэра Алекса.

Вот так скажи футболисту, что он всю свою карьеру проиграет в одном клубе под руководством одного тренера, и он рассмеется тебе в лицо. А у нас есть живая история, которую я обязательно буду рассказывать своим сыновьям и надеюсь, в это время буду указывать пальцем на телевизор, на тренера валлийского происхождения с точеной фигурой и выразительными скулами, но уже не со смолью в волосах.

«Важный аспект нашей жизни работа и у меня есть право на нее. Кто-то любит филонить, я же просто хочу продолжать то, чем занимаюсь»