9 мин.

Артефакты. Зал № 4. США 1 (Third Power, Ultimate Spinach, Conquerroо, The Music Machine, Stepson)

фото

Зал № 1 (Count Five, May Blitz, Arzachel, Asylum Choir, The Third Bardo)

Зал № 2 СССР (Сокол, Аргонавты, Садко, Скифы, Оловянные солдатики)

Зал № 3. Британия 1 (The Creation, The Poets, The World Of Oz, Hard Meat, Pinnacle)

Уважаемые посетители виртуального музея музыкальных артефактов! Из Британии мы с вами перебираемся через Атлантику и вспоминаем андеграудные группы США 60-70х гг. Под влияинем The Beatles и других британских групп середины 1960-х гг. в Америке происходят коренные перемены в музыкальной культуре. Если до "британского вторжения" популярность имели сладкоголосые вокалисты в жанре рок-н-ролла и рокабилли вроде Элвиса, братьев Эверли, Нила Седаки и других, то во второй половине 1960-х гг. музыкальную сцену (как официальную, так и подпольную) завоевывают рок-группы.

Уникальным американским явлением стал, так называемый, "гаражный рок", под которым понималось огромное количество любительских гитарных групп по всей стране, игравших в мелких клубах, и не имевших большой популярности за пределами своего города или штата. Эти группы, которые исчисляются тысячами, появлялись в то время на всей территории США от Сиэтла до Бостона, и оставили после себя довольно много раритетного материала. Большая часть этих записей плохого качества и порой это просто невыносимо слушать, но немало сохранилось и подлинных жемчужин, которые в силу разных причин не стали хитами. Ниже я представляю первую (номинально) пятерку подобных американских команд, игравших в самых разных жанрах. Повторюсь, выбор среди малоизвестных групп США просто огромен и, наверняка, мы еще не единожды к ним вернемся в следующих залах.

 

Third Power

Город: Детройт (штат Мичиган)

Годы активности: 1968-1972 гг.

Рекомендовано к прослушиванию: "Believe" (1970)

Трио "Third Power" играло добротный хард – сильные, громкие, напористые мелодии в лучших традициях "Mountain". Летом 1970 г. группа подписала контракт с звукозаписывающей фирмой под лейблом Vangard, в том же году они записали свой первый и, к сожалению, единственный альбом "Believe". Этот LP, состоявший из девяти треков вышел очень цельным, качественным и драйвовым. Лидер группы Дрю Эббот считался в то время лучшим гитаристом штата и заложил основы "детройтского саунда" - жесткого и техничного.

В итоге руководство студии сочло звучание группы чрезмерно громким и не стало принимать активного участия в ее раскрутке. Музыканты несколько лет еще поиграли по местным клубам, после чего разошлись. Эббот стал ведущим гитаристом в группе Bob Seger & The Silver Bullett, а басист Джем Таргал записал отличный сольник - Luckey Guy (S’heavy). 

Альбом "Третьей власти", действительно, заслуживает внимания и для всех ценителей харда (тех, кто о них не слышал), думаю, станет подлинным открытием. Слушаем первую вещь с этого альбома под названием "Gettin' Together" (Соберемся вместе) - драйвовый боевик с отточенным саундом

 

Ultimate Spinach

Город: Бостон (штат Массачусетс)

Годы активности: 1967-1969 гг.

Рекомендовано к прослушиванию: "Ultimate Spinach" (1967), "Behold & See" (1968)

Уже само название этой бостонской команды ("Окончательный шпинат") говорит о  психоделической направленности и влиянии ЛСД. Лидер "шпинатов", мультиинструменталист Иан Брюс-Дуглас признавался в интервью, что большинство треков записывал под воздействием именно этого популярного в то время галлюциногена.

"Ultimate Spinach" были наиболее яркими представителями, так называемого, "босстаунского саунда" ("Bostown Sound") - своеобразного ответа психоделическим групам Западного побережья. Основным архитектором "босстаунского саунда" был продюсер, композитор и аранжировщик Алан Лорбер, стремившийся создать из Бостона главный центр музыкальной психоделии и переплюнуть "старших братьев" из Сан-Франциско. О своем амбициозном проекте Лорбер заявил в статье журнала Newsweek в январе 1968 года, в которой он рекламировал новые группы: "Ultimate Spinach", "Beacon Street Union" и "Orpheus". В итоге это движение имело локальный характер, а бостонские группы и близко не имели той славы и популярности, которыми обладали их коллеги из Калифорнии. 

Неудиветельно, ведь если разобраться, "босстаунский саунд" представлял собой лишь талантливую компиляцию калифорнийской психоделии и по определению был вторичным. Брюс-Дуглас и Лорбер, выстраивая имидж и саунд "шпинатов", взяли у всех по чуть-чуть: у "Grateful Dead" - тягучие 10-минутные психодел-симфонии, у "Jefferson Аirplane" - гипнотический женский вокал, у "Country Joe & the Fish" - фолковые элементы. Были добавлены и свои аутентичные приемы и "фишки". В целом это довольно интересная и в техническом плане заковыристая музыка, очень далекая от гаражного примитивизма. Неслучайно, что первый альбом "Ultimate Spinach" был включен в список 42 величайших пластинок психоделического рока под № 36.

Через год после выпуска первого альбома группа выпустила второй под названием "Behold & See", в котором стало меньше клавиш и больше фолковых сюит. Вскоре в результате конфликта с Лорбером из группы ушел Брюс-Дуглас, без которого команда распалась. Слушаем заглавную вещь со второго альбома (вокал - Кэрол Ли Брит) под названием "Gilded Lamps of the Cosmos (Behold & See)" ("Позолоченные светильники космоса (Смотри и узри)). Основной рифф в этой вещи, на мой взгляд, очень напоминает хендриксовскую "Foxy Lady".

 

The Conqueroo

Город: Остин (штат Техас)

Годы активности: 1965-1970 гг.

Рекомендовано к прослушиванию: "From The Vulcan Gas Company" (1987)

Изначально эта группа из Остина называлась "St. John & The Conquerro". С одной стороны обыгрывалось имя лидера группы - гитариста-харписта Пауэлла Сэт Джона, а с другой, американскую легенду о Джоне Завоевателе (John The Conqueror). Якобы это был африканский принц, взятый в плен и привезенный в Америку в качестве раба. Но рабство его там продлилось недолго, вскоре он сбежал от своих белых хозяев и стал чем-то вроде темнокожего Робина Гуда, громил помещиков и освобождал рабов.

Однако, послужив основным двигателем коллектива на раннем этапе развития, Сэт Джон в августе 66-го покинул их. В группу пришел молодой и талантливый гитарист Боб Браун, ставший впоследствии лидер-вокалитом. С его приходом музыка The Conquerro (в целом, основывающаяся на блюзе) стала жестче и сдвинулась в сторону гаражно-роковой психоделии. С 1966-го музыканты активно выступают на местных площадкам и скоро становятся постоянными резидентами клуба Вулкан (Vulcan Gas Company) - центра неформальной жизни Остина. Постепенно они выходят в первый эшелон местного психоделического движения и регулярно делят сцену с другими корифееями: "The 13th Floor Elevators" и "Shiva’s Headband".

В июне 1968-го, группа вынужденно передислоцируется в Сан-Франциско, так как техасские власти жестко преследовали местные молодежные тусовки, считая их сборищами социально опасных наркоманов. В Калифорнии The Conqueroo выступали по клубам и делали кое-какие записи в 1968-м на сан-францисской "Pacific High Studios", но они тогда так и не были выпущены. В 1970 г. группа распалась. За время существования эта команда выпустила всего один сингл "I've Got Time" (1968 г.). Однако в 1987-м, на лейбле "5 Hours Back" была выпущена пластинка, названная "From The Vulcan Gas Company". Туда вошел концертный материал, записанный на выступлениях группы в остинском клубе Вулкан в 1967-м и в 1968-м. А также студийные записи сделанные группой в Сан-Франциско в 1968-м году. С этого диска слушаем композицию "Passenger" - бодрый трек с яркими психоделическими оттенками и улетным гитарным соло.

 

The Music Machine

Город: Лос-Анджелес (штат Калифорния)

Годы активности: 1966-1969 гг.

Рекомендовано к прослушиванию: (Turn On) The Music Machine (1966)

Предыстория этой калифорнийской гаражной группы начинается в конце 50-х, когда парень из Сан-Хосе Шон Боннивел сколотил свою первую школьную группу. По его воспоминаниям, вдохновила на этот шаг его песня "Only You" в исполнении "Platters". Когда началось "британское вторжение", Шон организовал "электрическую" команду "The Ragamuffins" в компании с басистом Китом Олсеном и барабанщиком Роном Эдгаром. 

Некоторое время коллектив работал в формате трио, но с приходом клавишника Дуга Родса и гитариста Марка Лэндона превратился в квинтет. Парни оделись во все черное (причем фирменной фишкой была одна черная перчатка у каждого члена группы) и переименовали свою банду в "Music Machine". В 1966-м музыканты заключили сделку с продюсером Брайаном Россом и с его помощью выпустили свой первый сингл на лейбле "Original Sound". Песня "Talk Talk" стала хитом и попала на 15-ю строчку национального хит-парада. 

Альбом "Turn On The Music Machine" вышел достаточно энергичным и мелодичным. Саунд группы определяли хаммонд-орган Родса, басовые партии Олсена и харизматичный вокал Боннивелла. Однако альбом, хоть и включал в себя хит "Talk Talk", большим спросом не пользовался и продавался неважно. Вскоре после выхода пластинки в группе начались разногласия и спустя несколько месяцев от Боннивелла ушли все музыканты.

Шон продолжал работать дальше и, изменив название проекта на "The Bonniwell Music Machine", стал работать в системе "Warner Bros". Здесь он выпустил пластинку, в которую вошли вещи, записанные еще с оригинальным составом. Материал был более попсовым, но альбом также не продавался. Боннивелл предпринял попытку выпустить еще один лонгплей, но это не удалось, и вскоре лидер "музыкальной машины" завершил свою деятельность. C первого альбома этой команды слушаем трек "Some Other Drum" ("Какой-то другой барабан")  - отличный пример стильного калифорнийского минимализма.

 

Stepson

Город: Сиэтл (штат Вашингтон)

Годы активности: 1974 гг.

Рекомендовано к прослушиванию: Stepson (1974)

В начале 1990-х гг. Сиэтл со своим гранжем стал столицей не только американской, но и мировой музыки. Но и за 20 лет до успеха Курта Кобэйна сотоварищи в этом городе на северо-западе США играли интересные группы, ныне почти забытые. Одной из наиболее ярких сиэтлских команд начала 1970-х гг. были Stepson, игравшие техничный блюз-хард. 

Будущие участники группы вокалист Джефф Хоукс и гитарист Джоуи Ньюмэн были знакомы с конца 1960-х гг. по группе "Don and the Goodtimes", затем в прогрессивно-психоделической группе "Touch" они играли вместе с басистом Брюсом Хаузером. После распада группы эти трое и примкнувший к ним барабанщик Ленни Фэгэн в 1974-м году образовали хард-блюзовую группу "Stepson", выпустившую в том же году добротный и цельный альбом... Музыкальный материал в большинстве своем написан самими участниками коллектива и звучит очень достойно. В записи альбома принимал участие Джефф Симмонс, известный как один из основателей и участников коллектива Фрэнка Заппы "Mothers of Invention". 

В этой музыке еще чувствовалось влияние великих групп "золотой эпохи рока" рубежа 1960-1970-х гг., но и ощущались хулиганские элементы панка - ключевого музыкального стиля второй половины 1970-х гг. Преимущественно это была музыка, которую американцы нзазывают "тру-рок", то есть реальный рок с мощными гитарами, с жесткой, но не слишком агрессивной подачей вокалиста, с динамичной ритм-секцией. В общем, такой рок, каким он и должен быть. Слушаем с единственного альбома группы "Stepson" композицию "Rude Attitude" (Грубое отношение). 

На этом знакомство с четвертым залом подошло к концу.

Всем спасибо за внимание!

До встречи на новых экскурсиях!