10 мин.

Сезон 2013 г. в футбольной лиге мастеров Эстонии. Клубам Ида-Вирумаа предстоит поработать над ошибками.

 Валерий Козлов. Агентство «SoccerPro». Специалист спортивной медицины. Тренер по функциональной подготовке. http://vksoccerpro.blogspot.com

Сезон 2013 г. в футбольной лиге мастеров Эстонии. Клубам Ида-Вирумаа предстоит поработать над ошибками.  Часть 1.

Главная интрига предстоящего сезона в Лиге Мастеров Эстонии состоит в изменении регламента, касающегося количества легионеров в составах команд. Ранее реальные ограничения касались только игроков не имеющих «прописки» Евросоюза.

Это, безусловно, было непонятным с точки зрения здравой спортивной логики и сильно попахивало политикой. Нынешнее же решение видится более логичным. А с точки зрения развития местного футбола - многократно полезно и приветствуется.

В большей степени эти изменения затронут интересы нарвского «Транса» и силламяэского «Калева», традиционно отдающим предпочтение легионерам.

Не секрет, что между легионером и клубом, как правило, стоит «прослойка» в виде агента, который предлагает клубу игрока и выторговывает для него приемлемые условия. Зачастую, неоправданно завышенные, а иногда и откровенно жульнические.

Примеров много, приведу для убедительности пару – Донатас … (МПК - 44 мл/кг/мин), отсидевший на скамейке запасных половину сезона 2011 года и получавший в три раза большую зарплату, чем местные молодые парни, регулярно выходившие на поле. Ну и ещё более яркий пример – некондиционный тренер из Беларуси Юрий Свирков, которого тот же агент, в том же году «насунул» в «Транс».

(По утверждениям президента РФС Николая Толстых: непрофессионализм агентов заметно осложняет работу клубов).

К своим же воспитанникам, у местных футбольных функционеров, в силу пока ещё низкой профессиональной спортивной культуры, отношение просто варварское. Примеры потерь талантливых молодых парней навскидку: Влад Фёдоров и Игорь Овсянников из «Транса», Андрей Горнев и Игорь Александров из «Калева», к которым, в силу вышеуказанных причин, руководство клубов не нашло подхода, не смогло мотивировать на дальнейшее продолжение профессиональной карьеры.

А своим талантам нужно помогать, их нужно беречь, холить и лелеять.

В общем же сегодняшняя ситуация с профессиональным футболом на северо-востоке Эстонии очень сильно напоминает ситуацию с московским «Спартаком» времён Червиченко. Та же болезнь роста, те же проблемы амбиций владельцев клубов, думающих, что инвестируемые мною любимым деньги (кстати, не такие уж и большие, какие должно инвестировать в успех в футболе), позволяют мне распоряжаться судьбой спортсмена по моему усмотрению. Не неся ответственности.

Да и болезнь перехода от советских спортшкол к частной клубной системе ещё, к сожалению, не прошла. Нет системности в подготовке и преемственности поколений в частных клубах Ида-Вирумаа. А поколение местных кондиционных игроков (Максим Базюкин, Сергей Старовойтов и т.д.), воспитанных квалифицированными, образованными тренерами ещё в советских спортшколах Кохтла-Ярве, Нарвы и Силламяэ, уже по возрасту заканчивают свою карьеру.

Реальные же тренеры-специалисты тех времён, в подавляющей своей массе, не хотят сотрудничать с нынешними руководителями местных футбольных клубов, в угоду их амбиций, пытаясь делать что-то своё. Отток профессионалов из частных клубов произошёл по понятным причинам. Профессионал не потерпит диктата дилетантов, коими пока в разной степени, являются владельцы местных клубов. Они гордятся только деньгами, за которые хотят потешить своё самолюбие. И особенно это сказалось на футболе. Из свежих примеров – опытный, образованный тренер Сергей Виноградов, после долгих лет работы в Силламяэ, покинул клуб и успешно работает с молодёжью в России.

Да простят мне столь резкие суждения владельцы профессиональных футбольных клубов Нарвы и Силламяэ. В глубине души они милые люди. Содержание же профессионального футбольного клуба - тяжёлая ноша. И в организационном плане, и в юридическом, и в методическом, и в финансовом, и ещё более в моральном плане. И нужно отдать им должное за сохранение футбола в регионе, в наших непростых условиях недоразвитого и перекошенного капитализма, где бизнес ещё не научился нести социальную ответственность перед обществом. Но нужно расти и развиваться дальше. А потому - продолжу.

Переход от государственных, муниципальных и профсоюзных спортшкол к самостоятельной регуляции и свободному творческому формированию спортивных организаций, произошёл с серьёзной потерей качества.

Так что решение об изменении регламента на ограничение легионеров, в долгосрочной перспективе, даст свой многократный положительный эффект:

1)

нужно будет освоить-таки профессиональный подход к селекции легионеров внутри клуба, а не верить на слово жуликоватым агентам;

2)

более тщательно и компетентно подходить к подбору главного тренера первой команды на долгосрочной основе, а не устраивать чехарду;

3)

научиться выращивать своих звёзд и бережно к ним относиться;

и из пункта 3 органично вытекает пункт –

4)

постоянно совершенствовать мастерство и поощрять профессиональный рост клубных тренеров, работающих с детскими и особенно подростковыми и юношескими командами.

Теперь по пунктам.

СЕЛЕКЦИЯ ЛЕГИОНЕРОВ. Рекомендации для низкобюджетных клубов.

Селекция - сложный многофакторный и многокомпонентный процесс. Какими достоверными данными можно руководствоваться наверняка, дабы не ошибиться в выборе кондиционного игрока?

В первую очередь это показатель МПК (VO2max) - максимального потребления кислорода. Универсальный в данном случае показатель, характеризующий и генетическую предрасположенность футболиста к лучшей физической работоспособности и уровень его тренированности, так как высокие показатели МПК достигаются за 5-6 лет систематических тренировок, и являются предпосылкой успешности игрока.

Усреднённые показатели МПК у футболистов европейских премьер –лиг 59 - 63 мл/кг/мин. (обследования футболистов Германии, Швеции, Дании, Англии в 2007-2009 г.).

Показатели МПК игроков СССР (данные с 1972 по 1988 г.) 66-70 мл/кг/мин.

По исследованиям же 2010-2011г., проведённым по инициативе группы тренеров в соавторстве с Леонидом Слуцким, у игроков национальной и премьер лиг России (в тестах не участвовали легионеры, только воспитанники клубов) средний МПК приближается к 55 мл/кг/мин.

Это и понятно. Нынешнее поколение молодёжи сутками напролёт осваивает премудрости футбола на компьютерных симуляторах FIFA Manager и Pro Evolution Soccer, а поколение футболистов СССР с детства, с утра до вечера гоняла в футбол, только в реале, во дворе с реальными соперниками-друзьями и реальным мячом, пусть и не фирмы Adidas.

Общий же вывод, сделанный по результатам комплексного исследования клубов России – команды тренируются по устаревшим технологиям.

По каким же технологиям тогда мы-то тренируемся?

Приведу несколько местных примеров. Мониторинг МПК у игроков команд мастеров Ида-Вирумаа, включая легионеров, с 2008 по 2012 год даёт усреднённый показатель -52 мл/кг/мин. Наибольшая вариабельность значений МПК лежит в переделах 35 - 54 мл/кг/мин. и только за счёт высоких показателей отдельных игроков, средний показатель переваливает за 50 мл/кг/мин.

Игроки с высокими показателями МПК: –

Андрей Горнев - 74 мл/кг/мин – уникально высокий для футболиста показатель, но парня сломали в психологическом и мотивационном плане и он больше не играет.

Максим Грузнов в 36 лет. МПК - 69 мл/кг/мин – великолепный показатель. Как и все его остальные данные – уникально динамичные и эластичные мышцы, обеспечивающие высокую скорость и прыгучесть, удивительная координация, дающая превосходство над любым соперником в дриблинге и высочайшую точность и силу удара. По природным данным Максим во многих компонентах был либо равен, либо превосходил Криштиану Роналдо. И что он имеет, завершив карьеру игрока в «Трансе», забив более 300 голов (!) в чемпионатах Эстонии, на протяжении многих лет украшая эстонский футбол неординарностью своего таланта?

Достойного образования парень не получил. Денег не заработал. А почему? Да потому, что не нашлось рядом мудрого наставника, который ещё в юности расширил бы его кругозор, повысил бы его самооценку, мотивировал бы его на высокие достижения, а затем вёл бы его по жизни с любовью, заботой, а главное, с высочайшей ответственностью за судьбу этого редкого дарования.

Зато велик был соблазн использовать парня в угоду амбиций. В итоге, кроме фатальных травм коленных суставов обеих ног, с которыми страдать ему всю оставшуюся жизнь, парень, по большому счёту, из футбола ничего и не вынес. И ради кого и чего эта жертва? Ради удовлетворённого самолюбия владельцев клубов? И кто понесёт за это ответственность?

А учитывая ещё и отток молодых собственных воспитанников из клубов Ида-Вирумаа, можно говорить уже о системной ущербности мотивационной философии в клубах. Есть о чём задуматься…

Чтобы воспитывать успешных спортсменов, для того чтобы стать чемпионом, к чему безоглядно стремятся уже который год местные футбольные функционеры, нужна объединяющая идея, высокая мотивационная внутриклубная философия и ответственное, бережное отношение к игрокам.

 Есть уверенность в том, что Максим в полной мере реализует теперь свой талант и опыт игрока уже в качестве тренера. Благо, что все задатки тренерской успешности у этого неординарного парня присутствуют, а знания – дело наживное, было бы желание. Да и учиться никогда не поздно.

Но продолжим о селекции.

Реально «тащивший на себе» два сезона (2010-2011) нарвский «Транс», очень кондиционный футболист, просто профессор на поле, завершающий карьеру игрока Мариус Безыкорновас имел показатель МПК - 68 мл/кг/мин.

И здесь хочу остановиться на том, почему же литовские парни столь привлекательны для наших клубов. Дело даже не столько в особенности общей национальной черты литовцев – высоких бойцовских качествах, сколько в системности формирования личности футболиста в Литве.

В подавляющем своём большинстве, литовские парни успевают неплохо играть в футбол и получать высшее образование. Такие интеллектуальные игроки – просто подарок хорошему тренеру. В случае с Мариусом – он успешно заканчивает магистратуру по специальности спортивная психология.

В сезоне 2011 года лучшим бомбардиром ЧЭ стал Александр Чекулаев («Транс»), легионер из Латвии, поставив рекорд результативности – 46 забитых мячей за сезон.

Так вот. Трудно было предположить при первом знакомстве, что этот парень способен на такое. Скорость не велика, взрывного ускорения с места нет, координация весьма средненькая. Но показатель МПК высокий - 64 мл/кг/мин. Плюс к этому высокая внутренняя мотивация, самодисциплина и постоянное желание совершенствоваться. Он всегда интересовался, какую работу ему лучше сделать дополнительно для повышения своих кондиций, оставался после тренировки и пахал.

Ищущий да обрящет.

В начале прошлого сезона, по просьбе Андрея Шкалеты, тестировал игроков «Лоотуса» (ныне объединённый клуб «Ярве») и обнаружил там молодых, вполне одарённых ребят, с отличными показателями МПК, которые могли бы с успехом пополнить ряды наших профессиональных клубов и вырасти в серьёзных игроков.

Но. У них ещё нет «послужного списка» и потому они не попадают в поле зрения агентов и их никто не предлагает, а вести самостоятельную селекцию клубы региона пока не в состоянии. Что у самих вырастет, причём не благодаря, а вопреки, то и ладно. А с этими-тоещё работать надо. А там, глядишь, и агенты подсуетятся, насунут кого-нибудь готовенького.

К тому же, захотят ли эти парни переместиться из демократичной обстановки непрофессиональной команды, где они играют в своё удовольствие, под морально-психологический пресс не совсем профессиональных боссов клубов лиги Мастеров?

Наиболее удачная и профессиональная селекция была проведена в 2010 году в Силламяэ.

Тогда на позитивной эмоциональной ноте, вызванной успешным выступлением в предыдущем сезоне (3-е место в ЧЭ) и приглашением на пост главного тренера Владимира Казачёнка, был организован хороший селекционный сбор.

Через сито отбора прошло 58 (!) игроков. Думаю, это рекордное число для Эстонии. И был сформирован очень приличный состав. Уж в этом-то компоненте (селекция) хитрый лис Владимир Казачёнок знал толк.

И опять же НО. Даже несмотря на неадекватность и бессистемность нагрузок, предложенных главным тренером, команда могла стать безоговорочным лидером чемпионата. Если бы на самой ранней турнирной стадии не выбили из состава атакующего защитника Тадаса Папечкиса, жестоко и, уверен, намеренно, фатально травмировав его.

А это был безусловный лидер команды, способный сплотить коллектив и вести его к победам. До сих пор восхищаюсь самоотдачей, профессионализмом, образованностью и высокими духовными и человеческими качествами этого игрока! Показатель МПК - 70 мл/кг/мин.

Резюмируя.

На ранней стадии селекции показатель МПК является самым информативным и определяющим перспективность игрока. Как определить МПК в наших убогих условиях? Подскажу. В ходе проведения Гарвардского степ-теста с использованием номограммы Астранда. Это непрямое определение МПК, но если тщательно его провести, то погрешность по сравнению с прямым, аппаратным тестом, минимальна, а то её и вовсе нет. Достоверность и информативность гарантирована. Всех-то затрат – секундомер, пульсометр, ступенька высотой 50 см и опытный тренер или физиотерапевт. И 10 минут времени на одного игрока.

На этом первую часть закончим. А продолжение следует. В следующих постах поговорим о тренерах и тренерской компетенции в футболе. О возрастных особенностях тренировки футболистов и на какой стадии массово теряем юные дарования и почему это происходит.

http://vksoccerpro.blogspot.com