8 мин.

Путевые заметки длиной в два месяца

Терф Мур TurfMoor

Бернли, улица Гарри Потта.

Построен в 1883 г.;

Открыт в 1883 г.

Арендатор – футбольный клуб «Бернли»,

с 1883 по наше время.

Стоимость конструкции – 5,3 млн. фунт. Стерл.

Вмещает 22 546 сидящих болельщиков.

 

С 1883 года по наше нелегкое время футбольный клуб «Бернли» играет свои домашние матчи на «Терф Мур, расположенном в одноименном городе Бернли, Ланкашир, на улице Гарри Потта. Один из последних стадионов Англии, на котором раздевалки находятся в под трибунном помещении, за одними из ворот.

Принц, гомосексуалист, убийца

Земля, на которой в 1883 году было принято решения играть в футбол, исторически считается спортивной. Еще в далеком 1833 здесь играла городская крикетная команда, чуть позднее проводились скачки. И только потом крикетная команда пригласила футбольную разделить поляну на двоих, сразу после открытия.

Первые два года на новом месте команда играла ни шатко ни валко, от того и посещаемости не превышала 2 000 зрителей. Посещаемость страдала еще и из-за временных неудобств, связанных с размещением болельщиков. Им приходилось усаживаться прямо на земле, вокруг поля. Ибо трибун еще не было и в помине. И только через два года после открытия была возведена деревянная трибуна на 800 мест, призванная отгородить поляну от дороги, что проходит в непосредственной близости. Также были установлены за воротами террасы, способны принять 5000 человек.

Спустя год нововозведенку прибыл посмотреть старший внук королевы Виктории, принц Альберт Виктор. Интересная личность. Жизнь которого покрыта множеством легенд, многие из них не были документально подтверждены. Например, та, что принц посещал гомосексуальный бордель и был под подозрением в убийстве 5 проституток. Которым он мстил якобы за свой сифилис, от которого и умер. Хотя официально он умер от гриппа. Тем не менее, это не помешало ему подняться на трибуну и лично засвидетельствовать победу «Бернли» над «Болтоном». И если быть честным, то принц прибыл в город не за футбольными зрелищами, а для того что бы открыть городской госпиталь.

Постепенно пришли первые матчи под крылом Футбольной Лиги, первые голы и первые победы. Параллельно с победами шествовало и совершенствование арены. По бокам поля были установленные креозотовые лампы, в количестве 16 штук. Что позволяло играть в темное время суток. В таком шаге проглядывается палка с двумя концами: первый позитивный – свет, но второй, негативный – запах. Вонизм стоял знатный и запоминающийся. Ах да, имеется и еще один минус. Видимость была ограничена. Пределы поля были видно отчетливо, но в центре поля какой-то негр мог затеряться.

Свет и расширение

26 марта 1898 года можно назвать датой открытия новой страницы в истории «Терф Мур» в этот день на матч Кубка Англии между «Бернли» и «Эвертоном» собралось поглазеть 20 000 зрителей. Да, вы правильно догадались, что до матча не один год шла реконструкция, что не мешало играм команды. Трибуна «Звезда» (центральная, напротив дороги) была начисто снесена, а на ее месте выросла другая, более вместительная. Этой трибуне суждено больше всех настрадаться: ее еще будут сносить, накрывать, расширять и несколько раз переименовывать. Пять лет спустя возвели второй уровень на лицевой трибуне «Браншау» (та, что отделяет поле от дороги, исторически первая), помимо расширения вместительности, в трибуну поместили клубные офисы. Еще через шесть лет продлили «Звезду» и установили новые перегородки и турникеты. Последняя мера была предпринята в рамках подготовки к четвертьфинальной баталии на Кубок Англии против МЮ.

В 1911 году была утверждена и разработана архитектором возведение над основной трибуной «Браншау» крыши, но забастовка железнодорожников немного затягивала процесс реконструкции. Все же проект был сдан во время. А вот с раздевалками совсем аховая ситуация. Они не были готовы, не было даже намека на готовность. И игроки обеих команд были вынуждены походить немного в амуниции вне поля, в соседний крикетный павильон. Новонакрытая и расширенная «Браншау» опустошила клубную кассу на 5000 фунтов. Зато вместимость выросла до 5500 зрителей, в том числе 2200 сидящих мест. А пропускная способность стадиона возросла до невиданных доселе 41 000 зрителей.

Но руководство клуба подметило, что не все желающие имеют возможность посещать матчи любимой команды, в виду малых размеров трибун. И было принято волевое решение о продлении трибуны «Браншау» до самого углового флажка и накрытии ново установленных лавочек. Иными словами, лицевая трибуна к 1914 году была готова во всеоружии встретить болельщиков. И в доказательство вышесказанного, 23 февраля 1924 года более 50 000 человек посетили матч Кубка Англии. Благодаря дружному реву домашних болельщиков «Бернли» минимально переиграли «Хаддерсфилд Таун». Позже была подтверждена посещаемость, остановившаяся на отметке в 54 775 человек, что является рекордом для клуба.

За деньги фанатов в Европу

Три года спустя на Терф Мур состоялся первый международный поединок. Англия примет почти родной Уэльс. В том матче капитан «Бернли» Джек Хилл подарил победу валлийцам со счетом 1:2, забив в свои ворота. Второй же и последний будет сыгран ровно через 80 лет в 2007 году Англия – Албания.

Спустя еще шесть лет «theBurnleySupporters' Club» собрали своими силами деньги на покупку и установку табло. В планах была замена трибуны «Звезда», но эти планы были отложены в ящик и закрыты рукой Второй Мировой Войны.

Планы были реализованы в 1954 году. «Звезда» разрушена безвозвратно, а на ее месте выросла другая трибуна. Цифры понемногу стали умалчивать (только крыша обошлась в 20 000 фунтов), а экономить на рабочих. Трибуну возвели своими руками игроки молодежной команды. Для себя и старичков из первой команды. Также были установлены постоянные прожекторы.

Арена на то время отвечала всем английским и европейским стандартам. Мне приятно отметить, что вместе со стадионом росла и команда. Постепенно, но верно, от камешка к камешку, от победы к победе. И в 1960 году клуб начал демонстрировать свой дом в Кубке европейских чемпионов. В гости к «Бернли» приехал не кто иной, а чемпион Франции и финалист прошлогоднего розыгрыша Кубка европейских чемпионов «Стал де Реймс». Но Джимми Робсон и Джимми Макилрой забившие в самом начале встрече на титулы противника посмотреть забыли. В том же году за одними из ворот, где восседали активные болельщики («Bee Hole End»), установили ограждение, для предотвращения попадания на поле ненужных предметов. 

Из года в год продолжалась реконструкция. Все росли запросы ФА и болельщиков, росло, и желание все большего количества людей посмотреть футбол широкой ноги. За воротами были построены новые раздевалки в под трибунном помещении, также продлили трибуну, расширив вместительность до 7 000 человек. И хотя некоторое время часть ново построенной трибуны была без крыши, все равно пользовалась популярностью среди болельщиков. Но владельцу клуба Бобу Лорду и того было недостаточно. Он нанимает Cambridge Soil Services для работ по установке дренажа и подогрева поля. Немного ранее тот самый многоуважаемый Боб Лорд установил обогрев на трибунах, но после получения счетов, посчитал, это дорогим удовольствием. И обогрев больше не включался.

Также были проведены небольшие изменения на трибуне «Браншау». В частности встроена VIP-ложа. Главное изменение – в названии: переназвали именем действующего президента. Как мы помним, это южная трибуна, та, что отгораживает от дороги. На пере резание ленточки прибыл премьер-министр Эдвард Хит. Не только на трибуне, но по всему стадиону, силами президента, поменяли старые (с 1957 года) на новые прожекторы.

Старый пульс, новое биение

Дальнейшее развитие было представлено публике в 2007 году на бумаге. И состояло оно из шести пунктов: на первом этапе запланировали перемещение раздевалок в угол между «Джеймс Харгривз Стенд» и «Джимми Макилрой Стенд». Второй включал полный снос «Крикет Филд Стенд», что бы на его месте построить новый «Стенд», который будет в себе вмещать отель и рестораны. Также на втором этапе планировалось построить многоэтажный паркинг. На третьем и четвертом этапе намеревались возвести супермаркет и друге торговые точки, для большего выкуривания денег из честных болельщиков, а также новые офисы на месте клубного магазина атрибутики. Этап пятый: трансформация «Боб Лорд Стенд» в кинотеатр, с развитием второго яруса и добавлением посадочных мест. После завершения всех строительных работ конечная вместимость должна составить 28 000 зрителей. Ну а в денежном эквиваленте – это 20 миллионов английских денег. Короче говоря, боссы клуба запланировали постройку бизнес-торгово-развлекательный центр, для 300 рабочих человек.

Запланированное на бумаге плавно трансформировалось в материальный факт. Полная реконструкция завершилась через три года после начала работ. Не обошлось и без заминок, ведь деньги имеют свойство заканчиваться. Но перерыв в работе был недолгим. Сентябрь 2011 года стал знаковым для жителей города. Был открыт новый футбольный центр Бернли. Та дата на сегодняшний день остается последней в изменении чего-либо в чаше и непосредственной близости от стадиона. Имеется в виду масштабные работы, закраска неприличных надписей и царапин не считается.

 

Подводя итог

По сравнению с лондонскими и манчестерскими аренами данный стадион можно назвать маленьким, уютным. Но для города – это огромнейшее сооружение, да уютное, этого не отнять. Чисто британский, добавить бы турникеты вместо сидений. Не одна из трибун не соединена между собой, так что если вы купили билет за воротами, оттуда и будете смотреть футбол, а не бродить где вздумается. Внешний вид сохранил ту старину, помнящую первый матч. Такое чувство, что стадион вшили в старый район, в старые домики. И вы сидите на земле вокруг поляны с первыми фанатами, собирающими деньги на табло. А из-за спины доносится запах креозотовой лампы, что работник клуба вынес непонятно откуда. А где-то в центре поля затерялся негр!

 

https://twitter.com/SashaMUFC