7 мин.

Юрий Дудь. Без каламбуров

Когда ты родился в Липецке, но поступил в Плехановку, уже можно начать верить в чудеса. Но даже в самых смелых мечтах сложно было представить общение с ведущим свадеб в восточном Бирюлево и спартакиад на предприятиях химической промышленности, а по совместительству главным редактором сайта и лицом канала Матч ТВ Юрием Дудем. Разве что посмотреть на него с последнего ряда на передаче «Культ тура». Но как оказалось, спорт – хорошее средство коммуникации.

Интервью журнала о студенческом спорте «РАУНД!» от февраля 2017 года.

Что вы знаете о студенческом спорте?

 Юрий: Про студенческий спорт я знаю немного: российское государство раз в два года отправляет на Универсиады молодых людей, иногда не совсем студентов, чтобы они всех обыграли и в этой сакральной медальной таблице заняли первое место, а потом всё это показывают в новостях.   

Ну и второе - в 2013 году в Казани прошла Универсиада, преобразившая Казань и сделавшая ее одним из моих любимых русских городов. Я обожаю бывать в Казани и кайфую от всего, что там теперь есть в том числе благодаря Универсиаде.  

 

Может ли любительский молодежный спорт заинтересовать более взрослого зрителя?

 Юрий: Студенческая община - это и так огромное количество людей. Они постоянно меняются, но их постоянно много. Мне кажется, если аккумулировать внимание, оно должно быть, в первую очередь, внутри студентов. Если вдруг кто-то вне пределов студенческой тусовки чего-то не замечает, это точно не повод для напряга, серьезного анализа, расчерчивая графиков и всего остального.

Смотрите, мы знаем, что в Америке есть сумасшедшая система студенческого спорта с суперизвестными международными брендами – вроде Мартовского Безумия. Но это страна, в которой шоу-бизнес находится просто на космическом уровне. Во-первых, это позволяет ему воспроизводить огромное количество кадров, создающих этот самый шоу-бизнес. А во-вторых, помогает собирать людей, которые к подобному уровню привыкли. Соответственно, когда всего этого становится много - и людей, и требований - система охватывает сначала профессиональный спорт, а потом спускается на уровень студенческого. То есть, там умеют круто делать даже студенческий спорт. В России пока не научились делать круто даже профессиональный.

 

В интервью «Советскому спорту» вы говорили, что одна из проблем российского футбола - это «колхозники» в управлении. А есть в России более удачные примеры спортивного менеджмента?

 Юрий: Очевидно, что КХЛ - это пример того, как за государственные деньги можно делать не окупаемый, но очень красивый и толковый продукт. Да, это лига, придуманная президентом России и потому наполненная госденьгами. Да, там такие зарплаты у звезд, что окупить это просто нереально. Да, минусов полно, но даже эти минусы не мешают ей оставаться лучше всех прочих лиг, которые есть в нашей стране.

 

Юрий Дудь

Олег Матыцин, президент Международной федерации студенческого спорта, говорил, что в студ. спорте Америки бизнес стоит во главе угла. Как вы думаете, есть ли у студенческого спорта России потенциал приносить прибыль?  

 Юрий: Чем меньше расходы, тем вероятнее окупаемость. Я вполне допускаю, что какая-нибудь яркая и крутая студенческая команда может тратить 500 тыс. рублей за сезон, а благодаря энергетическому напитку, кофемашинам и автосервису, которые стали ее спонсорами, зарабатывать 600 тысяч – вот и 100 тысяч прибыли.

Возможность окупаемости профессионального спорта и возврата денег, которые в него вкладываются - это всегда абсолютное отражение экономической ситуации в стране. Пока среднестатистический учитель в Липецке будет зарабатывать 20 тысяч рублей, желание тратить свои деньги на команду второго дивизиона «Металлург» у него не будет никогда. По крайней мере, тратить в количестве, которое позволило бы «Металлургу» выходить хотя бы в 0.

 

У вас очень разноплановый Инстаграм: там и ваши фото, и красивые девушки, и различные факты о российском спорте. Но все объединено тематикой патриотизма и любви к России, выраженной в веселой, но не совсем цензурной форме. Каково это – вести самую интересную из патриотичных страниц Инстаграма? Почему выбрали именно такой формат?

 Юрий: Я бы не сказал, что он разноплановый, он ровно про одно и то же. Формат очень простой - я выкладываю туда что-то клёвое, произошедшее либо в России, либо с людьми из России. Запустил  я его исключительно в психотерапевтических целях – примерно в тот момент, когда количество диких новостей из России и вокруг России стало превышать все мыслимые пределы. Я стал собирать что-то смешное, классное, веселое про страну, которую я очень люблю и в которой мечтаю прожить всю жизнь. Думал, что запал быстро пройдет, но нет. Кому-то, чтобы снять стресс, нужно махнуть рюмку водки, а мне - отрыть красивую фоточку с Байкала или самому найти что-нибудь в телефоне и просто выбросить это в Инстаграм.

 

Вас называют лучшим интервьюером российского спорта. Могли бы вы рассказать, как вы готовитесь к своим «лучшим интервью»?

 Юрий: Если упрощать, то правил несколько. Человек, к которому ты идешь, должен быть изучен вдоль и поперек. Нужно сделать так, чтобы он не воспроизводил то, о чем говорил много раз.

Очень важно не бояться. Так сложилось, что патернализм - одна из особенностей нашего генетического кода, мы привыкли подрагивать перед людьми, которые выше нас статусом и состоянием. История, которая часто напоминает, что мы все-таки ближе к Азии, чем к Европе. Если люди, к которым ты идешь, чувствуют страх, на их отношении это сказывается в худшую сторону.  

И, конечно, нужно понимать, что работа журналиста - это не только вытягивать интересные истории и факты, но и быть дипломатом, который после интервью может решить все вопросы по заверке. Всякую жесть, остроту и просто кайфовые истории постоянно пытаются вырезать. Надо делать так, чтобы этого не происходило, либо договариваться о компенсации: то есть вырезаем этот интересный кусок, но добавляем другой. Это прямо жестокая дипломатическая работа, которой лучше бы не было, но она есть.

 

Что входит в обязанности главного редактора Sports.ru?

 Юрий: Глобально - организовывать работу редакции, чтобы каждый сотрудник постоянно придумывал и исполнял что-то классное. Частно - решать вопросы в духе «футболист Тарасов обиделся на то, что у нас в Твиттере опубликовали шутку про лобное место, «Дом-2» и Дмитрия Бузова, он звонит нашему сммщику и хочет его разорвать». Мне надо созвониться с Дмитрием и решить вопрос.

Плюс нежурналистская работа: я уже давно работаю как внештатный сотрудник отдела продаж . К нам постоянно приходят рекламодатели с идеей спецпроекта, мы садимся, открываем энергетические батончики и пытаемся придумать что-то, что выиграет тендер.

Ну и самое главное - я счастлив быть одним из тех главных редакторов, которые продолжают писать сами. Это условие мы специально оговаривали с моим начальником Дмитрием Навошей, когда 6 лет назад он нанимал меня на работу.

 

Вы общаетесь со многими футболистами. Кого из них вы бы могли выделить как самых дружелюбных, кто вам нравится как человек?

 Юрий: Я не знаю, что такое дружелюбный, это странная для меня характеристика. Я знаю много дружелюбных ублюдков, в том числе в русском футболе – люди, которые улыбчивы, приятны, девушки от них тают, а пацаны называют своими братьями. При этом на самом деле с ними лучше не иметь серьезных дел.

Я могу назвать тех, с кем с удовольствием пересекаюсь – хоть на обеде, хоть на заправке, хоть на эфире. Это Василий Березуцкий, это Сергей Игнашевич, это Федор Смолов, это, как ни удивительно, арбитр Сергей Карасев. В жизни каждого из них есть не только футбол: их интересно слушать, им интересно рассказывать.

 

 В прошлом году вы c Евгением Савиным были признаны победителями в номинации "Лицо из ТВ"  премии GQ. А какая награда для вас самая ценная?

 Юрий:  Да, эту премию мне до сих пор неловко вспоминать, потому что, как мне кажется, мы ее не очень заслужили. И это не просто кокетство с моей стороны... Ну как два человека, о существовании которых 99% публики того рублевского дворца, где все проходило, узнали только на награждении, могут обыграть, например, Андрея Беднякова? Вот если бы был более прозрачный способ определения, я был бы спокоен. Нет, я рад, я очень благодарен журналу GQ, я замечательно провел время на их вечеринке. Это было офигенски круто, но некоторая неловкость у меня все равно остается.

Мои награды измеряются просто – цифрами. Награда – это когда у сайта аудитория в день будет больше 10 миллионов посетителей, а в месяц – больше 50. Награда – это когда каждый ролик моего Ютуб-канала будут смотреть больше 1 млн раз. Награда – когда у меня будет 10 корпоративов в месяц, за каждый из которых я буду просить примерно в три раза больше, чем сейчас.

В журналистике нет истории с Золотым мячом или Лигой чемпионов, поэтому успехи я предпочитаю измерять предельно рационально.

 

За что вы так любите футбол?

 Юрий: За то, что это одно из лучших изобретений в истории человечества. Футбол – одна из самых простых спортивных игр на свете: есть мяч, есть ворота – вперед.

Это огромный социальный лифт, средство коммуникации людей из самых разных стран, а в детском возрасте – еще и колоссальный источник просвещения. Если у вас в окружении есть люди, которые в детстве жили футболом, вы могли ловить себя на мысли: географию они знают лучше.

Футбол – это штука, которая сосредотачивает огромное количество сюжетов. Про верность, про дружбу, про предательство, про справедливость. В футболе все так переплетено и все так неожиданно, что сериалам HBO даже и не снилось.